Гудок | Лидия Сычева | 02.07.2005 |
Искусство — зеркало. В нем отражается душа народная — в ее величии и красоте или, напротив, в ее болезненной немощи. Киноискусство — зеркало особой ясности. Здесь никого не обманешь — образы наглядны и зримы: что называется, иди и смотри. Благо есть такая возможность — в Челябинске прошел ХIV кинофорум «Золотой Витязь». С неизменным девизом: «За нравственные, христианские идеалы, за возвышение души человеческой». Что и отличает его от других киносмотров, которых только в России около трех десятков. И, кстати, если уж об этом пошла речь, то творческий уровень «Витязя» не уступает нашему главному кинофестивалю — Московскому международному. Да и с точки зрения организационной киносмотр в Челябинске прошел почти образцово — и это при том, что в 6 конкурсных показах участвовало более двухсот картин из 30 стран мира.
Четырнадцать киносмотров, два театральных фестиваля (третий состоится этой осенью в Минске) и, наконец, форум русского боевого искусства «Золотой Витязь», который в марте состоялся в Сергиевом Посаде, — мероприятия крайне затратные. Между тем в ходе второго театрального фестиваля все билеты на спектакли были распространены по детским домам, школам и интернатам столицы, Подмосковья и Владимирской области. Двадцать тысяч детей и подростков увидели на сцене русскую классику в благородном исполнении — то, от чего они сегодня избавлены нашим телевидением, «великим и ужасным».
И все-таки деньги находятся. Постоянную поддержку «Золотому Витязю» оказывает Владимир Медведев, депутат трех созывов Государственной Думы, ныне президент фонда «Единство нации», член совета директоров национального телеканала «Звезда».
Всегда внимателен к «Золотому Витязю» и Георгий Полтавченко, представитель Президента в Центральном федеральном округе. И, конечно же, нынешний кинофестиваль в Челябинске был бы невозможен без весомой поддержки администрации области. А еще — помощь предпринимателей, глав городов и районов, энтузиазм актеров, режиссеров, писателей, журналистов, педагогов — всех, кто разделяет идеологию «Витязя». И потому — еще поборемся.
А сражаться есть против чего. Под вывеской «свободы и демократии» распространяются вседозволенность, духовный СПИД, а культура изгоняется на панель рынка и доходного промысла. Чем больше шоковой терапии и «панельной жизни», тем печальнее «художественный результат». Больше всего «обезболивающего» получила Россия, и не потому ли наш фильм «Красное небо. Черный снег» председатель жюри народная артистка Екатерина Васильева оценила как «сплошную истерию»? «К сожалению, этот фильм огорчил нас всех, — говорила Екатерина Сергеевна. — Фильм формальный, в нем нет боли. Нам показали ужас, в котором люди живут беспечно».
Авторы пытались показать жизнь советского тыла в 1943 году. Выбор места действия объясним: один из сценаристов картины — челябинец Виктор Петров, получивший в недавние годы Госпремию за «антитоталитарный» фильм «Барак». Тогдашний премиальный успех вместе с режиссером Валерием Огородниковым они попытались развить в новой картине. Но провал полный, при том что актеры играют превосходно, прекрасна операторская работа, нельзя не отметить масштаб съемок, костюмы, труд художников, звукорежиссеров… Но когда душа опустошена, шедевр не создашь.
Зато прямо противоположный результат получился у белорусов. На фестиваль страна представила два игровых фильма — «Глубокое течение» (режиссеры Маргарита Касымова, Иван Павлов) и «Дунечку» Александра Ефремова. Оба имели зрительский успех. Тепло был встречен и дебютный фильм Петра Кривостаненко «Еще о любви». Вообще, для Белоруссии нынешний кинофорум стал триумфальным — три «Золотых Витязя» из шести, один серебряный и один бронзовый. Чем объяснить такой результат? Вряд ли в маленькой Белоруссии на кинопроизводство тратят больше, чем в огромной России. Нет, дело в другом — дух народа не сломлен, не унижен. Полную противоположность нашему «Красному небу» являет собой белорусский фильм о Великой Отечественной войне «Глубокое течение». Картина, созданная по мотивам произведений Ивана Шамякина, повествует о партизанском отряде «Полесье», действовавшем на оккупированной немцами территории. Удивительное дело: режиссерская работа в ленте неровная, молодым актерам в игре не хватает глубины, сценарий, наверное, мог бы быть более «стройным», а все же «Глубокое течение» забирает зрительское внимание и восприятие. Фильм держится только на одном — на любви к своей земле и к тем, кто отдал жизнь за Родину. И не случайно ветераны в Минске, где состоялась премьера картины, со слезами на глазах благодарили ее создателей.
Украина снимает нынче мало, да и не всякую картину покажешь в России — в самом деле, не хвастаться же «Мазепой»! Впрочем, ленты украинских студентов — добрые, светлые (такие как миниатюра Оксаны Черненко «Плохая примета») — дают надежду: не все потеряно! А что касается Казахстана, представленного в конкурсной программе игровых фильмов двумя картинами, то за него и вовсе можно быть спокойным — высокая моральная устойчивость, самообладание и горькое предчувствие новых мировых потрясений — вот что можно увидеть в «зеркале» кинематографа.
Показателен в этом смысле фильм молодого казахского режиссера Наримана Турибаева «Маленькие люди». Тема фильма — родина в эпоху глобализма. Два молодых человека, два друга — казах Бек и русский Максим — занимаются в большом городе сетевым маркетингом. По существу, обманывают людей, «впаривая» им совершенно ненужные вещи. Оба несчастны. Да и фирма их терпит крах. Друзья из большого города возвращаются домой. В принципе этот фильм можно трактовать как развернутую метафору, где наивный и цельный Бек — Казахстан, а красивый, пытающийся прикинуться циником Максим — Россия. Авторы фильма справедливо полагают, что путь домой, то есть путь к себе, у Бека будет короче и легче…
В Челябинске все основные кинопоказы «Золотого Витязя» проходили в культурно-развлекательном комплексе «Мегаполис». Четыре кинозала, боулинг, бильярд, ночные клубы, кафе, грохочущая музыка — дорогое (даже по московским меркам) место развлечения «золотой молодежи». Кинофильмы, естественно, американские, музыка — англоязычная… А у входа в «Мегаполис» на площадке под открытым небом развлекается молодежь обычная — параллельно «Витязю» в городе шел фестиваль джазовой музыки. С концертами и конкурсами. Так вот, один из зрителей за ящик пива (!) обнажился перед толпой.
Местные жители утверждают: «казачок» — засланный, специально завезенный, чтобы придать местным нравам большую раскованность, челябинец никогда так себя не унизит… Хотелось бы верить.
Но вот увековечили же в городе стараниями местной интеллигенции память изменника Родины! Артист Леонид Оболенский и на фронте не воевал, а играл роль воюющего. После войны Оболенский отсидел десять лет по приговору военного трибунала, жил и работал в Челябинске, в Миассе. Даже в перестройку не был реабилитирован — осужденные по статье «Измена Родине» реабилитации не подлежат! Зато в период «демократизации и гласности» удостоился прижизненной славы: звания народного артиста. И музея-квартиры после смерти. Мемориальной доски. Именного фестиваля «Новое кино России». При том что память 260 Героев Советского Союза и двух дважды Героев в городе никак не увековечена… Такое кино!
На фестивале «Золотой Витязь» вспоминали другого челябинца-кинематографиста — великого Сергея Герасимова, подарившего нам «Молодую гвардию», «Тихий Дон» и «Льва Толстого». В будущем году исполняется 100 лет со дня его рождения, и хорошо бы, говорила артистка Зинаида Кириенко, открыть на родине памятник мастеру.
Да, давно пора, потому что на место героев «Молодой гвардии» уже встали персонажи криминальной «Бригады».
…У московских уток орнитологи обнаружили генетическое нарушение — у них нет инстинкта перелета, техногенная среда и отравленная природа сделали свое дело. Знаменитый физиолог Иван Павлов писал об этом инстинкте как о инстинкте достижения цели. В общем-то, без него птичья жизнь теряет смысл. Утрата народом инстинкта государственности лишает его «крыльев», погружает в ежедневный хаос и бессмысленность существования. «Золотой Витязь» еще раз зримо и ясно напомнил об этой простой истине. И в этом, пожалуй, главное значение фестиваля.