Культура | Борис Колымагин | 01.07.2005 |
Скандал разразился в марте 2005 года, когда стало известно, что казначей патриархии подписал по доверенности Иринея документы о сдаче земли в долгосрочную аренду. Для людей, живущих в зданиях на арендованной земле, предусматривались компенсации и выплата комиссионных в размере 1,5 миллиона долларов. По информации израильской газеты «Гаарец», на счете патриарха в одной из офшорных компаний появилось как раз столько денег.
Впрочем, скандал имел и политическую составляющую. Участки расположены в той части Иерусалима (Старый город), на которую претендуют и израильтяне, и палестинцы. За сделкой об аренде земли в районе Яффских ворот стоит американский миллионер Эрвин Москович. Он уже много лет через подставные фирмы скупает земли, принадлежащие христианским или мусульманским владельцам, и передает их под застройку израильтянам. В том, что участки были проданы бизнесменам-евреям, арабы усмотрели еврейскую экспансию.
Однако неверно было бы представить Иринея как проводника интересов Израиля. Напротив, ни один предстоятель религиозной конфессии не вызывал такого шквала разоблачений в израильской прессе, как бывший патриарх, что объяснялось его пропалестинской позицией. С самого начала Ириней заявил о своей поддержке палестинской борьбы за независимость, осуждал действия израильской армии на палестинских территориях и поддерживал дружеские отношения с Арафатом. Палестинское руководство при этом заигрывало с христианами, преследуя несколько целей: настроить христианский мир «за арабское дело» и не допустить переход христиан-арабов на сторону Израиля. К слову, большинство из 200 тысяч верующих Иерусалимской церкви составляют местные арабы, а руководство практически полностью состоит из выходцев из Греции, что создает определенное этническое напряжение между клиром и паствой.
В начале мая Синод Иерусалимской церкви принял решение о низложении Иринея I. «За» проголосовали 12 из 18 входящих в Синод иерархов ИПЦ. Двух третей голосов членов Синода было вполне достаточно, чтобы решение считалось окончательным. Об этом говорит закон Иорданского королевства N 27 от 1958 года, на основе которого строится внутренняя жизнь Иерусалимской церкви. И уже после этого светские власти Иордании, Израиля и Палестинской автономии могут заявить о своем отношении к перестановкам, поскольку назначение патриархов на Святой земле согласовывается с ними.
Однако Ириней уходить в отставку не захотел, заявив, что «патриарх умирает патриархом». Так что по инициативе «первого по чести» патриарха Константинопольского Варфоломея для разрешения кризиса в Иерусалимском патриархате пришлось созывать Всеправославный собор, в котором участвовали представители большинства поместных церквей. Русскую православную церковь представлял, в частности, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Собор постановил исключить из списка глав православных церквей имя Иринея и тем самым дал добро на выборы нового патриарха.
И все-таки формально отстранение Иринея было проведено с процедурными нарушениями. Как заявил архимандрит Милиниос Бассал, решение Синода не имеет силы, поскольку высший орган Иерусалимской церкви был созван без разрешения самого патриарха. И теперь Ириней собирается бесконечно судиться.
Иерусалимский патриархат в православном мире считается одним из самых консервативных, враждебных идеям экуменизма. Но эта «крутизна», как это чаще всего и бывает, идет рука об руку с секуляризмом. Стоило Иринею оказаться в ситуации выбора между подчинением законным требованиям церковного народа и борьбой за первенство, он выбрал именно борьбу с непременной апелляцией к светской власти. Впрочем, эта самая власть в лице Иордании и Палестинской автономии однозначно высказалась против Иринея. А вот Израиль пока занял выжидательную позицию и даже, по мнению аналитиков, оказывает бывшему патриарху негласную поддержку, что дает ему шанс создать свою собственную, раскольническую, юрисдикцию. Шаги к этому он уже сделал — после своего низложения Ириней продолжил совершать богослужение по патриаршему чину. И Синоду пришлось извергнуть бывшего патриарха из епископского сана и низвести его в достоинство простого монаха.
Мировое православие сегодня переживает далеко не лучшие времена, оно болеет, и грандиозные скандалы сопутствуют жизни многих церквей. Масштабы церковной коррупции велики и в Русской православной церкви. Ее подпитывают тотальный уход от налогов и абсолютная непрозрачность церковного бюджета. И хотя при помощи властей предержащих церковному руководству удается замять большинство скандалов, нет никаких сомнений, что в нужный момент (к примеру, при выборе нового патриарха) весь этот негатив будет активно использоваться политтехнологами. Так что события на Святой земле имеют к России самое прямое отношение.