Псковское агентство информации | Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) | 01.07.2005 |
Праздник Русской Православной Церкви Всех Святых, в земле Российской просиявших отмечается 3 июля. Святые России — это люди, жившие среди нас, жившие не только в древней Руси и Русском государстве, но и в Российской империи, СССР и современной России. Они созидали Русскую Православную Церковь своим подвигом благочестивой молитвы, или мученической смерти за веру в Господа нашего Иисуса Христа. Наших святых называют ходатаями перед Господом за народ. Российские святые строили Русскую Церковь, были поводырями православных, созидали Святую Русь. Собственно, в понятие «Святая Русь» входит сонм русских российских святых. Их много, несколько тысяч, как ни у какого другого народа. Благодаря их молитвенному заступничеству и помощи, Русь стала великой державой, великой Россией. На образцах таких молитвенных светильников вырастал русский православный народ. Русские святые, как еще и исторические личности, связаны с нами узами физического и духовного родства. Они — наши молитвенники за нас и землю Российскую. И когда православные просят о помощи своих святых сродников, то святые не оставляют в беде свой народ и свою Родину.
Священник Троицкого Кафедрального Собора иерей Сергей Иванов рассказывает о празднике:
«Я могу привести слова нашего псковского старца из Печерского монастыря Иоанна Крестьянкина, сказанные в проповеди на празднике Всех Святых в земле Российской просиявших в год 1000-летия Крещения Руси. Старец этот праздник наших святых назвал Днем Ангела всей Руси. Он назвал первым святым для России князя Владимира, прозванного в народе Красным Солнышком. От него началась христианская Русь, хотя сам князь воплощал весь языческий мир, был в нем главным и собрал все то зло, которое было в этом мире. Докрещенскую Русь можно сравнить с обществом до пришествия Христа, где процветали язычество и идолопоклонство, а у народа не было представления о Боге. Русь православная, Русь христианская рождается в X веке после крещения ее Князем Владимиром. От него зависела судьба Русского государства, и Господь коснулся его сердца, как касается сердца каждого человека. Владимир меняется, его крещению сопутствуют чудеса — куриная слепота — и он прозревает после крещения. „Кто не придет креститься, тот мне не друг“. Князь Владимир был избран на апостольское служение в Русской земле: нести на Русь слово Христово, христианскую веру. Князь и провозглашен Православной Церковью как великий князь равноапостольный, равный по своему подвигу Апостолам.
В своей проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин) религиозную историю России, которая состояла из подвигов святых, сравнивает с Таинствами Церкви. Он обозначает основные периоды религиозной жизни государства от Святого князя Владимира до сего дня. Их шесть, а седьмой приближается, соответственно семи Таинствам Христовым.
Первый период, Владимирский — соответствует Тайне Святого Крещения. Он короток, но необычайно знаменателен вследствие коренного переворота в жизни и сознании народа — язычника, и народа, рожденного заново в вере. Тогда появляются первые святые, достойные святости отца. Два сына Святого князя Владимира — первые мученики и блаженные страстотерпцы Борис и Глеб. Появляются первые наши ходатаи за нас в Царстве Небесном.
Второй период — до монгольского ига. Он соответствует Тайне Миропомазания. В этот период народ мужает, лечиться от остатков язычества, утверждаясь в религии Креста, когда должно было совершиться перерождение каждой отдельной русской души, и на каждую душу нужно было наложить печать Царства Небесного. В этот период происходит зарождение русского монашества, начало монашеского подвига молитвы и отшельничества, появляется первая лавра Киево — Печерская на Руси, преподобные святые Антоний и Феодосий Печерские.
Третий период соответствует — Тайне Святого Покаяния. Он протекает в рабстве татаро — монгольского ига. Накопившиеся в народе грехи, нужно было сдунуть суровым ветром рабства. И этот период направлен на очищение духа от всего земного и избрание Царства Небесного. Русской Церкви даруется сонм Святителей: Петр, Алексий, Иона, Филипп, собор преподобных и множество других. Очень много святых появляется в этот очистительный период, среди них возвышается преподобный собиратель государства Русского Сергий Радонежский, игумен земли Русской.
Четвертый период — от свержения ига до Петра I. Это блестящий период свободы соответствует Таинству Брака, когда душа народная, очищенная страданиями, обручается и придается всецело небесному Жениху. На русской земле нераздельно царствует Христос, русская земля украшается бесчисленными святыми. Это время свадебного Пира — соединения народа с Богом. В эти века перед престолом Божиим встают более 150 новых святых, ходатаев за свой народ.
Пятый период начинается от Петра I и длится до Первой мировой войны, и соответствует Святой Тайне Елеосвящения. Синодальный период, во время которого русская интеллигенция разлагается и колеблется. Уходит из России на Запад, и приносит вместо былых своих добродетелей чуждые заблуждения. Царство земное лихорадочно растет, идолы, сокрушенные Святым князем Владимиром, оживают в душах колеблющихся. И река русской религиозной жизни замедляет свое течение.
Шестой период длится пока от Первой мировой войны до ныне. И соотносится с Тайной Причащения. Никогда русский народ „малое стадо“ — так искренне не соединялся с возлюбленным ему Христом, как теперь, — говорит старец Иоанн. И даст Бог в свой Седьмой период восполнить сосуды веры христианской, и Сам освятит русский народ Своею Благодатью, которая даст свободно избрать людям целью жизни на земле — Царство Небесное. И будет этот период соответствовать Святой Тайне Рукоположения. И станет русский народ священным народом, утренней звездой между народами».
Священник Сергий говорит, что именно милость Божия к России и заступничество Матери Божией за Россию перед Своим Сыном, перед Богом нашим свидетельствует о том, что русский народ — избранный народ, который Господь избрал, чтобы вера и заповеди Божии не пропали в мире. Как некогда были избраны евреи, хранившие учение о Боге, пока не навлекли на себя гнев Божий, не признав Бога, хотя и ждали Его. Теперь избирается русский народ, ему даруются многие святые. Господь многих людей перерождает в новую жизнь и из скверны делает святыми. Без воли Божией и помощи Божией никакой человек святым стать не может. Но нужна и своя воля, свое желание быть рядом с Богом, быть христианином, тогда и Господь поможет.
В своей проповеди о российских святых отец Иоанн сказал: «Святые показывали, в каком направлении идти человеку: выбирать ему царство земное, или Царство Небесное. Такие люди жили в каждом поколении православных русских людей, и сейчас такие люди есть. Господь их не открывает, еще время не пришло. Но и среди нас жившие, уже почившие, канонизированные Церковью, святые свидетельствует о том, что вера жива. Угодники Божии, Святые русские, явленные и неявленные, но ведомые Богу, они с нами, они рядом и зовут нас: „Учитесь, молитесь, просите“, и примет нас Господь».
|