России не привыкать служить локомотивом истории. Вот и со всешутейшей политкорректностью наши нынешние евроучителя могли бы многому у нас поучиться. Впору, ой, давно впору делегациям ПАСЕ ломиться к нам в открытые двери — за опытом.
Хотя бы в области словообразования. Ведь не кто иной, как мы озадачили мыслящее человечество загадочным этнонимом: «дорогие россияне». Представьте себе, выступает президент Грузии: «Дорогие грузиняне!» А ведь в Грузии тоже люди разных народностей проживают. Однако ж вот не додумались…
Это я к тому, что весьма показательны результаты недавнего голосования по проекту европейской Конституции — «дорогими европеянами» не захотели стать французяне и нидерляне (они же голландяне) соответственно.
И дело не в одной только национальной идентичности. Именно культурные, христианские корни Старого Света, как выяснилось, всё ещё скрепляют в нечто целое то, что мы по привычке зовём Европой. Как раз эти-то корни и предполагалось «забыть» в наиполиткорректнейшей Евроконституции.
Действительно, что сказать родителям маленькому европейцу, замершему перед собором Парижской Богоматери: что это огромное каменное помещение, оставшееся от эпохи религиозной нетерпимости и интеллектуального рабства, и что в этом помещении до сих пор, в силу непонятного упрямства католической церкви («А что такое „католическая церковь“?»), не венчают гомосексуальные пары?
Боюсь, разговор с еврочадами предстоит родителям нелёгкий. Судя по результатам голосования, родители и сами этого всерьёз боятся.
Эти мысли (и уж с непременной русской оглядкой на европы) посетили меня после возобновления дискуссии о школьном курсе «Основы православной культуры». На сей раз дискутировали на страницах «НГ-Религии» (15.06.2005). Как это ни странно, но отнюдь не от «правозащитника» или профессионального «общечеловека», а от ректора Московского исламского университета (то есть учёного и богослова) Марата Муртазина пришлось услышать перлы, достойные всеобуча журналистов «Радио Свободы» и их российских выучеников.
Чего стоит одно упрямое отождествление (вряд ли по незнанию) современной школьной культурологической дисциплины, разработанной Аллой Бородиной, с дореволюционным церковным предметом «Закон Божий». С таким же успехом можно «путать» исламские просветительские центры с лагерями по подготовке террористов. Ведь и там, и там проповедуют от имени Аллаха!
Однако именно культура, тысячелетняя культура России, и в первую очередь ответственный и увлекательный рассказ о ней детям, является самым первым препятствием на пути нравственного варварства и одичания, итогом которых становятся «Норд-Ост» и Беслан.
И вряд ли кто (в здравом уме и твёрдой памяти) возьмётся оспаривать христианские, православные корни нашей культуры. Во всяком случае, мне не приходилось слышать о конфуцианстве Пушкина или о буддизме Достоевского.
А именно в этой культуре, культуре Пушкина и Достоевского, предстоит воспитываться и жить новым гражданам России вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.
Потому что именно эта культура признана всем миром как особая, уникальная духовность, возникшая на территории России и ставшая её отличительной чертой. Где «Православие — культурообразующая религия России» (название одного из учебных пособий А. Бородиной). Что и подтверждено соответствующим грифом Министерства образования.
Упорное непонимание этого факта в стране, где 80 процентов населения относят себя к православным по своей культурной традиции, чревато, мягко говоря, серьёзными проблемами.
Но даже и неправославным от такого непонимания не легче. Что, например, сможет ответить самый образованный преподаватель исламского университета на вопрос юного мусульманина: кем был Василий Блаженный, построивший такую красивую мечеть на Красной площади? Или — что это за джигит с копьём на гербе Москвы? А ведь таких вопросов у юных граждан России — море…
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg262005/Polosy/22.htm