Независимое военное обозрение | Виталий Струговец | 30.06.2005 |
Несмотря на рекордный в области поставок российского вооружения 2004 год (5,12 млрд долл. США), в среднесрочной перспективе Россия может оказаться без рынка сбыта военной продукции.
В настоящее время около 80% экспорта российского вооружения приходится на Китай и Индию (45 и 35% соответственно). На Вьетнам приходится 4%, по 2% экспорта — на Йемен и Грецию, 1,4% на Алжир и Эфиопию, на все остальные страны приходится 5,2%. По мнению генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергея Чемезова, в ближайшей перспективе Китай и Индия останутся основными покупателями российского оружия. В то же время в руководстве компании осознают, что рынки этих покупателей уже практически насыщены, а значит, могут быть закрыты для российского экспорта оружия в недалеком будущем.
На сегодняшний день портфель заказов «Рособоронэкспорта» составляет 13 млрд долл. США. Этот «портфель» будет выполняться в течение нескольких лет, но в основном в нем содержатся контракты, которые заканчиваются в 2006—2007 годах. А это значит, что после 2007 года российский экспорт вооружений упадет до 2 млрд долл. США. Причиной этого может стать отказ Китая и Индии от закупок наиболее дорогих систем вооружения — самолетов и кораблей.
Пока в качестве альтернативы рассматриваются страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Но эти рынки ограничены в своей емкости, там не будут закупать сотни танков и десятки самолетов, как Китай и Индия.
Еще одним перспективным рынком для России является Иран. Несмотря на возражения США, Россия отменила действовавший в течение пяти лет мораторий на продажу обычных вооружений в эту страну. Контракты с Ираном, по прогнозам специалистов, могут принести России от 1 до 7 млрд долл.
Основной сегмент российского экспорта оружия составляет продукция для ВВС, но в будущие годы, считают в «Рособорнэкспорте», России вряд ли удастся реализовать крупные сделки по продаже продукции авиастроения. В компании считают, что сейчас авиационный сектор испытывает проблемы, и оценивают ситуацию на рынках сбыта как критическую. Обсуждению и решению этого вопроса будет посвящено специальное заседание коллегии ФГУП «Рособоронэкспорта», которое пройдет в сентябре по результатам авиасалонов в Ле Бурже и МАКС-2005.
«На коллегии мы рассчитываем более объективно оценить ситуацию в авиастроении. „Рособоронэкспорт“ уверен, что для успешной торговли России надо менять структуру экспорта. Речь здесь может идти о продвижении вертолетной техники, прежде всего модификаций Ми-24, Ми-17 и продукции фирмы „Камов“, дистанционно пилотируемых аппаратов», — заявил руководитель группы советников «Рособоронэкспорта» Александр Бриндиков в ходе 9-го Петербургского экономического форума.
Отметим, что в общей структуре российского экспорта оружия доля ВВС составляет 62%. На ВМС приходится 24%, на Сухопутные войска, ПВО и радиоэлектронные средства приходится по 6%, доля остального вооружения составляет около 2%.
По прогнозам специалистов, после снижения авиационной составляющей российского экспорта можно ожидать увеличение спроса на российское вооружение для Сухопутных войск, в частности, на рынках Юго-Восточной Азии, в первую очередь за счет продаж бронетанковой техники и артиллерии.
Проблемой для российского экспорта оружия может стать и отмена Евросоюзом эмбарго на поставки оружия в Китай. Снятие эмбарго не сильно повлияет на объем российских поставок военной техники, но скажется на отечественных предприятиях, занимающихся усовершенствованием боевых самолетов и подводных лодок российского производства. На место России здесь могут прийти Франция и Германия, имеющие богатый опыт в этой области. Так, боевые самолеты Су-30МКИ, поставляемые в Индию и Малайзию, оснащаются французской и немецкой электроникой. А ВМФ Китая способен закупить немецкие двигатели для оснащения своих подводных лодок.
В этой связи особую роль играют слова замминистра обороны по вооружению генерала армии Алексея Московского, сказанные им на пресс-конференции в Ле Бурже во время проходившего там международного авиационно-космического салона «Париж аэрошоу — 2005»: «Мы готовы рассматривать любые проекты и доработки нашей боевой техники, в том числе и авиационной, но мы снимаем с себя всякую ответственность за ту технику, которая дорабатывалась и модернизировалась без нашего участия». Возможно, для Китая и для других стран гарантии России качества модернизации окажутся решающими в выборе. Поэтому китайские заказы являются критически важными для устойчивого развития российского ОПК.
Российские производители военной техники принимают участие практически во всех крупных региональных тендерах на закупку вооружений. Предлагаемые российской стороной тендерные программы оказываются в числе фаворитов в основном в категории «цена-качество» при аналогичном с европейскими и американскими производителями качестве продукции.
По мнению экспертов, для удержания своей доли рынка вооружений российские экспортеры оружия должны уделить особое внимание офсетным предложениям, программам передачи технологий и лицензий, организации центров технического обслуживания, а также модернизации уже проданного вооружения. В частности, «Рособоронэкспорт» ведет переговоры с Индией и Мексикой о создании региональных центров технического обслуживания продаваемой военной техники.
Кроме того, специалисты советуют российским экспортерам оружия для продвижения продукции создавать представительства за рубежом.
Сейчас на постоянной основе за рубежом действуют 43 представительства «Рособоронэкспорта». В ближайшее время компания откроет свои представительства еще в нескольких станах — в Бельгии, Италии, Венесуэле и Мьянме. Таким образом, компания планирует расширить сферу влияния на мировом рынке оружия. Причем представительства открываются в тех странах, которые проявляют реальный интерес к закупкам российского оружия. Ряд региональных представительств работают не на одну, а на несколько стран одновременно.
В последние годы российским экспортерам удалось активизировать свое сотрудничество с такими перспективными рынками вооружений, как Малайзия, Индонезия и Вьетнам. Кроме того, увеличилось военно-техническое сотрудничество с рядом стран Ближнего и Среднего Востока, а также Африки. Успешно российское оружие продвигается и на рынках Латинской Америки. Усиливаются связи с Мексикой, «Рособоронэкспортом» подписаны контракты с Колумбией, Уругваем, Перу. Налаживаются контакты с Венесуэлой и Чили.
В прошедшем году расходы на вооружение в мире достигли рекордной суммы в 1 трлн. долл. Это лишь ненамного меньше, чем исторический максимум 1987−1988 годов — абсолютный рекорд периода холодной войны.
Лидером глобальной гонки вооружений, по данным Международного института мира SIPRI, как и в прошлые годы, стали США с долей в 47%. Далее идут Великобритания, Франция, Япония, Китай, Германия, Италия и Россия.