АиФ-Здоровье | Игорь Попов | 30.06.2005 |
Аналогичные результаты были получены мной и моими коллегами. Мы консультировали пациентов с последствиями травм и заболеваниями опорно-двигательного аппарата в различных медицинских учреждениях Твери, Карелии, Калужской области и Санкт-Петербурга. За 20 лет наших наблюдений мы пришли к убеждению, что верующие в Бога больные принимают свою болезнь, переносят страдания, выздоравливают и благодарят своего лечащего врача совершенно не так, как атеисты.
В нашем исследовании мы не ставили задачу определить, кто или что именно помогает нашим больным: Дух Святой или эндорфины, энкефалины и другие эндогенные биологически активные вещества. Наше исследование носит медико-статистический характер.
Нами было обследовано, расспрошено и пролечено две группы пациентов ортопедотравматологического профиля. В первую группу входило 300 больных, равнодушных к религии, не относящих себя к какой-либо конфессии и атеистов. Во вторую — 300 больных, являющихся активными прихожанами тверских, карельских, калужских и петербургских храмов. Больные обеих групп были зрелыми и пожилыми людьми. По диагнозам заболеваний и травм, по культурному уровню, соотношению городского и сельского населения, по количеству лиц с высшим, средним и начальным образованием группы не различались.
Мы не учитывали «теплохладных», по словам апостола Иоанна Богослова (Откр. 3, 15−16), то есть лишь номинально относящих себя к той или иной конфессии, либо просто равнодушных. В свою статистику мы включали, с одной стороны, только убежденных атеистов и «воинствующих безбожников» и с другой — искренне верующих, активных прихожан церквей, принимающих церковные таинства, молящихся и совершающих церковные обряды, не менее двух раз в год причащающихся Святых Христовых Тайн.
В нашем исследовании участвовали больные с остеохондрозом грудного и поясничного отделов позвоночника, деформирующим артрозом тазобедренного и коленного суставов, переломами ребер, костей бедра, голени и лодыжек, разрывами ахиллова сухожилия.
Влияло ли на выздоровление соблюдение или несоблюдение больными лечебного режима и кто нарушал режим лечения чаще — атеисты или верующие? Все это зависело лишь от личностных особенностей конкретного человека и не имело связи с его верой, убеждениями либо безверием. В то же время у нас сложилось впечатление, что верующий человек отличается большей исполнительностью и большей верой врачу.
Мы получили объяснение этому в трудах преподобного Ефрема Сирина, который писал, что «тело — это храм Духа Святого, поэтому нужно иметь радение об этом храме», а епископ Игнатий (Брянчанинов), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и преподобный Амвросий Оптинский считали, что христианин должен с верой выполнять все медицинские назначения, с надеждой уповать на выздоровление, с любовью относиться к своему доктору, через разум и руки которого действует Сам Господь.
120 больным с остеохондрозом позвоночника проводилось комплексное консервативное лечение. Результаты лечения мы оценивали по исчезновению болей и расширению активности, а также по данным электромиографии. Положительные результаты у атеистов достигались на 9−11-е сутки, в то время как у верующих боли практически исчезали через 4−7 суток, и эти больные имели возможность ходить в церковь на длительные службы и выполнять поясные поклоны у икон. Малоэффективным курс лечения мы расценили у 10 атеистов и у 3 верующих.
Особенно удивили нас различия в результатах лечения атеистов и верующих с артрозами крупных суставов. Они начинались уже на этапе первого общения врача и пациента. «Воинствующие безбожники» долго выясняли, имеют ли назначаемые процедуры побочный эффект, узнавали у знакомых фельдшеров и санитарок, какие вредные последствия могут иметь предложенные лекарства, спрашивали у знакомых юристов, на сколько лет можно посадить лечащего врача в случае неуспеха и сколько денег потребовать с него в качестве моральной и материальной компенсации. Верующие же ожидали первой процедуры с радостью и надеждой.
У атеистов хорошие результаты лечения достигались в среднем лишь на 18−22-е сутки от начала лечения, в то время как хороший результат у верующих был уже на 9−12-е сутки. Субъективно сочли результат лечения неудовлетворительным 5 атеистов. Среди верующих таких больных не было.
Осложнения при лечении переломов нескольких ребер были у 4 атеистов и 2 верующих. Отдаленные результаты лечения переломов костей голени и лодыжек были хорошими в обеих группах больных. Однако в ходе лечения встречались осложнения у 21 атеиста и 5 верующих.
Мы оперировали 45 человек с переломом бедренной кости. 4 атеиста имели осложнения: остеомиелит, расшатывание фиксатора, замедленное сращение. И только у одного верующего наблюдалось замедленное сращение перелома.
Больным после подкожного разрыва ахиллова сухожилия выполнялся под наркозом шов сухожилия. Осложнения отмечены у 7 атеистов и одного верующего.
Таким образом, у атеистов заболевания суставов протекают длительнее, со стойкими синовитами и выраженным болевым синдромом, плеврит и межреберные невралгии после переломов ребер встречаются чаще, а операции имеют большее число осложнений и даже у выздоравливающих встречается большее число неудач и неудовлетворительных исходов. Из 300 атеистов осложнения наблюдались у 51 человека (17%). Из 300 верующих осложнения были у 12 пациентов (4%).
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и преподобный Амвросий Оптинский считали, что христианин должен с верой выполнять все медицинские назначения и с любовью относиться к своему доктору, через разум и руки которого действует Сам Господь.
Как специалист, имеющий большой опыт практической деятельности, я могу сделать вывод, что в лечении атеистов возникает больше сложностей и неудач. А как врач с богословским образованием хочу отметить, что верующие в Бога выздоравливают быстрее.
Игорь ПОПОВ, к. м. н, ортопед-травматолог