Русская линия
Радонеж30.06.2005 

О чистом и нечистом
Комментарий редакции

О чистом и нечистом

Эта загадочная либеральная душа…

В июне наблюдался очередной всплеск дискуссии о возможности преподавания в российских школах «Основ православной культуры». Как-то так уж получилось, что одновременно с поздравлениями Святейшему Патриарху в связи с 15-летием его интронизации, в которых российские политики и общественные деятели неизменно отмечали стремление Предстоятеля защитить русскую культурную и духовную традицию, одновременно прозвучали заявления, свидетельствующие о намерении эту самую традицию как можно глубже похоронить. Под грудой безбожного советского мусора и не менее безбожных (да и мусорных) либеральных западных стандартов.

Тон задал министр образования и науки А. Фурсенко, который, отвечая на вопросы депутатов Государственной думы, сообщил, что без знания истории религий не может быть культурного человека, однако религиозное образование в чистом виде в школе присутствовать не должно. «Никакого предпочтения отдельным религиям, то есть, если говорить шире, религиозного образования в чистом виде в школе быть не может», — подчеркнул А.Фурсенко. И объявил, что сотрудниками Академии наук уже подготовлен учебник по истории мировых религий, где учтены позиции представителей всех конфессий. Это, надо понимать, и будет желанным ведомству то ли образования, то ли науки, «религиозным образованием в виде нечистом».

Депутатов идея внедрения в российских школьников «основ духовности от нечистого» сильно поразила. Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, отметив, что 85% населения России — православные христиане, возмущенно заявила: «Я категорически против того, чтобы у нас преподавание было по мормонам, адвентистам седьмого дня, свидетелям Иеговы», «приоритеты должны отдаваться конкретным религиям, которые из истории знакомы». И добавила, что ей «хотелось бы знать о них как можно больше». А то «доходит до таких курьезов, когда люди путают наименование Божьей Матери», — сказала госпожа первый вице-спикер. Правда, сказала она это в кулуарах журналистам. А в зале депутаты исправно выразили поддержку передовому министру. Что поделаешь — партийная дисциплина… Она еще и не к таким курьезам может привести.

К числу «еще и не таких курьезов», порожденных не иначе как партийной дисциплиной, надо, видимо, относить и слаженные выступления по проблеме духовного воспитания подрастающего поколения представителей российских мусульман и католиков. На первый взгляд непонятно, правда, непонятно, что за партия такая их объединяет? Зато понятно против кого объединение — ведь обеспокоены представители возможностью преподавания основ Православия.

Да не просто обеспокоены. До крика доходит: «В школе не должно быть никакой религиозной пропаганды!», «Россия не православное государство!». Это где же так решили, интересно? В Идеологическом отделе ЦК? Может быть, в ведомстве тов. Губельмана? Нет. Это ректор Московского исламского университета Марат Муртазин по проблеме так высказывается (в интервью «НГ-религии»). «В высшей степени некорректно говорить, что если в какой-то местности большинство населения исповедуют православие, то здесь надо преподавать только основы христианской культуры! Права меньшинства должны быть обеспечены везде, даже если в классе всего лишь один нехристианин», напоминает г-н Муртазин. Так и давайте обеспечим — речь ведь никогда не шла об обязательном преподавании «Основ православной культуры» — только факультативно, как это и предусмотрено международными соглашениями, соблюдать которые российское государство обязано. Нет, для господина исламского ректора и это неприемлемо: если, как в Европе, «во время уроков религии дети-христиане остаются в классах, а мусульмане могут уйти в мечеть или домой… Это будет оскорблением наших религиозных чувств» — «российские мусульмане не намерены считать себя „вторым сортом“». Ну, понятно: если в классе один нехристианин — всему классу никакого христианства. Впрочем, со специфическим пониманием прав человека у некоторых мусульманских активистов все уже давно знакомы.

Новостью же оказывается усвоение этой концепции правозащиты — «лишь бы не Православие» — профессиональными правозащитниками. В интервью «НГ-религии» Людмила Алексеева, руководитель Московской Хельсинкской группы, повторив басню про мусульман, «которых в стране сейчас более 20 млн. человек», сообщила, что в последнее время начались преследования и мусульман. Более того, «против них развернулись массовые репрессии». Что имеется в виду? Может быть, помпезное открытие Шаймиевым мечети Кул Шариф в Казани? Или введенное в Чечне обязательное изучение в школах основ ислама? Молчат правозащитники. Вот если б основы Православия ввели — тогда б закричали.

Объяснять г-ну исламскому ректору про связь религиозного невежества с религиозным же экстремизмом, понятное дело, бесполезно. Но, оказывается, трудности с пониманием не только в исламском университете — еще раньше по проблеме религиозного образования высказался лидер российских католиков Т. Кондрусевич. Как сообщается, католический митрополит «в этом сложном вопросе предложил строго различать знание и веру, преподавание истории религий и катехизацию». «Первым должна заниматься школа и этот предмет могут преподавать преподаватели-миряне, имеющие соответствующую подготовку. А катехизацию надо оставить Церкви», заявил монсеньор Кондрусевич. То есть, если даже православных 85% - в школе все равно должна быть только «вообще история». Так сказать, от мормонов до Кондрусевича. Никакого знакомства с тысячелетней российской духовной традицией. А на резонное замечание православных, что толку от такого «нечистого» религиозного образования не будет, что «преподавание абстрактной „истории религий“ не приводит к результатам, которые Церковь вправе ожидать от религиозного воспитания подрастающего поколения», монсеньор всплеснул ручками: «Мои слова были продиктованы исключительно заботой о благе Отечества и высказаны с глубоким уважением ко всем конфессиям и религиям России». Мол, не подумайте плохого…

Интересно, что совсем недавно из Ватикана звучали слова о необходимости «примирения Запада и Востока», о том, что католики и православные — «наследники общей европейской культуры», которых объединяют общие нравственные ценности. Но, поскольку сегодня эти ценности находятся в опасности — с одной стороны, им угрожает западноевропейский секуляризм, а с другой — последствия атеистической пропаганды, властвовавшей в Восточной Европе, то для того, чтобы противостоять этим вызовам современности, христиане должны «сформировать альянс», убеждали нас. Однако, как доходит дело до ликвидации последствий атеистической пропаганды в России — альянс сыплется на глазах. Борцы с секуляризмом, оказывается, готовы на альянс с кем угодно, лишь бы не дать Православной Церкви возможность осуществить свою миссию. Что же, это не ново. Когда Ватикан терпел поражение на Западе, он всегда усиливал давление на Восток, в расчете там обрести паству. А конкурентам можно спокойно морочить голову разговорами об «альянсе» и «заботе о благе Отечества».

Положение же на Западе иначе как поражением западного христианства не назовешь. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21), говорил Спаситель своим ученикам. Ну, и где сокровище западного человека сегодня. Вот приезжает еврокомиссар по правам человека — выяснять, как в России дело обстоит с этими самыми правами, и что угрожает демократии. Обозрев состояние дел, «комиссар СЕ особо подчеркнул, что такой предмет должен включать в себя освещение основ всех мировых религий, а не отдавать преимущество какой-либо одной из них, даже если ее исповедует большинство граждан той или иной страны». Это понятно. Это — либеральный евростандарт. А сокровище-то где? О чем сердце более всего тревожится? А вот о чем: «едва ли не главную угрозу для демократии в России, как явствует из доклада комиссара СЕ, сообщает «Русская линия», комиссар усмотрел не в терроризме и религиозном экстремизме, как следствиях недостатка религиозного просвещения, а в «росте гомофобии». Ну да, тут у них — «святое"…

От редакции

http://www.radonezh.ru/new/komentariy/?ID=3591


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика