Коммерсант | Сергей Лавров | 29.06.2005 |
— Собственно говоря, мы никогда оттуда не уходили. Недавний визит президента Владимира Путина на Ближний Восток подтверждает, что Россия заинтересована в развитии отношений со странами и народами региона, готова и впредь последовательно и энергично наращивать политический диалог, деловые и гуманитарные связи в духе дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. В Египте, Израиле и на палестинских территориях обсуждалась ситуация на Ближнем Востоке. Мы считаем, что в настоящий момент существует реальная возможность для продвижения палестино-израильского урегулирования на основе «дорожной карты», разработанной «четверкой» международных посредников. Наша общая задача — использовать этот шанс для достижения всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. Переговоры показали также, что наши подходы к решению ряда крупных проблем современности в значительной степени совпадают или созвучны. Это касается формирования нового, более безопасного, стабильного и справедливого миропорядка, совместного противодействия терроризму, организованной преступности, наркоторговле, расползанию оружия массового уничтожения, разрешения конфликтных ситуаций мирными средствами. Есть и общее понимание: для того, чтобы эффективно противостоять угрозам и вызовам XXI века, мировое сообщество должно быть в состоянии ликвидировать их питательную среду — бедность, другие острые социальные проблемы.
Еще один важный результат визита президента России на Ближний Восток состоит в том, что он придал новый импульс усилиям по укреплению двустороннего сотрудничества, включая активизацию торгово-экономических связей.
— Безусловно, ближневосточный характер политики России существенно отличается от политики Советского Союза. Как сейчас определяется стратегия и внешняя политика Вашей страны, в частности, в отношении арабского мира?
— Советский Союз существовал в одних исторических условиях, а нынешняя Россия — в принципиально иных. Мы живем в эпоху глобализации, когда мир становится все более взаимозависимым и изменение обстановки в одной его части сказывается повсеместно. Стабильность в странах Ближнего Востока и Северной Африки, где проживают свыше 300 млн человек, сосредоточены крупнейшие запасы энергоресурсов, проходят международные торговые пути, находятся многие культурные и религиозные центры, — один из важнейших факторов развития международной ситуации и мировой экономики. Поэтому абсолютным приоритетом внешнеполитической линии России на ближневосточном направлении, без сомнения, является скорейшее достижение справедливого и всеобъемлющего мира в регионе, урегулирование всех конфликтов политическими средствами. Мы исходим из того, что народы арабских стран при активном содействии мирового сообщества, но без давления извне, должны иметь возможность самостоятельно, в нормальной атмосфере решать насущные политические проблемы и вопросы социально-экономического развития.
— Какова в действительности та роль, которую может играть Россия в решении основных проблем региона, в частности, ситуации в Ираке, палестинского вопроса, самостоятельно, вне рамок Совета Безопасности ООН и международного «квартета»?
— С самого начала иракского кризиса Россия стремилась играть активную роль в его урегулировании. Мы принимали непосредственное участие в разработке и принятии важнейших решений СБ ООН, подготовке и проведении различных международных форумов по Ираку. События показали, что иракская проблема не имеет решения вне многосторонней дипломатии, вне правового поля ООН.
Параллельно укреплялись двусторонние связи с новым иракским руководством, лидерами влиятельных партий и основных этно-конфессиональных групп. Иракские представители неоднократно посещали Москву. В июле 2003 года состоялся визит Джаляля Талабани, в декабре того же года президент Владимир Путин провел переговоры в Кремле с делегацией Временного управляющего совета во главе с Абдельазизом Хакимом, а годом позже — с премьер-министром Временного правительства Ийядом Аляви. Россия готова продолжать и развивать конструктивное взаимодействие и с нынешней Переходной администрацией.
Налаженные контакты с авторитетными политиками Ирака помогают нам адекватно реагировать на изменение ситуации в стране, своевременно корректировать подходы к иракскому урегулированию. Многие в Ираке относятся к России с уважением, ценят нашу позицию. Опираясь на этот потенциал, призываем к налаживанию сотрудничества между Переходной администрацией и ее политическими оппонентами в деле воссоздания конституционных органов государственной власти, график и основные этапы которого зафиксированы в резолюции 1546 СБ ООН. Только всеохватный политический процесс может привести к позитивному результату, дать решения, отвечающие интересам всех иракцев. В пользу этого высказалась и конференция по Ираку, состоявшаяся в ноябре 2004 года в Шарм-аш-Шейхе.
Наряду с этим оказываем конкретную помощь в восстановлении национальной экономики Ирака. В ноябре 2004 года российское руководство пошло на беспрецедентное списание свыше 90% иракского государственного долга.
Несмотря на сохраняющуюся сегодня в Ираке тяжелую военно-политическую обстановку, некоторые российские компании уже направили туда своих сотрудников, которые заняты реконструкцией и модернизацией энергетических объектов. Их будет значительно больше, как только позволит ситуация в сфере безопасности.
Россия использует все имеющиеся у нее возможности для оказания содействия в продвижении палестино-израильского урегулирования. Как постоянный член Совета Безопасности ООН и участник «квартета» международных посредников она вносит свой вклад в усилия по нормализации ситуации в регионе и продвижению мирного процесса. Наряду с этим мы активно работаем с обеими конфликтующими сторонами в двустороннем формате с целью закрепления позитивных подвижек в их отношениях и возобновления переговорного процесса на основе соответствующих резолюций СБ ООН и «дорожной карты» урегулирования. Именно на это был нацелен визит президента Владимира Путина в Израиль и на палестинские территории в апреле этого года.
— Вы оптимистично настроены в отношении плана ухода Израиля из Газы? Полагаете ли Вы, что он приведет к выполнению «дорожной карты» и созданию независимого палестинского государства?
— Как и другие участники «квартета» международных посредников, Россия придает большое значение предстоящему уходу Израиля из сектора Газа и части Западного берега реки Иордан. Считаем, что это может вдохнуть новую жизнь в «дорожную карту» урегулирования. Такое общее мнение обозначено в итоговом заявлении «квартета» на министерском уровне в Москве 9 мая сего года. Для того, чтобы развитие событий шло в правильном направлении, уход Израиля из Газы и части Западного берега должен быть полным и окончательным и осуществлен в сопряжении с «дорожной картой». Важно и после этого обеспечивать непрерывность переговорного процесса, предпринимать другие шаги по прекращению оккупации арабских земель, начатой в 1967 году. Вполне очевидно, что обеим конфликтующим сторонам необходимо выполнить взятые на себя обязательства в рамках договоренностей в Шарм-аш-Шейхе, предусматривающие прекращение насилия, плотно координировать свои действия и укреплять прямой диалог в интересах стабилизации обстановки в регионе и возобновления субстантивного переговорного процесса. Россия во взаимодействии с другими заинтересованными сторонами готова всемерно содействовать достижению этих целей.
— Как, на Ваш взгляд, можно было бы достичь мира в Ираке и спасти страну от гражданской войны, которая несет опасность всему региону?
— Убеждены, что добиться мира и стабильности в Ираке исключительно силовыми методами невозможно. Чтобы предотвратить сползание к полномасштабному гражданскому конфликту, переломить ситуацию к лучшему, необходима широкая поддержка населением предпринимаемых властями мер. Новое иракское руководство должно предложить обществу формулу национального согласия, консолидировать его на созидательной платформе, основанной на балансе интересов всех ведущих политических организаций и этно-конфессиональных групп страны.
Во избежание срыва реализации схемы и графика политического процесса, предусмотренного резолюцией 1546 СБ ООН, следует проявлять максимум выдержки, воздерживаться от сведения старых счетов, проведения новых политических чисток. Нужно договариваться с патриотической оппозицией, взгляды которой разделяют многие иракцы. Активное подключение ее представителей к политическому процессу поможет изолировать международных террористов, лишит их поддержки. Делу помогло бы и внесение ясности в вопрос о сроках иностранного военного присутствия в Ираке в соответствии с резолюцией 1546.
— Поступает информация о том, что Вашингтон приступил к осуществлению мер, направленных на изменение режима в Сирии. Некоторое время тому назад президент Башар Асад посетил Москву, обсуждалось восстановление двустороннего военного сотрудничества, а также поставки российских ракетных комплексов Дамаску. Каковы границы этого сотрудничества? Допустит ли Москва падение сирийского режима? Какова Ваша позиция по этому вопросу?
— Нас серьезно беспокоит напряженность вокруг Сирии и Ливана, возникшая в последнее время, особенно после убийства бывшего ливанского премьер-министра Рафика Харири. Россия активно способствует деэскалации ситуации и предотвращению возникновения нового очага нестабильности на Ближнем Востоке. В ходе активных контактов со всеми заинтересованными сторонами мы добиваемся выполнения резолюции 1559 СБ ООН, решения всех возникших проблем на путях диалога. С удовлетворением отмечаем, что Сирия полностью выполнила одно из центральных положений резолюции, касающееся вывода из Ливана иностранных сил. Это — хороший пример. Было бы неплохо, если бы и другие резолюции СБ ООН, относящиеся к Ближневосточному региону, выполнялись столь же оперативно. Мы позитивно оцениваем реформаторские шаги президента Башара Асада. Успешно развиваются наши двусторонние отношения с Сирией. Эта страна давно входит в число ведущих партнеров России на Ближнем Востоке, а после государственного визита Башара Асада в Москву в январе нынешнего года взаимовыгодное сотрудничество в различных сферах получило новый заряд. Должен особо отметить, что это сотрудничество не направлено против третьих стран. Связи в военно-технической сфере имеют традиционный характер и развиваются в строгом соответствии с нашими международными обязательствами. Сирия, как и другие государства, имеет законное право на самооборону. Осуществляя соответствующие поставки, мы не делаем ничего, что могло бы иметь дестабилизирующие последствия для Ближневосточного региона. Что касается «ливанского досье», то, по общему признанию, парламентские выборы в этой стране прошли честно и транспарентно, в соответствии с демократическими стандартами.
— Известно, что особое внимание в регионе Россия уделяет контактам с Ираном и двустороннему сотрудничеству с ним в области ядерной энергетики. Вы не опасаетесь обвинений со стороны арабских государств в будущем, не говоря уже об обвинениях США в настоящий момент, в том, что Москва содействует приобретению Ираном ядерного оружия и изменению равновесия в региональной безопасности?
— То, что ядерная деятельность Ирана в последнее время является объектом пристального внимания мирового сообщества, не отменяет наших обязательств в отношении сооружения атомной электростанции в этой стране. Россия исходит из того, что оценку соблюдения Ираном обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия должно давать только МАГАТЭ как специально уполномоченный на то международный орган. Нашу дальнейшую политику в отношении сотрудничества с Ираном в области мирного использования атомной энергии мы намерены строить на основе имеющихся двусторонних договоренностей с учетом решений МАГАТЭ, других международных организаций, а не индивидуальных оценок третьих стран.
Пока у нас с Ираном нет соглашений о других проектах в области атомной энергетики, помимо АЭС в Бушере. При этом действует условие: поставки ядерного топлива будут осуществляться из России с обязательным возвратом отработавшего топлива. Мы прорабатываем возможности расширения взаимодействия на тех же условиях. Разумеется, все наше сотрудничество с Ираном абсолютно прозрачно и строится в строгом соответствии с международными обязательствами сторон, под контролем МАГАТЭ. Поэтому никаких вопросов, а тем более претензий в контексте нераспространения российско-иранское сотрудничество вызывать не может. Так что обвинения в том, что мы якобы содействуем приобретению Ираном ядерного оружия, абсолютно лишены основания.
— Ваши отношения с Ираном позволяют предположить, что Вы более, чем кто-либо другой, информированы в вопросе продвижения его ядерных программ. Вы согласны с утверждениями, содержащимися в некоторых докладах, что Иран в течение ближайшего года или двух станет обладателем ядерной бомбы?
— Вопрос, я бы сказал, поставлен некорректно. Если бы мы знали о подобных намерениях Ирана, то не стали бы с ним сотрудничать в ядерной области.
Повторю, что оценку иранской ядерной программы должно давать МАГАТЭ. У Агентства к Ирану остается ряд вопросов по его прошлой деятельности, но, тем не менее, оно не установило фактов переключения иранских работ в ядерной сфере на цели иные, нежели мирное использование атомной энергии.
— Этот вопрос является источником напряженности в отношениях между Тегераном и Вашингтоном и повышает риски возникновения новой войны в регионе. Какой будет позиция Москвы в случае провала переговоров между Ираном и ЕС и передачи этого вопроса в Совет Безопасности? Воспользуется ли Россия правом вето?
— Не стоит опережать события. Переговорный процесс между «евротройкой» и Ираном идет непросто. Работа ведётся сложная, обсуждаются различные варианты и предложения. Но пока преждевременно говорить о конкретных действиях в случае срыва переговоров. Надеемся, что этого не произойдет, тем более что результаты женевской встречи мининдел «евротройки» с иранцами 25 мая можно расценивать как обнадеживающие. Мы также работаем с Ираном, координируя свои действия с европейцами.
— Как Вам видится сотрудничество между Россией и ОИК?
— Мы высоко ценим то, что после выдвинутой в августе 2003 года инициативы президента Владимира Путина по расширению нашего взаимодействия с Организацией Исламская конференция связи России с исламским миром получили новый импульс. Это нашло отражение как в заметном наращивании экономического сотрудничества со многими исламскими государствами, так и в интенсификации политических контактов. Наглядное свидетельство этому — визит президента Владимира Путина в апреле 2005 года на Ближний Восток, о чем мы уже говорили. Участились визиты высокопоставленных делегаций из государств региона в нашу страну. В этой связи можно упомянуть недавний приезд в Москву Султана Брунея.
Сегодня Россию приглашают на все крупные мероприятия Организации. В 2004 году я выступил на очередной сессии министров иностранных дел стран-членов ОИК в Стамбуле. В соответствии с приглашением от министра иностранных дел Йемена Абубакра Керби и Генерального секретаря ОИК Экмеледдина Ихсаноглу приму участие в 32-й Конференции глав внешнеполитических ведомств стран-участниц ОИК в Сане.
Хотел бы также сказать, что этим летом в России будет торжественно отмечаться тысячелетие Казани — столицы Татарстана, где проживает наибольшее число российских мусульман и где находится древнейший очаг исламской культуры и цивилизации. К этой дате приурочено открытие в присутствии гостей из ряда стран исламского мира грандиозной мечети Казани Кул-Шариф. О значимости этих мероприятий говорит то, что председателем подготовительного комитета по организации юбилея является президент Владимир Путин.
Россия, принадлежащая и к христианскому, и к мусульманскому мирам, накопила более чем тысячелетний опыт конструктивного сосуществования различных религий. Поэтому мы считаем своим долгом активно способствовать налаживанию диалога и сотрудничества культур и цивилизаций на глобальном уровне.
http://www.kommersant.ru/include/inc-archive/materials/archive-material-newWind.asp?textPath=/documents/2806_2005.html&textTitle=%20ДОКУМЕНТ%20&id_arcdoc=70&year=2005