Русская линия
Северный благовест28.06.2005 

История русского православия в Швеции

Всем известно, что Швеция, как и Финляндия, страна лютеранская, но первые христианские миссионеры посетили её задолго до появления на свет Мартина Лютера и даже до 1054 года — времени разделения церквей на Католическую и Православную. Ещё в 831 году св. Ансгар, которого называют также «Апостолом севера», послал к скандинавским язычникам своего племянника Гутберта, посвятив его перед этим в сан епископа Шведского. Им и его спутниками были крещены в православную веру (тогда не было ещё католичества) шведский король Бьёрн и сын его Олав. Поэтому, если писать об истории православия в Швеции, нельзя не начать с этого момента. Так же как нельзя не рассказать и о другом короле Олафе — Харалдсоне (994−1022) — он же Улаф Шетконунг, признанном православным святом (житие которого составлено священником тверской епархии Стефаном Красовицким в 1998 г.). Тема эта сама по себе настолько большая и интересная, что заслуживает отдельной работы, которую мы планируем поместить в одном из следующих номеров журнала. Здесь же хотелось бы поговорить о теме более частной, но от этого не менее для нас интересной, поскольку она касается русского православия, его появления в Швеции и его истории.

Начнём с острова Готланд. Это самый большой остров Балтийского моря, расположенный недалеко от Швеции. Город Висбю, его столица, входил в ганзейский союз городов, стоял на так называемом пути «из варяг в греки» и потому был привлекателен для торговых людей из разных мест, в том числе и Руси. В городе были целые кварталы купцов из Новгорода, Киева и Смоленска. Ими был выстроен православный храм в честь св. Николая — покровителя путешествующих по морям. Фундамент этого храма найден при раскопках в 1970-х гг. в самом центре города. Вообще, надо сказать, Готланд является уникальным местом в Европе, — на небольшой его территории с населением в 50 тыс. человек находятся 92 храма, построенных в раннем средневековье.

Именно это время (XI — XII века) было временем знакомства и тесной дружбы России и Швеции. Шведская княгиня Ингегерда была выдана замуж первым христианским (читай: православным) королём Швеции Олафом Шетконунгом за киевского князя Ярослава Мудрого в 1017 г. В приданое принцесса Ингегерда принесла город Альдейгаборг (названный позднее Старой Ладогой) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды). Сама принцесса, взявшая по святом крещении имя Ирины, прожила долгую жизнь и, родив Ярославу семерых сыновей и трёх дочерей, приняла перед своей кончиной монашеский постриг с именем Анна и мирно почила в Новгороде Великом в 1051 г. Православная церковь причислила её к лику святых с именем св. благоверной княгини Анны Новгородской (память 10/23 февраля).

В эти благословенные для наших государств времена в Киеве находили себе пристанище изгнанные из Англии сыновья английского короля Эдмунда Эдвин и Эдуард; наследный принц Магнус Норвежский, которого привечали при русском дворе до тех пор, пока не убедились, что норвежцы отдадут ему отчий престол. В Швеции и Норвегии соответственно жаловали русских купцов. Именно в это время и был построен упомянутый выше храм на Готланде (скорее всего, он не был единственным) и храм в древней столице Швеции Ситгуне.

К сожалению, вскоре между нашими государствами начались непрерывные междоусобицы и, пожалуй, до самого 1617 г. — времени заключения Столбовского мирного договора — положение русских купцов в Швеции и на сопредельных территориях было крайне небезопасным. Статья 15 Столбовского договора гарантировала русским купцам «в его королевского величества Свее, в Стекольне, в Выборге торговые дворы имети и по своей вере пение и веры своей строенье вольно им по тем же дворам в своих хоромах имети».

В 1641 г. в Стокгольме был построен большой новый гостиный двор, где торговали также и купцы из Руси. До сегодняшнего дня это место напротив нынешнего музея города (бывшая южная ратуша) называется Ryssgarden (русский двор). Конечно, классического вида церковного здания в православном стиле там не было — службы отправлялись в одном из амбаров, в котором была устроена походная церковь. Причт её числился в составе Новгородской епархии. В 1651 г. упоминается приехавший с торговыми людьми новгородский поп Емельян.

В середине 17 века выстроен был новый каменный Рюссгордэн, наименованный русскими — малым, шведами — верхним русским двором. Церковь перенесена была туда, и в 1671 г. получила более обширное помещение. В 1695−97 гг., после сооружения каменных флигелей, в одном из них церкви отводится помещение.

В 1700 году, во времена Петра Первого, в Стокгольме была открыта первая русская дипломатическая миссия. Её председатель, князь Андрей Яковлевич Хилков, устроил богослужения в собственной домовой церкви (с ним прибыл священник, и была доставлена вся необходимая утварь для её устроения). Таким образом, какое-то время в городе существовало две церкви — купеческая на гостином дворе и посольская. К сожалению, вскоре началась Северная война. Король Карл XII подверг аресту посла и всех русских, находившихся в Швеции. Вскоре в Стокгольм были доставлены русские генералы: цесаревич Александр Арчилович Имеретинский, князь Яков Федорович Долгорукий, князь Иван Юрьевич Трубецкой и другие, взятые в плен под Нарвой. Им, с разрешения Сената, предоставлена была гостинодворская церковь, ими улучшенная и освященная во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Некоторые потребные для богослужения предметы взяты были из церкви князя Хилкова. Вследствие попыток некоторых генералов бежать церковь дважды закрывалась. Имущество было конфисковано, а сами они в 1716 году были высланы в расположенный в глубине страны Висингборгский замок, где многие из них нашли своё упокоение.

Как известно, война закончилась победой русского оружия. 30 августа 1721 года был заключён Ништадский мирный договор, главный смысл которого заключался в том, что теперь господствующей державой на севере Европы вместо Швеции стала Россия. Границы её отодвинулись далеко на запад, в состав новой империи вошли Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и Карелия.

Дипломатическая миссия в Стокгольме возобновила свою деятельность, а вместе с ней возобновились и богослужения в православной церкви на русском гостином дворе. Можно сказать, что с этого времени храм из купеческого стал посольским. Иерархически, после петровской реформы, он перешёл в подчинение Святейшего Синода, который назначил настоятелем в него в 1725 году иеромонаха Вениамина (Фальковского). Новый батюшка нашёл церковь в страшном запустении. Всё священническое облачение и богослужебные сосуды были заложены шведам. Мало-помалу ему удалось восстановить церковные службы, однако денег на реконструкцию и ремонт не было. Все последующие исторические данные свидетельствуют о крайней ветхости церкви и её убранства. Приехавший в 1746 году в Стокгольм священник Александр (Львов) был вынужден заявить, что не может продолжать богослужения вследствие крайней ветхости и тесноты храма.

В 1747 г. посланник И. А. Корф просил короля Фридриха предоставить во временное распоряжение под церковь отвечающую этому назначению комнату в Городском доме (ратуше). Король настоял на этом. Магистрат отвел под церковь прежнюю секционную залу в одном из флигелей, сделав на свой счет необходимые приспособления, однако иконостас и всё внутреннее убранство остались теми же.

Новый русский посол в Швецию граф Иван Андреевич Остерман писал в 1760 году императрице Елизавете Петровне, в частности, следующее: «…в здешней Вашего Императорского Величества грекороссийской церкви не токмо ризница и вся церковная утварь, но и самый иконостас столь ветхий, что почти уже употреблять их невозможно».

Иностранная коллегия, рассмотрев дело, решила направить в Стокгольм одну из походных церквей, оставшихся без применения после недавно закончившейся Семилетней войны с Пруссией. В 1768 году из города Мемеля сначала в Санкт-Петербург, а затем на шведском судне «Эммануэль» в Стокгольм были доставлены иконостас, престол, ризница, богослужебные книги и церковная утварь храма в честь Преображения Господня. Именно с этого года можно начинать отсчёт истории существования Спасо-Преображенского храма в Стокгольме.

В настоящее время место, где располагался храм, можно увидеть, если подняться на самый верхний этаж музея города Стокгольма, расположенного в здании старой ратуши в помещении на углу Sodermalmstorg и Gotgatan, называемом теперь «Тессинский зал». Между прочим, во время своего европейского путешествия в 1838 году эту церковь посетил цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II.

Эта церковь при русской миссии в Стокгольме имела большое просветительское значение. Трудами её настоятелей (о. Арсения (Судакова) и о. Василия (Архангельского)) в середине XIX века были изданы на шведском языке литургии свв. Иоанна Златоустого и Василия Великого. Со временем здание ратуши обветшало и храм был вынужден искать новое пристанище. Сменив несколько мест, он подвергся серьёзной угрозе закрытия, так как при обсуждении в 1864 году на комиссии Министерства иностранных дел штата заграничных церквей чуть было не попал под сокращение вследствие малочисленности прихода, однако был сохранён, дабы дать возможность православной церкви «делать себя известною на Западе».

В дальнейшем судьба русского православия в Швеции неразрывно связана с именем о. Петра (Румянцева), который прослужил в Стокгольмском храме почти 50 лет (с 1888 по 1935 г.). Именно в годы начала его настоятельства 20 ноября 1892 г. был освящён храм в церковном флигеле в доме на Odengatan. Для этого храма о. Пётр выписал из Санкт-Петербурга новый резной белый иконостас. Через 10 лет храм переехал в новое здание — на этот раз окончательно. Его освящение состоялось 27 апреля 1907 года. Малозастроенная северная часть города, где по адресу Birger Jarlsgatan, 98 разместился Спасо-Преображенский храм, сразу была названа прихожанами «Сибирью».

После революции о. Пётр активно занимался помощью многочисленным, часто лишённым средств к существованию русским эмигрантам. Им была открыта также русская школа. Храм перешёл под юрисдикцию митрополита Евлогия — патриаршего экзарха в Западной Европе. После смерти о. Петра настоятелями были о. Александр (Рубец), о. Стефан (Тимченко) — с 1972 г. епископ.

В отличие от финских церквей (Покровской и Никольской), также состоявших в довоенные годы под юрисдикцией митрополита Евлогия, стокгольмский храм не перешёл, как они вместе со своим правящим митрополитом, под омофор Московского Патриарха, а остался в так называемом «евлогианском расколе», в конечном итоге перейдя под юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) Патриарха.

Не всем русским нравилось это. Небольшая группа русских православных людей, возглавляемая Верой Сагер (1895−2.05.1988), Владимиром Волковым и Людмилой Ландезен, начала дело создания прихода Русской Православной Церкви в Стокгольме. Их усилиями приход во имя прп. Сергия Радонежского был зарегистрирован в качестве религиозной организации и, при помощи Шведской протестантской церкви, получил помещение при соборе св. Марии Магдалины на Bellmansgatan, 13. В 1996 году приход решением Священного Синода Русской Православной Церкви был принят в юрисдикцию Московской Патриархии. С 1998 года в храме совершаются регулярные богослужения.

За почти 10 лет своего существования приход значительно увеличился, теперь он объединяет людей разных национальностей. Помещение церкви небольшое, его можно измерить несколькими шагами. Внизу — храм, а под крышей — библиотека. Иконы алтаря написаны в России, среди них — лик преподобного Сергия, небесного покровителя прихода. На стенах — тоже иконы, как новые, так и старые, привезённые в Швецию с первой волной русской иммиграции. Среди них есть и особо чтимая Стокгольмская икона Божией Матери.

В настоящее время (с 6 октября 2003 г.) настоятелем Свято-Сергиевского прихода в Стокгольме служит протоиерей Александр (Владимиров), который вместе с о. Александром (Пискуновым) окормляет также вновь возникшие приходы Московского Патриархата в Швеции: Гётеборге, Умео, Упсале, Вестэросе.

Библиография

1. Митрополит Евлогий. Путь моей жизни: Париж, 1949.

2. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории: Петрозаводск, 1996.

3. Свято-Преображенский православный храм. Издание церковного совета при Свято-Преображенском храме: Стокгольм, 1999.

4. Тальберг Н. Православное храмоздание Императорской России в Европе (Исторический очерк). «Православный путь». Церковно-богословско-философский ежегодник. Приложение к журналу «Православная Русь», 1958.

5. Материалы <>сайта Русской Православной Церкви в Швеции.

http://severny-blagovest.org/0033.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru