Северный благовест | 28.06.2005 |
Благодатный огонь
Уже около двух тысяч лет многие православные христиане собираются в храме Гроба Господнего (другое название: храм Воскресения Господнего) в Иерусалиме, чтобы повстречать величайший свой праздник — Пасху. Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости от Храма, становятся свидетелями схождения Благодатного Огня. Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом — исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя — чувственно и душевно» — читаем мы у церковного историка Григория Нисского. Евсевий Памфил рассказывает в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Латинский монах Бернард (865 г.) пишет: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом».
Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала православной Пасхи по старому стилю, которая, как известно, обычно празднуется в иной день, чем у христиан новостильных. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом.
В Страстную Субботу в 13.30 местного времени (часовой пояс Иерусалима совпадает с Московским часовым поясом) раздается звон колокола в патриархии, и оттуда начинается шествие. В Храм входит процессия — иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. Процессия подходит к Кувуклии (так называется часовня над Гробом Господним) и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Незадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь, и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженная тишина — ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем, в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей, находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому паломники обычно причащаются, перед тем как прийти в святое место. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.
Перед схождением Огня храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое, как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит православный Патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь. Однако не все зажигают огонь от Патриаршей свечи — у некоторых он загорается сам. Первое время — 3−10 минут — загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами — совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как люди буквально умываются этим Огнем — водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.
В дальнейшем, от благодатного Огня возжигаются лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь доставляется на Кипр и в Грецию, откуда развозится по всему миру. Вот уже несколько лет, как непосредственные участники событий привозят его и в храмы Русской Православной Церкви. Есть этот Огонь и в Хельсинки. В лампадах Покровской церкви уже на протяжении нескольких лет непрестанно поддерживается он стараниями клира и прихожан.
Туринская плащаница
О том, что Христос воскрес, рассказывает не только Евангелие.
В доказательство вечно сомневающимся оставлен документ, свидетельство — Туринская Плащаница. Так называется полотно, в которое было завернуто тело Христа при его погребении.
С XVII века Туринская плащаница хранится в итальянском городе Турине. Чудесным, неизвестным до сих пор науке способом на полотне отпечаталось изображение тела, завернутого в нее. На протяжении веков Плащаницу много раз проверяли на подлинность, варили в масле, терли в присутствии людей на площади. Она четыре раза претерпевала пожар. Но ткань упорно сохраняет темно-коричневый отпечаток.
В конце XIX века Сикон де Пиа сделал первую фотографию Плащаницы. Перед глазами изумленного фотографа предстал не ожидаемый позитив, а негатив величественного лика с ясным спокойным выражением. Второй снимок отобразил всю фигуру.
С того времени изучением Туринской Плащаницы занялся ученый мир. Доказано, что изображение является нерукотворным. Ученые предполагают, что оно могло возникнуть в момент мощного излучения, которое произошло при воскресении из мертвых Господа нашего Иисуса Христа.
Ланчанское чудо
Событие это произошло в VIII веке, в то время когда Церковь Христова была еще не разделена на католическую и православную. Во время совершения Божественной Литургии в итальянском городке Ланчано во время Таинства Евхаристии чудесным образом произошло видимое пресуществление хлеба и вина в человеческую Плоть и Кровь. Оно стало ответом на сомнения, поселившиеся в душе священника: «Как я могу верить, что вино становится Кровью, а хлеб — Плотью Господа Иисуса Христа, когда внешне они никак не изменяются? Наверное это всего лишь символы, просто воспоминания о Тайной Вечере». С тех пор в городе Ланчано хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан-Легонций (ныне Сан-Франческо). Позже Кровь свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор. Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная Кровь уже двенадцать веков предстает взорам посещающих Ланчано паломников и путешествующих.
С 1574 года над Святыми Дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов — научные эксперименты. Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, патологической гистологии, химии и клинической микроскопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 годов и пришел к следующим выводам. Святые Дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Возможно, фрагмент Плоти содержит также левый желудочек — такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АБ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Ученые особо подчеркнули: более всего удивительно то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняются под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов без искусственной защиты и применения специальных консервантов. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. Руджеро Бертелли, профессор нормальной анатомии человека Сиенского университета, проводил исследования параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и патологии, эти результаты вновь были подтверждены.
Мироточивые иконы
Когда говорят о мироточении икон, нужно понимать, что название этого чудесного явления — условное. Некое светлое, маслянистого вида вещество, выделяющееся при чудотворениях, не тождественно священному миру, применяемому в таинстве миропомазания. На иконах появляется жидкость, лишь напоминающая миро, столь же благоуханная. Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о «елеоточении» или «росоточении». Некоторые люди считают, что миро, проистекающее из икон — это древесная смола или некий конденсат. Следует заметить, что мироточат также и бумажные ксерокопии, литографии, фрески, фотографии икон и даже металлические иконы.
Особенность нашего времени, в частности, выражается и в том, что наблюдается повсеместное массовое мироточение икон. «Что бы это значило? — ломают головы христиане, — возвещает ли Господь нам о грядущих бедствиях, укрепляя нашу веру этим мироточением, или это явление милости Божией, которую Он обильно изливает на Церковь?» Вряд ли мы сможем ответить на эти вопросы. Одно только ясно, мироточение — это явление Славы Божией. И в этом явлении Бог показывает нам Свою власть над материей, которую Он создал и подчинил установленным Им законам.
Нетленные мощи
С первых же веков христианства начинаются сказания о нетлении тел. С течением времени, когда христианская вера стала распространяться по разным странам, распространялись и эти сказания, которые сохранились до нас от всех последующих веков и народов, куда проникла христианская вера в своей чистоте. На основании этих сказаний можно положительно утверждать, что не было века, в котором бы не являлось несколько нетленных мощей угодников Божиих, и нет народа истинно верующего, у которого не было бы их. Не верить этим сказаниям мы не имеем основания; ибо они идут от бесчисленного множества людей, и притом разных стран и веков, и подтверждаются действительным фактом нетления мощей: и в настоящее время мы имеем немало их от разных веков. Что же значит, что ни в языческом, ни в магометанском, а только в христианском мире мы видим необычайные явления нетления мощей? Чудеса вообще служат решительными и окончательными признаками истинной религии — богооткровенной. Сверхъестественное откровение необходимо должно иметь сверхъестественные признаки своего истинно сверхъестественного происхождения. И действительно, Бог благоволил окружить Свое откровение особыми, высшими знамениями, которые, будучи возможны только для Него одного, могут уже окончательно убеждать человека, что он не ошибается, принимая известную религию за откровение Самого Бога. Эти знамения — чудеса. Нетление святых мощей есть чудо, заменяющее многие другие чудеса, и тем преимуществует перед ними, что те однократны, нередко мгновенны и могли быть убедительны для очевидцев и терять свою силу для родов последующих, а нетление тел есть чудо постоянное, свидетельствующее о том, что в нетленном теле, особенно чудотворящем, постоянно пребывает чудодейственная сила Божия, и вследствие этого оно представляет нам сильнейшее и убедительнейшее доказательство божественности христианской веры.
Чудеса святых
Многие люди, достигшие святости, известны своими дарами прозорливости и чудотворения. Сохранились документальные описания современников об этом. Во времена гонений на христианство святые мученики, претерпевая истязания от гонителей, получали благодатную помощь — они не горели в огне, выходили невредимыми из кипящего олова, орудия пыток рассыпались в руках мучителей, замученные почти до смерти на утро являлись совершенно здоровыми. Практически, в житии любого православного святого можно найти описания чудес, совершенных им. Святые исцеляют неизлечимо больных и воскрешают умерших. Перемещаются в несколько мгновений на далекие расстояния, преодолевая силу земного притяжения, ходят по воде и парят над землей. Они беседуют с ангелами, Пресвятой Богородицей и с Самим Господом Иисусом Христом. Иногда эти явления сопровождаются тем, что после них остаются зримые следы: благоухание, цветы, фрукты из райских садов. Многие святые прозревают души человеческие, читая в них прошлое и будущее как по открытой книге. Наиболее известны своим чудотворным даром святитель Николай архиепископ Мирликийский, святые великомученики Георгий и Пантелеймон, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, блаженная Ксения Петербургская. Из более близких к нам по времени: святой праведный Иоанн Кронштадский, святые Оптинские старцы, святая блаженная Матрона Московская, Серафим Вырецкий.