Русская линия
Псковское агентство информацииСвященник Алексий Вовченко28.06.2005 

Петров пост

О Петровом посте рассказывает настоятель храма св. Георгия Победоносца в Камно священник Алексей Вовченко:

В этом году Петров пост начинается с 27 июня, а заканчивается 12 июля, в день памяти первоверховных Апостолов Петра и Павла. Петров пост зависит от Пасхи, если Пасха раньше, то Петров пост получается подольше, а в этом году была поздняя Пасха, и Петров пост короче.

Как всякий пост, он имеет назначение: чтобы человек был молитвенно напряжен, поэтому пост особое внимание обращает на молитву. Мы прошли путь от Пасхи до Пятидесятницы, когда мы переживали сплошные праздники, пасхальную радость, но теперь надо собраться внутренне, и для этого есть пост, чтобы отрезветь от состояния праздника и взглянуть на прошедшие праздничные дни. В чем мы согрешили, покаяться, подтянуть плоть немножко свою. В этом посту разрешается вкушение елея, кроме пятницы и среды, рыба разрешается в Петровом посту. Сейчас, Слава Богу, зелени много, и поститься в Петров пост легче.

Апостолы называются первоверховными за свою чистоту веры, за горячность веры. Апостол Петр первым из Апостолов назвал Иисуса Христа «Господь мой и Бог мой». Он так воскликнул, когда Господь спросил: «За кого Его считают человеки». Но Петр, имея горячую веру, был и искушаем сильно от врага, и трижды отрекся от Христа, и раскаялся. И Господь сказал: «Петр — ты камень, на сем камене положу основу Церкви». Петр — богоизбранный, до избрания имя этого рыбака, будущего Апостола, было Симон. И покаяние, принесенное им, и преодоление этого искушения, для всех нас является помощью, спасением, чтобы мы не надеялись на свою крепость. Как видим, даже Петр, названный камнем, подвергался искушениям. Но через покаяние он всей своей жизнью засвидетельствовал верность Богу, и его вера глубокая и крепкая, была причиной того, что он назван первоверховным Апостолом.

Петр — не книжный Апостол, он простой рыбак. И это тоже назидание, что не только книжной премудростью спасается человек, но глубокой верой. Он не был просвещен книжным учением, но через веру и молитву стал основателем Церкви, и Господь дал ему ключи от рая.

Апостол Павел, в прошлом язычник Савл — гонитель христиан, был призван Господом позже. Павел из фарисеев, был научен книжной премудрости с детства, и с детства служил Богу по Закону. Но не принял на веру Воскресение Христово. И Господь через чудо ослепления и прозрения, когда Савл по пути в Дамаск был ослеплен, совершил великий переворот в душе Савла, почувствовавшей силу Божию. И, будучи ревнителем Закона, Савл понял, что Богу противиться нельзя и спросил: «Кто же Ты?» Кто причина ослепления? И Господь ответил: «Я Христос, которого ты гонишь». И тогда Савл уверовал от всего своего сердца, был призван Господом проповедовать и стал Павлом. И с какой ревностью он гнал христиан, с еще большей он стал проповедовать Воскресение Христово. Это пример очень реальный и для нас всех. Для заблуждающихся твердых атеистов. Проповедью Павла наполнилась вся Церковь, весь греческий мир. Он оставил множество учеников после себя, у него самые обширные и пространные послания, оставленные нам. И богословие, глубина веры в Церкви во многом создана на посланиях Апостола Павла. Апостол Павел — пример книжного познания веры, что также не закрыто для христианина. Освободившись от слепоты и, ощутив силу Божию, он всем сердцем предался служению Божьему. Апостолы Петр и Павел для нас являются основателями Церкви. У одного, Петра — служение сердечное, что условно сказано, абсолютно их так классифицировать невозможно, и служение книжное, богословское — у Апостола Павла. Вот это единение апостольского двуединства есть содержание Церкви: молитвенное, сердечное и книжное, умственное. Славить Бога следует всем своим существом. И Апостол Павел говорил, что если ты стоишь на молитве, ты должен понимать ее всем своим сердцем и умом.

Но в наше время мало кто из православных понимает церковно-славянский язык. Бабушки, причем малограмотные, которые провели в церкви всю свою жизнь — для них это понятно и ясно, и они не требуют, чтобы Церковь перешла в Богослужении на русский язык. Они понимают церковный язык сердцем. А интеллигенция, новоприходящая в храмы, которая считает себя выше этих «темных старушек», она не понимает церковно-славянский язык и требует реформы в Церкви. По такому неразумию они требуют перемены служения в Церкви на русском языке, доступном для всех. Хотя из опыта Церкви видно, что доступно то, что человек любит, а что не любит… Если человек стремится познать Премудрость Божию, то он, конечно, приложит старания и к изучению церковно — славянского языка.

Первоверховные Апостолы Петр и Павел — первоисточник Церкви. Пост Святых Апостолов дается для того, чтобы мы, одухотворенные Духом Святым на Святой Троице, внимали учению Церкви. И надо стараться употреблять усилия на изучение Священного Писания: Евангелия, Деяния Апостолов, Послания Апостольские. Поэтому этот пост в первую очередь обращает внимание на Священное Писание. Сейчас такой период, когда посевная прошла, а сенокос еще не начался, поэтому в этом посту хорошо совершать паломничества ко святым местам и святым мощам угодников Божиих, прибегать к их помощи. Так что, если есть возможность, хорошо походить по святым местам. Только не рассеиваться, чтобы это было не для развлечения, а для назидания.

Помоги, Господи.

24.06.2005

http://informpskov.ru/church/21 521.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru