Русский дом | Священник Владимир Зайцев | 27.06.2005 |
Скупая новостийная канва событий породила множество вопросов об этой истории. С непосредственным участником этих событий — священником Владимиром Зайцевым беседует корреспондент Владимир Тулупов.
— Кто такой Александр Леонидович Дворкин и зачем он приехал в Екатеринбург?
— Александр Леонидович Дворкин — один из известных современных православных учёных-сектоведов. Его книга «Сектоведение» рекомендована Генеральной Прокуратурой Российской Федерации в качестве пособия и информативного источника по тоталитарным сектам. В настоящее время он является профессором, заведующим кафедрой сектоведения в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете, руководителем Информационно-консультативного Центра Религиоведческих исследований имени святителя Иринея, епископа Лионского, он — вице-президент Международного Института по изучению сектантства «Диалог-Центр», автор 600 статей и 14 книг, переведённых на 15 языков мира.
Дворкин приехал в Екатеринбург по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия для того, чтобы прочитать лекции студентам духовных учебных заведений. Мы едва ли не каждую неделю получаем от родителей информацию о том, что в той или иной школе действует секта, или ведётся безнравственная пропаганда, или педагоги ущемляют права детей по религиозному признаку. Примерно за десять дней до его приезда к нам обратились представители «Комитета по защите прав молодёжи». Это общественная организация, которая занимается проблемой возврата Дома Культуры «Энергетик» местным жителям. Дело в том, что в 1997 году этот огромный четырёхэтажный Дом Культуры был передан городской администрацией в безвозмездное пользование тоталитарной секте «Новая Жизнь». Например, в 1996 году Виктор Судаков, лидер «Новой Жизни», пригласил чернокожую шаманку Рене Себастиани, которая в киноконцертном зале «Космос», устроила своё, так сказать, «богослужение», во время которого люди катались по полу, бились в истерике, впадали в трансовые состояния.
Поскольку в районе не осталось ни одного Дома культуры мы договорились с администрацией школы N 21 о предоставлении помещения, и в воскресенье были вывешены объявления о лекции…
— Как вы узнали о том, что лекции не будет?
Утром в десять часов того дня, когда должна была быть лекция, директор сказал, что ему запретило предоставлять помещение некое вышестоящее начальство, которое, впрочем, он отказался называть. Мы связались с начальницей районного управления образования Т.С. Онуховой. Она, ссылаясь на какие-то постановления о терактах, на отделение школы от Церкви, просто отказала нам, заявив, что не желает иметь никаких дел с Екатеринбургской епархией.
Онухова высказала мнение городской администрации, ведь с Министерством общего и профессионального образования нашей области у архиепископа Викентия есть взаимопонимание.
— Была ли необходимость ехать к закрытым дверям школы, зная, что встречи всё равно не будет?
— Сами посудите, как мы могли не приехать, — объявления о приезде профессора расклеены по всему городу, люди всё равно пришли, а среди пришедших были и матери, у которых дети в «Новой Жизни».
— Я так понимаю, у школы Вас уже ждали?
— Да, мы почувствовали, что такое охота на человека, причём «дичью» оказались мы. Днём мною был разослан пресс-релиз о складывающейся ситуации, и мы приглашали журналистов к школе, чтобы можно было воочию убедиться, как жёстко тоталитарная секта контролирует район. К сожалению, кроме православных журналистов больше никого не было. Возможно, приезд представителей светских СМИ во многом поменял бы ход событий. Но случилось то, что случилось. Мы подъехали с Александром Леонидовичем к школе за пятнадцать минут до запланированной встречи. Я вышел, оставив Александра Леонидовича в машине. Народу было на тот момент немного, человек 20−25, из них половина — студенты нашего теологического факультета. Из школы ко мне навстречу сразу вышла группа милиционеров во главе с капитаном В.В. Шевченко, который представился как командир «группы захвата». Тогда я и не думал, что захватывать станут нас.
— СМИ, подконтрольные администрации города, и сектанты обвинили Вас в том, что Вы «устроили провокацию».
— Мы не первый год проводим в Екатеринбурге подобные мероприятия и всегда берём соответствующие разрешения. Поэтому обвинять Миссионерский отдел епархии в устройстве «несанкционированного митинга» то же самое, что обвинять врача инфекциониста в нарушении правил санитарной гигиены.
Конечно же, эта ситуация была чрезвычайно выгодной для сектантских пиарщиков. Вот для них готовая сенсация: «Православный сектовед задержан милицией», «Ксенофобия пресечена сотрудниками РОВД», «Дворкин попал на нары» — и оправдывайся потом, как хочешь. Секты и так сопровождают все публичные выступления Александра Леонидовича рассылкой того или иного «компромата» на него чиновникам тех городов, которые его приглашают.
Что же касается нынешней ситуации, безусловно, нам надо использовать её для того, чтобы привлечь большее внимание общественности и государственных структур к проблеме тоталитарного сектантства.
— Как Вы думаете, согласись Вы проехать в РОВД добровольно, что бы произошло?
— Ничего. В самом прямом смысле ничего, ведь доставка нас туда была делом незаконным. Я почему так уверенно об этом говорю, потому что с 2000 года городская милиция более 15-ти раз задерживала православных активистов, в том числе и духовенство, меня, священника Никиту Суровейкина, иеромонаха Флавиана (Матвеева), и всё это заканчивалось ничем. То есть никаких обвинений нам не предъявляли, в суды дела не передавали, потому что, как и в этот раз, мы закон не нарушали.
— Почему кадры православного оператора так скупы, ведь Вас били, милиции было много, но этого никто не увидел?
— Подъехавшие на помощь Шевченко милиционеры по его же приказу отобрали камеру и затолкали в УАЗик для перевозки преступников оператора Виктора Григорьева, поэтому всё остальное оказалось неснятым.
Потом примчались ещё три УАЗика, две легковые автомашины, 15 сотрудников, словно мы с профессором Дворкиным — Масхадов и Басаев.
Александру Леонидовичу заломили руки и начали вталкивать его в УАЗ, меня также схватили за руки, один пробовал повалить, но другой, более смышлёный, ударом в живот опрокинул меня в снег. Всё это сопровождалось матерной бранью, антицерковными выкриками, мол, «ломать, ломать попов надо». Подполковнику Кузнецову удалось нас вырвать из рук Шевченко и уговорить его, чтобы нас доставили в РОВД всё же на нашей машине, пусть и под его конвоем. Женщины, которые стояли вокруг, плакали, умоляли милиционеров прекратить избиение.
— Как к Вам относились в РОВД?
Сначала глумились, а потом, когда приехали депутаты Ройзман и Кабанов, все попрятались. Нужды доставлять нас в РОВД никакой не было.
Поэтому начальником криминальной милиции Чкаловского района господином Мельниковым сразу же была придумана версия: «Сотрудники милиции вели себя корректно, Доркин и священник сами приехали в РОВД, чтобы специально создать шум для СМИ и общественности.» Также врал и господин Тимониченко, начальник городского УВД, по поводу того, что мы якобы сами напали на милиционеров. А после приехали в РОВД с ними разбираться.
Всю эту скандальную ситуацию городская администрация старалась повернуть против Церкви, а не против нарушителей закона и сектантов.
— Как Вы оцениваете информационную кампанию лжи против Церкви, которую развернул административный медиа-холдинг?
— Это большая ошибка. Впрочем, видимо, они учатся у своих друзей сектантов, те на следующий день тоже выступили с заявлением в поддержку действий милиции.
Городская же волна информации не без ведома, я так понимаю, господина Тунгусова В.Г., так и застопорилась на первичной лжи. Самое потрясающее, это то, что обнаружились старые обиды на православных. В газетах «Уральский рабочий» и «Вечерний Екатеринбург» вышли статьи, где не только этот случай подавался в ложных тонах, но и содержались призывы не допускать влияния православных на общественную жизнь. При этом приводился пример, что именно под давлением православной общественности несколько лет назад был закрыт клуб гомосексуалистов «Клон».
Что ж, если приоритеты у городской администрации не изменятся, нас ждёт не самое весёлое и радостное будущее в третьем по значимости городе России.
Беседовал Владимир Тулупов