Благовест-инфо | Священник Владимир Кучумов | 24.06.2005 |
— Я в Бари с 1999 г., уже почти 6 лет. Служу в храме Святителя Николая Чудотворца — это подворье Русской Православной Церкви. Мы служим наверху, а нижний храм занимает Русская Православная Церковь Заграницей.
-- Ваш храм далеко от базилики, в которой хранятся мощи Святителя Николая?
— Примерно в трех километрах, я иду туда полчаса.
— Сегодня на открытии выставки в Государственном историческом музее «Сокровища Базилики свт. Николая в Бари» и монахи-доминиканцы — хранители Базилики, и архиепископ Какуччи — Папский представитель в Бари не раз упоминали о Вас с большим теплом, по-дружески. Как складываются отношения с католиками в Бари у Вас и Ваших прихожан?
— Действительно, я тоже заметил — говоря о базилике, они старались сказать и о нас. Отношения сложились очень теплые и доброжелательные. Мы вместе трудимся, решаем некоторые общие проблемы, всегда можем договориться, часто сидим за одним столом. Мощи святителя Николая мироточат, и когда хранители базилики разливают миро, они никогда не забывают нас — отливают половину. Я в Бари понял очень важную вещь: получается, что мы вместе с католиками выстраиваем идеальную модель сосуществования двух Церквей на одной территории, Церквей неравнозначных в том смысле, что одна из них находится в гостях у другой, у Церкви большинства, как мы в Италии. Получается чудесная форма общения, взаимопомощи: им это позволяет поддерживать их веру через интерес к нашим духовным реалиям, а они нам помогают вписаться в их общество. Эта модель могла бы применяться и у нас в России, где католики являются Церковью меньшинства. Пожалуй, из практических дел в Бари — это самое важное.
— А можно говорить о православной миссии в Бари?
— Конечно, но только о миссии среди «своих» — приезжающих в Бари из России. Понимаете, многие приезжают к мощам св. Николая, очень мало зная о православии вообще. Здесь, в России, им как-то некогда, не до того, много забот… А туда же они едут специально, выделяют время, проявляют интерес, приходят в наш храм — и вот тут есть возможность глубже вникнуть в православное богослужение. Мы стараемся, чтобы хотя бы некоторые из них уехали из Бари воцерковленными.
— Много паломников приезжает из России?
— За последние два года — особенно много. И число постоянных прихожан увеличилось. На праздник перенесения мощей свт. Николая наш храм полон, стоят даже на улице. Если судить по его вместимости — это больше двух тысяч.
— С чем связан рост числа паломников?
— Теперь мы имеем возможность постоянно служить на мощах святителя — каждый день мы служим молебен с акафистом, а по четвергам — непременно литургию. Бывает, что литургию служим и в другие дни, и у паломников есть возможность причаститься у мощей св.Николая. Думаю, что это увеличивает их число.
— Как хранители базилики — монахи-доминиканцы — относятся к приезжающим из России?
— Надо видеть, с какой терпимостью они относятся к нашим паломникам, даже… случайным! Хранители всегда отходят в сторону, чтобы дать русским людям приложиться к мощам, даже если наши приезжают в праздник св. Николая по григорианскому календарю. Они ждут, когда мы отслужим молебен. Все больше и больше они говорят, что вы, русские, наверное, больше любите святителя Николая, чем итальянцы, — и это без всякой зависти, очень доброжелательно. Мы замечаем необыкновенно благоговейное их отношение к святыням: с каким великим благоговением он раздают кусочки ткани, пропитанные миром, в которую были завернуты мощи. А само миро католики считают не менее священной реликвией, чем мощи. У российских паломников это как-то по-другому: стремятся увезти с собой целые бутылки, как такой религиозный сувенир.
Наши часто приезжают с предубеждением против католиков вообще, но, видя такой радушный прием, они меняют свое мнение. Там, у мощей святителя Николая, можно научиться терпимости — такому христианскому качеству, без которого любовь не будет полной. И вот там наши этому учатся, а вернувшись домой, обнаруживают, что католики устраивают свои выставки в центре Москвы, как сегодня в ГИМе — и здесь уже нет места для какой бы то ни было агрессии. Но и в Италии есть, конечно, католики, которые тоже с предубеждением относятся к православным, потому что очень мало о нас знают. Очень бы хотелось, чтобы их мнение изменилось
— А бывает, что к вам приходят католики, желающие перейти в православие?
— Да, такие случаи были: привлекает красота православного богослужения, пение… Я всегда внимательно беседую с такими людьми, расспрашиваю, что их не устраивает в их родной Церкви. Как правило, оказывается, что человек не разобрался в своей религиозной традиции, неглубоко в нее вник, ищет в православии чего-то лучшего. Но наше-то богослужение в каком-то смысле еще сложнее! О каком переходе может идти речь!
За эти годы в Бари я через себя понял тривиальную в общем-то вещь: у христианских Церквей общие проблемы и общие враги, и нам никак нельзя вести себя неуважительно друг к другу.
Беседовала Юлия Зайцева
22 июня 2005 г.