Русская линия
Военно-промышленный курьерСвященник Александр Шестак24.06.2005 

Подвиги русских пастырей
В армии и партизанах, на оккупированных территориях несли свой крест православные священники

Несмотря на то что советские историки предпочитали замалчивать деятельность Русской православной церкви (РПЦ) в 1941—1945 гг., вклад священнослужителей и простых верующих людей-мирян в дело Великой победы над фашизмом был огромен. Этот материал — дань памяти нашему православному духовенству, отстоявшему веру и Отечество в Великую Отечественную войну.

ВОЗЗВАНИЯ К ПАСТВЕ

В первый же день фашистского нашествия предстоятель РПЦ патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) опубликовал воззвание ко всем православным христианам нашей страны, в котором призвал их к исполнению священного долга перед Родиной: «Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства… Церковь Христова благословляет православных на защиту границ нашей Родины, Господь дарует нам победу». Воззвание первосвятителя РПЦ было прочитано в московском кафедральном Богоявленском соборе 28 июня 1941 г. на торжественном молебне о даровании победы русскому воинству. Тогда слова митрополита Сергия звучали, как удары священного набата: «Родина наша в опасности, и она созывает нас: «Все в ряды, все на защиту родной земли, ее исторических святынь, ее независимости от чужестранного порабощения. Позор всякому, кто останется равнодушным к такому призыву. Да послужит и наступившая военная гроза к оздоровлению нищей атмосферы духовной».

И это было не единственное обращение митрополита Сергия к пастве. Он и в будущем активно призывал верующих помогать армии громить врага… К примеру, 30 декабря 1942 г. патриарший местоблюститель Сергий обратился к архипастырям, пастырям и приходским общинам РПЦ с призывом жертвовать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. Танковая колонна, построенная на собранные средства, стала доказательством готовности Русской православной церкви участвовать в боях и сражениях вместе с воинами, чтобы добиться освобождения от фашистских захватчиков. Верующие нашей страны также внесли средства на эскадрилью самолетов имени другого русского святого князя — Александра Невского. 23 марта 1944 г. духовенство и верующие церквей только Москвы внесли на постройку самолетов 1 млн руб.

В своих посланиях первосвятитель призывал каждого мужественно стоять на своем посту, содействуя обороне Родины. Митрополит Сергий написал свыше двадцати воззваний за первые два года войны, и каждое из них находило живой отклик в сердцах верующих россиян. Фашистские власти опасались мощного архипастырского слова. В архивах Третьего рейха найден приказ группенфюррера СС Гейдриха от 16 августа 1941 г., согласно которому при захвате Москвы следовало немедленно арестовать митрополита Сергия. Оказывал митрополит Сергий русским воинам и молитвенную помощь. Келейник патриаршего местоблюстителя архимандрит Иоанн (Разумов) рассказывал (цитирую дословно): «В день Богоявления 19 января 1943 г. митрополит Сергий возглавил крестный ход на Иордань. Это были дни решающих боев за Сталинград, и владыка особенно горячо молился о победе русского воинства. Неожиданная болезнь заставила его слечь в постель. В ночь на 2 февраля 1943 г. владыка, пересилив свой недуг, попросил келейника помочь ему подняться с постели. Встав, он с трудом положил три поклона, воссылая благодарение Богу. Когда келейник помогал ему снова лечь в постель, митрополит Сергий сказал: «Господь воинств, сильный в брани, низложил восстающих против нас. Да благословит Господь людей своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом». Утром радио передало весть о разгроме немецких войск под Сталинградом».

Особые задачи митрополит Сергий поставил перед пастырями церкви: ободрять малодушных и колеблющихся, утешать огорченных. «Положим же души своя вместе с нашей паствой», — этот призыв патриаршего местоблюстителя нашел действенное воплощение в делах многих тысяч священнослужителей.

СЛОВОМ И ДЕЛОМ

Московские пастыри благословляли верующих на сооружение оборонительных рубежей, и сами принимали участие в этом, а многие из них — и в местных органах противовоздушной обороны. Священнослужители организовывали в своих храмах бомбоубежища. Среди них необходимо отметить митрополита Николая (Ярушевича), архиепископа Алексия (Палицына), протопресвитера Николая Колчицкого, протоиереев Александра Смирнова, Алексея Смирнова, Николая Сарычева, Козьму Алексеева, Федора Казанского, Павла Успенского, Михаила Кузнецова, Петра Турбина, Михаила Понятского, Вячеслава Соллертинского, Василия Ремешкова, Аркадия Пономарева, Стефана Маркова, Павла Лепехина, Николая Бажанова, Павла Цветкова. Они принимали активное участие в тушении пожаров от зажигательных бомб, руководили прихожанами при рытье окопов и ночных дежурствах по противовоздушной обороне. В своих речах, проповедях и обращениях к верующим столицы призывали к подвигам в труде в деле укрепления обороны страны. Постановлениями Моссовета от 19 сентября 1944 г. и от 3 января 1945 г. около 20 священников московских и тульских церквей были награждены медалями «За оборону Москвы».

В числе первых на призыв предстоятеля Русской православной церкви о помощи нуждам фронта и тыла откликнулась и Ленинградская епархия. С первого дня войны повседневной деятельностью священнослужителей соборов и церквей стала забота о мобилизации всех верующих горожан на участие в разных формах в общем деле защиты Отечества. По предложению митрополита Алексия приходы северной столицы с 23 июня начали сбор пожертвований в Фонд обороны и советский Красный Крест. 26 июля 1941 г. владыка Алексий обратился к верующим с посланием, в котором отметил, что среди ленинградцев активно проходит сбор денежных средств на нужды фронта, осудил фашизм и предсказал его поражение. Обращение митрополита Алексия, молитвы в храмах и прошения о даровании победы нашему воинству нашли отклик в сердце каждого православного ленинградца. Среди верующих многих приходов были выражены пожелания, чтобы имеющиеся в церквах запасные суммы были отданы на нужды войны.

От снарядов и бомб пострадали почти все действующие храмы. Из прихожан и церковных служащих создали группы противопожарной и противовоздушной обороны. Блокада не щадила никого, в том числе и служителей церкви. Только в Князь-Владимирском соборе в 1942 г. умерли 8 служащих и членов причта, а также председатель «двадцатки».

Митрополит Алексий испытал все бедствия, выпавшие на долю ленинградцев, хотя ему предлагали эвакуироваться из блокадного города. В выполнении христианского долга митрополиту Алексию большую помощь оказывала его родная сестра, монахиня Евфросиния. Подавая пример остальным, они решили отдать свою дачу на ст. Сиверская детям-сиротам воинов Красной армии.

Символично, что церковь участвовала, хотя и косвенно, в открытии «Дороги жизни». Именно многовековые записи наблюдений за Ладожским озером валаамских монахов позволили гидрографу Е. Чурову сделать прогноз «поведения» ладожского льда.

К 1943 г. Ленинградская епархия внесла в фонд обороны более 3,5 млн руб. Большая часть из них была собрана в осажденном Ленинграде. Власти шли навстречу пробудившемуся религиозному подъему в городе, выделяя муку и вино для причащения богомольцев. С освобождением Ленинграда от блокады патриотическое движение верующих еще более усилилось. Только за три первых послеблокадных месяца было собрано 1 191 250 руб. Самое активное участие в сборе денежных средств принимали священнослужители, но основной поток пожертвований шел от мирян.

Общая сумма взносов духовенства и верующих Ленинградской епархии за июль 1941- июнь 1945 г. составила 17 423 026 руб., из них 15 843 353 руб. собрали жители Ленинграда. Священнослужители и верующие блокадного города отдавали последние средства на оборону страны.

На всем протяжении блокады ленинградские храмы продолжали функционировать, давая жителям города духовное утешение и поддержку. В неимоверно трудных условиях духовенство Ленинграда осуществляло свою пастырскую миссию. Богослужения проходили при переполненных храмах. Учитывая достойный вклад ленинградского духовенства в общенародную борьбу с фашизмом, Президиум Верховного Совета СССР неоднократно принимал решения о награждении особо отличившихся священнослужителей. К примеру, 11 октября 1943 г. в Смольном группе православного духовенства из одиннадцати человек во главе с митрополитом Алексием были вручены медали «За оборону Ленинграда».

За четыре военных года верующие Куйбышевской области внесли в Фонд обороны страны 12 млн руб. Наиболее активную деятельность среди верующих проводили настоятель Покровского собора протоиерей Димитрий Утехин и настоятель Петропавловской церкви протоиерей Сергий Валовский. Патриотическую работу епархии возглавлял архиепископ Алексий Палицын, неоднократно выступавший с проповедями в Покровском кафедральном соборе. Став в 1943 г. членом Священного Синода, он проводил подобную деятельность в других регионах, в республиках Средней Азии. В патриотических обращениях к верующим владыка Алексий призывал помогать Красной армии в борьбе с фашистскими захватчиками, молиться за победу над фашизмом и всеми силами поддерживать фронт. За самоотверженную деятельность во время войны архиепископ Алексий и группа священников были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.».

Протоиерей Георгий Никитин с 1942 г. до своего ранения в феврале 1943 г. был на фронтах Великой Отечественной войны. В марте 1945 г. его назначили настоятелем Богоявленской церкви села Подвалье. В том же году он организовал группу верующих людей на уборку урожая. Отец Георгий, несмотря на полученную во время войны инвалидность, сам ходил впереди колхозников с косой четыре дня подряд.

Во многих регионах страны православные епархии, монастыри и приходы брали шефство и помогали в организации госпиталей, детских домов и садов. Верующие покупали больным красноармейцам подарки, нанимали парикмахеров, баянистов. Силами церковных хоров в госпиталях устраивались концерты с программой песен русских народных и советских композиторов. В Ростове духовенство и верующие в церквах стали устраивать духовные концерты, сборы от которых шли в пользу Красной Армии.

В то же время адресная помощь церкви нуждам фронта и тыла не вполне устраивала советское руководство. НКГБ СССР принимались меры к предотвращению попыток со стороны верующих входить в непосредственные контакты с командованием госпиталей и ранеными под видом шефства. Председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов рекомендовал сдавать деньги в соответствующие организации и специальные фонды, о чем просил предупредить начальников госпиталей. Государство нуждалось в помощи церкви, но в то же время опасалось усиления ее влияния.

И все-таки основное делание духовенства — это подвиги духовные. Русская православная церковь всегда укрепляла дух нашего народа в годы тяжелых испытаний. Как факт признания патриотической деятельности Православной церкви в годы Великой Отечественной войны было расценено решение правительства о предоставлении мест на гостевых трибунах у мавзолея Ленина руководящим деятелям церкви во время Парада Победы 24 июня 1945 г.

За заслуги в организации патриотической работы в 1941—1945 гг. и за деятельность в борьбе за мир патриарх Московский и всея Руси Алексий был награжден четырьмя орденами Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями СССР, в том числе медалью «За оборону Ленинграда». Его слова, сказанные незадолго до окончания войны, звучат сегодня как обращение к будущим поколениям духовенства и мирян Русской православной церкви: «Дай Бог, чтобы и на будущее время не оскудела ревность и щедрость русских православных верующих людей и чтобы это посильное участие наше в деле стояния за Родину и борьбе за ее честь и свободу привлекли благословение Божие на великий подвиг».

ДУХОВНИКИ-ФРОНТОВИКИ

Сотни приходских священников совершили геройские поступки, более пятидесяти из них были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.». Разделяли тяготы народа и архипастыри. Митрополит Волынский, экзарх западных областей Украины и Белоруссии Николай, переезжая в прифронтовой полосе с места на место, богослужениями и архипастырским словом неустанно поддерживал дух местного населения.

Мы не должны забывать деятельность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), спасшего своей талантливой работой в качестве хирурга не одну сотню человеческих жизней; протоиерея Александра Романушко, в полном смысле слова партизанского священника, участвовавшего в боевых операциях, ходившего в разведку. В 1943 г. отец Александр на похоронах полицая при большом скоплении народа в присутствии вооруженной полицейской охраны прямо на кладбище сказал: «Братья и сестры, я понимаю большое горе матери и отца убитого. Но не наших молитв «со святыми упокой» заслужил своей жизнью во гробе предлежащий. Он — изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо вечной памяти произнесем же: «Анафема». Подойдя к полицаям, он просил их искупить свою вину, обратив оружие против фашистов. Эти слова произвели на людей очень сильное впечатление, прямо с кладбища многие ушли в партизанский отряд.

Настоятель Видонской церкви в Уторгошском районе отец Мефодий (Белов) сумел на оккупированной территории собрать пожертвования в фонд обороны страны. Денежные средства и ценности самолетом переправили в Москву. Кроме того, отец Мефодий занимался разведкой: добывал необходимые партизанам сведения. Фашисты выследили священника на станции Дно во время очередного наблюдения за передвижением немецких войск и замучили в гестапо.

Отец Федор (Пузанов), настоятель Борковской церкви, находившейся в Солецком районе Ленинградской области, после того как немцы сожгли храм, пришел в партизанский полк Чебыкина и потребовал оружие. Ему выдали трофейный автомат и четыре гранаты. Воевал отец Федор храбро и умело, и был удостоен правительственных наград.

Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 г. на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей Красной армии, стали танкистами, пехотинцами, артиллеристами, многие из них впоследствии были награждены боевыми орденами и медалями, отмечены благодарностями командования. Покойный ныне патриарх Пимен в то время, когда началась война, был иеромонахом и отбывал ссылку в Средней Азии. Он пошел на фронт, уже будучи иеромонахом. Во время войны полк, где воевал будущий патриарх, попал в окружение и в такое кольцо огня, что люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах, и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись в ноги: «Батя, молись. Куда нам идти?» У иеромонаха была потаенно запрятанная икона Божией Матери, и теперь под огнем он слезно молился пред Ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством — все увидели, как ожила вдруг икона, и Божья Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся. Начав свой боевой путь заместителем командира роты, будущий патриарх дослужился до звания майора, пока наконец не обнаружили, кто он такой на самом деле. За этим последовали скандал, изгнание из армии и последующее заключение. После войны отец Пимен вернулся к пастырской деятельности, он был назначен настоятелем Благовещенского собора в г. Муроме.

Священствовавший в Уфимской епархии с 1924 г. отец Димитрий Логачевский в годы Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной армии, где в рабочем батальоне помогал нашим воинам громить врага. После ранения в 1943 г. он вернулся к пастырскому служению, впоследствии стал настоятелем Покровского кафедрального собора г. Куйбышева. Протоиерей Димитрий был награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.».

Клирик храма во имя святого князя Александра Невского Стефан Козлов боевое крещение принял в июле 1944 г. Ратный путь пулеметчика ознаменован орденом Славы III степени и медалью «За победу над Германией». Честно отслужил отец Стефан в рядах Вооруженных Сил и четыре послевоенных года. Личным мужеством в боях за Родину отличился и священник Тихвинской церкви села Романишино Лужского района Георгий Степанов, награжденный медалями «За отвагу» и «За победу над Германией». Священник Василий Дмитриевич Троицкий получил две медали — «За доблестный труд:» и «За оборону Кавказа» — в бытность свою начальником метеорологической станции в Грузии, где он в период войны обслуживал военно-воздушные силы. Священник Петр Иванович Ранцев за боевые заслуги на фронтах Великой Отечественной войны был награжден орденом Красной Звезды, тремя боевыми медалями и несколькими благодарностями от И.В. Сталина. Диакон Роман Логинович Чух был награжден орденом Славы III степени и двумя боевыми медалями.

А вот некоторые из тех, кто совмещал пастырское служение с борьбой за независимость нашей Родины или после войны принял священный сан: митрополиты Рижский Леонид (был врачом), Сурожский Антоний (врач-хирург), Нижегородский Николай; архиепископы: Калининский Алексий (был пулеметчиком), Харьковский Леонид, епископ Омский Венедикт; архимандриты: Псково-Печерский Алипий (Воронов) и Троице-Сергиевский Кирилл (Павлов), Корецкая игуменья Людмила (Вельсовская); протоиереи: Владимир Елховский, Николай Смирнов, Анатолий Новиков, Петр Раина, Руф Поляков, Иоанн Букоткин, диакон Борис Крамаренко (кавалер трех орденов Славы), Псково-Печерский монах Феофилакт Белянин (подполковник медицинской службы), иподиакон В.А. Демин, доцент Московской духовной академии А.П. Горбачев, церковные старосты А.С. Климашин и А.Г. Федосеев. 21 октября 1946 г. медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.» были вручены митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию, настоятелям соборов и церквей, благочинным, работникам церковных учреждений.

Преставившийся ко Господу 21 июня 2001 г. владыка Николай (Кутепов) был одним из тех бойцов, кто участвовал в боях на фронтах Великой Отечественной войны и после демобилизации сподобился стать пастырем Русской православной церкви. Родная сестра владыки Римма Васильевна Спирина рассказывала: «В 41-ом, когда начались бомбежки, он еще в школе учился, в выпускном классе. В пятистах метрах от нашего дома стоял бронепоезд, так что бомбили нас сильно и часто, все вокруг было разрушено. Мы прятались в подвал в соседнем доме. Как только услышим тревогу, бежим туда. Владыка никогда с нами не ходил. Я очень хорошо это помню: мы с мамой собираемся в бомбоубежище, я зову его, плачу, а он отвечает: «Я лучше почитаю или посплю. Если бомба упадет, она и ваш подвал разрушит, и так, что ничего не останется. Значит, так тому и быть». Он никогда не уходил из дома. Не было у него страха. Чему быть — того не миновать. И так — всю жизнь. Через год он пошел на фронт. Пока он был в училище, мы с мамой каждый день к нему ходили — боялись, что уйдет, а мы его так и не увидим. Он и ушел, не знаю, был ли у него хотя бы грошик. Крест вот точно был, мама сама его накануне надела… А в тот день мы пришли, а их никого уже нет, всех забрали на фронт. Писем очень долго не было, мы страшно переживали. Наконец, пришло письмо, и мы узнали, что владыка в госпитале. Потом он рассказал нам, как все было. Под Сталинградом зимой был ранен, засыпан землей, долгое время пролежал без сознания на морозе, получил тяжелое обморожение ног. Когда рассказывал, как ему операцию делали, — мы плакали. Его в госпиталь привезли — а ноги уже черные, и врачи, чтобы спасти ему жизнь, стали немедленно оперировать. Наркоза не было. Ему дали стакан водки и палку в зубы. Один врач держал его, буквально навалился, а другой пилил, прямо по-живому. Я когда увидела его ноги… до сих пор не знаю, как он мог ходить, стоять на службе по столько часов. Первое время он ходил с палочкой, у него была такая трость с набалдашником, а потом и ее бросил. Здоровому-то человеку и то тяжело, а с такими ногами… Многие ведь даже не знают, что он инвалид. Господь дает ему силы. Владыка пришел с фронта и первым делом пошел в церковь. Стал часто туда ходить. Раз зашел в алтарь, да так и остался там».

Вовсе не известной для нас до последнего времени была история массовых репрессий против духовенства и мирян Украинской православной церкви Московского патриархата со стороны адептов украинского автокефалистского раскола в годы Великой Отечественной войны. Сотни православных священников, в том числе митрополит Киевский Алексий (Громадский), были зверски замучены и убиты националистами с непосредственного благословения лидеров так называемой «Украинской автокефальной церкви». Среди новомучеников — архимандрит Александр (Вишняков) (1890−1941 гг.), пострадавший за верность церкви в Киеве 6 ноября 1941 г.

Митрополит Сергий и патриарх Алексий, патриарх Пимен и владыка Николай, архимандрит Александр (Вишняков) — люди, подвиг которых мы должны не просто помнить, а благоговейно целовать в сердце своем. Упокой, Господи, сих рабов Твоих и молитвами их помилуй нас, грешных.

Александр ШЕСТАК
иерей, заведующий сектором учебных заведений Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами

http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.89.articles.church02


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика