Труд | Евгений Олегов | 24.06.2005 |
Не успели утихнуть страсти вокруг незаурядного памятника участникам Ялтинской конференции, как на скульптора обрушилась волна весьма искусно смоделированного «общественного протеста», вызванного обращением главы администрации Борисоглебского района Ярославской области к Церетели с просьбой создать монументы в честь героев древней русской истории — легендарного участника Куликовской битвы, воина-монаха Пересвета и Преподобного Иринарха затворника — особо чтимого святого Русской православной церкви.
Оба памятника скульптор намеревается преподнести в качестве безвозмездного дара поселку Борисоглебский Ярославской области, где расположен одноименный монастырь, основанный еще во времена Дмитрия Донского.
Согласно преданию, монах-воин Пересвет ушел на Куликово поле из стен именно этого монастыря и принял монашеский постриг именно в нем, а пребывание здесь Преподобного Иринарха сделало обитель одной из самых почитаемых святынь дореволюционной России. Вне всяких сомнений, две столь значительные работы скульптора с мировым именем могли бы стать заметной достопримечательностью поселка (давно пришедшего в упадок), существенно повысив приток к стенам монастыря не только паломников, но и обычных туристов, что, бесспорно, сказалось бы благоприятным образом на экономическом положении борисоглебцев.
Однако в местных и некоторых центральных масс-медиа стали появляться материалы с неоднозначными оценками этого начинания. В частности, скульптор встретил отпор с самой неожиданной стороны. Несмотря на законное обращение главы района к известному скульптору, протестные настроения общественности поспешил донести до широкой публики депутат Государственной Думы Анатолий Грешневиков. Личность весьма скандальная, Грешневиков известен борисоглебцам не только «благодаря» провокационной потасовке на научной конференции, когда от рук народного избранника пострадали местный художник — резчик по дереву (автор уникальных по исполнению царских врат Ильинского придела и гробницы Преподобного Иринарха Борисоглебского монастыря) и приглашенный телеоператор. Об этом происшествии подробно писали «Ярославские епархиальные ведомости». Настойчивость попыток проникновения депутата во все сферы общественной жизни района может удивить даже привычного ко всему столичного обывателя.
В отличие от жителей других регионов борисоглебцы общаются со своим депутатом довольно часто — правда, в режиме одностороннего монолога последнего. Это, впрочем, неудивительно, поскольку пост главного редактора местной газеты давно занимает супруга Анатолия Николаевича, а другой его ближайший родственник вплоть до недавнего времени с успехом занимал должность главы городской администрации. Обычно подобное положение дел принято называть кумовством, хотя Анатолий Николаевич с этим вряд ли согласится.
Вообще, поговорить Грешневиков любит. И делать это депутат предпочитает подчас в крайне агрессивной, иногда даже хамоватой манере.
Например, из года в год Союз писателей России по благословению Святейшего Патриарха регулярно проводит в городе ежегодные Всероссийские Иринарховские чтения с участием местного духовенства, учителей и их воспитанников, гостей из множества городов страны. Однако членство в почтенной писательской организации не помешало Грешневикову публично назвать руководство союза «заезжими писаками», участников чтений — «религиозными фанатиками», а само мероприятие, по странной логике, обозвать чем-то вроде «бен-ладенщины». Довольно вызывающая риторика для депутата, особенно учитывая то, что значительная часть участников чтения — непосредственные избиратели г-на Грешневикова.
Не менее странной публичной акцией склонного к эпатажу и скандальности депутата стала кампания по дискредитации главной реликвии Борисоглебского монастыря — вериг Преподобного Иринарха, которые возомнивший себя экспертом депутат объявил подделкой, несмотря на официальный протест Ярославской епархии и негодование тысяч оскорбленных верующих. Сам же Грешневиков, не довольствуясь, по-видимому, ролью депутата, проводит невразумительную акцию по поиску якобы подлинных вериг.
Странно, что г-н Грешневиков при этом не замечает, что реставрация Борисоглебского монастыря длится многие годы, а качество ее, мягко говоря, вызывает сомнение. Компетентность же руководителя реставрационной мастерской со странным названием «Яблоко» А. Рыбникова не раз подвергалась сомнениям со стороны всех, кто мог сопоставить объявленные затраты на реставрацию и реальное состояние монастырских построек.
Похоже, статус депутата стал для этого человека той самой «писаной торбой», из-за которой его воспринимали бы соответствующим образом, если бы не его разрушительная активность. Пользуясь депутатским мандатом, Грешневиков письменно и устно общается с исполнительной властью округа как с подчиненными ему лицами, а количество написанных им депутатских запросов по поводу и без повода, агрессивных и неадекватных заявлений по количеству страниц, пожалуй, намного превысило объем книжек, созданных им за годы членства в Союзе писателей.
Похоже на то, что депутат в духе феодальных традиций действительно чувствует себя тут полноправным хозяином. Но даже в этом случае никакой разумной логикой нельзя объяснить (на фоне острых социальных проблем, переживаемых электоратом) его неустанность в борьбе с установкой тех же памятников.
Одним из главных доводов «антицеретелевской» кампании стало весьма сомнительное утверждение сторонников Грешневикова, будто бы Пересвет никогда не был в Борисоглебском монастыре. На первый взгляд в такой позиции людей, осматривающих подлинность тех или иных церковных святынь, нет ничего странного. Если бы не одно обстоятельство. Свой писательский путь Грешневиков начал со скромной книжечки «Копье Пересвета», в которой буквально превозносил свой край как родину легендарного монаха-богатыря. Подобная небрежность в отношении к собственным вчерашним словам и оценкам вряд ли простительна для народного избранника, даже такого, как Грешневиков. Остается искренне надеяться на благоразумие его избирателей, решительность администрации Ярославской области, равно как и на авторитет и известную пробивную способность прославленного скульптора в затянувшемся споре, в котором мнением скандального депутата кое-кто пытается подменить подлинные общественные настроения.