Правая.Ru | Сергей Фомин | 24.06.2005 |
А недавно автором публикации, историком и писателем С. В. Фоминым обнаружены были новые уникальные свидетельства о некоторых сторонах пореволюционной жизни одного из Августейших мучеников.
***
Характерной чертой Князя Иоанна Константиновича была его особая склонность ко всему церковному. В торжествах прославления в юбилейном Романовском году священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца (12.5.1913) он принял участие вместе с Вел. Княгиней Елизаветой Феодоровной, с которой его связывала особая духовная дружба.
11 декабря 1916 г. Князь Иоанн Константинович сопровождал Царицу-Мученицу и Ее Августейших Дочерей во время Их поездки в Новгород. По существу это было последнее паломничество Царственных Мучениц к древним русским святыням накануне февральского клятвопреступного бунта 1917 года. Вместе с Ними Князь посетил 100-летнюю старицу Марии Михайловну, предсказавшую Августейшим паломницам Их будущий мученический путь [1].
После переворота в первых числах апреля 1918 г. Князь Иоанн Константинович был вместе с братьями выслан из Петрограда в Вятку. Менее чем через месяц их отправили далее в Екатеринбург.
Во вторник Фоминой недели (1/14 мая) Узники получили предписание переселиться в заштатный город Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии, куда они прибыли 7/20 мая, когда Церковь вспоминает явление в 351 г. на небе Креста Господня в Иерусалиме. Там к ним присоединилась Вел. Кн. Елизавета Феодоровна, беседой с которой с тех пор Князь Иоанн Константинович утешался до их общей кончины. Через месяц (8/21 июня), по указанию из Екатеринбурга, для Алапаевских узников был введен тюремный режим.
5 июля 1918 г. (в день, когда Церковь празднует обретение в 1422 г. честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского) их вывезли из города и там, в 18-ти километрах от Алапаевска, убили, ввергнув в одну из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская.
В середине сентября Алапаевск был освобожден от большевиков. Вскоре приступили к поискам Авгусейших узников, об убийстве которых стало известно.
Одно за другим из шахты извлекали тела Алапаевских мучеников. Последними 11/24 октября извлекли Великую Княгиню Елизавету Феодоровну и Князя Императорской Крови Иоанна Константиновича. Пальцы правых рук Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, а также Князя Иоанна были сложены для крестного знамения. В кармане пальто Князя Иоанна Константиновича оказалась «деревянная икона среднего размера, образ которого стерт, а на обратной стороне надпись: „Сия святая икона освящена“. И: „На молитвенную память отцу Иоанну Кронштадтскому от монаха Парфения. (Афонского Андреевского скита) г. Одесса 14 Июля 1903 г.“» [2].
Сегодня, благодаря обнаруженным новым материалам, можно в полной мере оценить неслучайность этой находки.
Но прежде о фактах уже известных. 6 февраля 1918 г. Великая Княжна Ольга Николаевна сообщала из Тобольска о том, что Князь Иоанн Константинович «сделался иподиаконом, кажется и пойдет дальше. Страшно доволен, но жена его не одобряет».
А теперь обещанное уникальное свидетельство. Это краткое сообщение, помещенное в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (1918, 2/15 марта. N 7−8. С. 329):
«3 марта в Иоанновском монастыре на Карповке, во время архиерейской литургии, состоялось посвящение в диаконы Князя Иоанна Константиновича. В следующее воскресенье состоялось возведение его в сан иерея.
Иоанн Константинович женат на черногорской [3] княжне Елене Петровне, с которой разводится, принимает монашество и будет, как ожидают, возведен в сан епископа».
Судя по дате публикации, речь идет о двух воскресеньях: 18 февраля/3 марта и 25 февраля/10 марта 1918 г. Накануне, в субботу 17 февраля/2 марта, перед диаконским рукоположением, был день священномученика Париарха Ермогена, в прославлении которого Князь Иоанн, как мы помним, в 1913 г. принимал участие. Оба эти дня были также кануном событий, традиционно отмечавшихся Царской Фамилией: 19 февраля вспоминалось восхождение на Престол Императора Александра II (1855) и освобождение Им крестьян (1861), а 26 февраля был днем рождения Императора Александра III (1845).
Трудно переоценить значение приведенного нами факта, зафиксированного к тому же в авторитетном документе. Что касается Династии Романовых, то это, пожалуй, единственный случай принятия ее Членом священного сана. (Монашеские постриги здесь, разумеется, не в счет.) В случае общецерковного прославления Князя Иоанна, это будет священномученик Царского Рода. Вспомним в связи с этим официальное именование преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. При том, что известно имя, которое она приняла при монашеском постриге — Алексия [4].
Согласно дошедшим до нас сведениям, в Вятке в соборе св. благоверного Вел. Кн. Александра Невского отец Иоанн сослужил священникам, пел на клиросе. В дальнейшем известно о посещении им Екатерининского кафедрального собора в Екатеринбурге. Ходил он и в церковь в Алапаевске под конвоем красноармейца. Однако служил ли он в этих храмах неизвестно.
[1] Подробнее об этом см. в нашей публикации в кн.: «Скорбный Ангел». Царица-Мученица Александра Новая в письмах, дневниках и воспоминаниях. Сост. С. В. Фомин. СПб. 2005. С. 425−484.
[2] Расследование цареубийства. Секретные документы. Сост. заслуженные юристы РФ В. И. Прищеп и А. Н. Александров. М. 1993. С. 272.
[3] В действительности сербской. — С. Ф.
[4] Впервые сведения об этом были опубликованы нами в кн.: «Женская Оптина». Материалы к летописи Борисо-Глебского Аносина женского монастыря. Сост. С. и Т. Фомины. М. 1997. С. 493. См. также: За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917−1956. Биографический справочник. Кн. 1. М. 1997. С. 415; «Свете тихий». Жизнеописание и труды Епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Сост. С. В. Фомин. Т. 3. М. 2002. С. 14.
22 июня 2005 г.