Русская линия
RBC daily Михаил Чернов24.06.2005 

В мире появится новая «глобальная сила»
Христианские церкви делают шаги к совместной борьбе за «улучшение» мира

Христианские церкви ищут пути выхода из кризиса и учатся работать в современном обществе. На днях Патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал верующих не отказываться от пользования Интернетом, телевидением и другими современными средствами коммуникаций, поскольку эти каналы вопреки устоявшейся тенденции могут работать и на благо православия. Об этом патриарх заявил в интервью журналистам. Примечательно, что практически одновременно вышла в свет первая после вступления на престол книга нового Папы Римского Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера). В ней понтифик подверг резкой критике европейское общество как общество отступившихся безбожников и убийц. Параллельно выросла активность Ватикана и на дипломатическом направлении. На этой неделе в Москву прибыл Председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер. В российской столице чиновник из Ватикана встречается с представителями Православной церкви для урегулирования отношений между двумя конфессиями. На первый взгляд, эти события мало связаны друг с другом. Между тем, по мнению наблюдателей, они свидетельствуют о том, что в христианстве начался поиск путей выхода общества из кризиса бездуховности. В этой борьбе христианство пока проигрывает исламу и будет проигрывать и дальше, если не добавит к «вечным религиозным ценностям» установку на строительство этически обоснованного справедливого общества «здесь и сейчас».

Роль церкви в обществе и методы ее работы с населением должны измениться, иначе для христианства и христианских ценностей не останется места в современном мире. Понимание этого приходит как к католическим, так и к православным иерархам. На этой неделе вышла книга нового Папы Римского Бенедикта XVI «Европа Бенедикта: кризис культур», целиком посвященная критике нынешнего европейского общества и потере европейцами религиозных и морально-нравственных устоев. «Европа пропагандирует культуру, которая, как никогда раньше, исключает Господа из общественного сознания, либо отрицая, либо оспаривая его существование, предоставляя каждому выносить собственное суждение, не имеющее отношения к жизни общества», — считает понтифик. Следствием этой вседозволенности является и моральное падение общества, нарушение абсолютных библейских запретов, в частности запрета на убийства, к которым Бенедикт XVI причисляет аборты. «Такого понятия, как „маленькое убийство“, не существует. Когда человек утрачивает уважение к жизни, он „неизбежно в конце концов теряет самого себя“», — считает католический иерарх. По сути антихристианский характер европейского общества и политики лидеров крупнейших европейских стран приводит к политическому «поражению» и вытеснению христианской церкви другими конфессиями, прежде всего исламом, а также к потере европейской идентичности. Самое яркое подтверждение тому — отказ от упоминания в Европейской конституции христианских корней Европы. «Представителей других религий оскорбит не упоминание о Господе, а попытка строить человеческое общество вообще без Бога», — пишет Бенедикт XVI. Фактически это приговор нынешней Европе. Выход из сложившегося кризиса церкви Ватикан видит в резком ужесточении своих позиций по значимым с точки зрения религиозной морали и нравственности вопросам.

Схожие проблемы стоят и перед православием. Правда, речь здесь идет не о враждебности со стороны государства, а, напротив, о чрезмерном слиянии официальной церкви и властей. То есть, например, репертуар программ государственных телеканалов, мягко говоря, далек от православных представлений о морали и нравственности, однако единение с государством в его нынешнем виде обеспечивает как бы «фоновую поддержку» всего того, что творится в российском обществе. Выход из сложившейся ситуации православные иерархи видят в активизации самих верующих. Шаг в этом направлении, в общем-то, и был сделан патриархом Алексием II, который призвал верующих занимать более активную позицию. «В мире есть силы, которые только обрадовались бы, увидев православных христиан запершимися в социальном гетто, глухими к вызовам современности, хранящими безответное молчание… Какими предстанем мы на суд Божий и на суд истории, если не используем многочисленных возможностей, предоставляемых нашим временем?» — говорит патриарх. Поэтому, по его словам, ни в коем случае нельзя пренебрегать техническими достижениями, в том числе Интернетом и телевидением, и таким образом бороться за души людей.

Учитывая начавшиеся поиски путей сохранения христианской веры, переосмысления ее роли и механизмов работы в современном обществе, вполне понятно стремление Ватикана улучшить отношения с православием. Для этого в Москву, собственно, и прибыл кардинал Каспер. Портят отношения между двумя ведущими мировыми христианскими конфессиями проблема экспансии католиков на канонической православной территории в России и странах СНГ и вопросы принадлежности церковной собственности на Западной Украине, где греко-католики вытесняют православных. Однако эти вопросы, по мнению экспертов, становятся все менее значимыми и их можно решить. «Тип идеологических схваток между конфессиями изменился. Причем представители церквей только начинают это осознавать. Характерная для Ватикана и Москвы проблема геополитического противостояния уходит в прошлое. Если раньше вопрос стоял о том, кто контролирует ту же Западную Украину, то в едином глобальном мире встает вопрос о борьбе не за конкретные территории, а за души людей уже во всемирном масштабе», — сказал RBC daily один из российских религиозных философов. И в этой борьбе, по мнению собеседника RBC daily, обе христианские конфессии проигрывают натиску ислама.

Причина этого проигрыша проста. В современном мире наиболее успешны идеологически жесткие и последовательные концепции. И в этом смысле и православие, и католицизм идут по правильному «охранительному пути» — пути сохранения и возвращения в мир библейских ценностей. Однако христианство продолжает утрачивать свои позиции исламу. Это связано с отсутствием привлекательной социальной доктрины. Кроме того, перед православием, да и перед католицизмом стоит проблема работы с людьми, которая была решена в исламе. Ислам крайне эффективно работает в современном обществе. Дело в том, что лидерами радикального ислама становятся люди, достигшие успехов и наиболее полно реализовавшие себя в условиях современного общества. Согласно исследованиям работавшего еще с афганскими моджахедами бывшего сотрудника ЦРУ Марка Сэйджмена, мусульманскими активистами по собственному желанию становятся обеспеченные, семейные, получившие хорошее образование в западных университетах яппи. Ислам не взращивает лидеров среди «психопатов», а убеждает уже имеющийся «авангард общества» в своей правоте и в необходимости практической реализации мусульманской доктрины социальной справедливости. Разработка понятной социальной доктрины, направленной на построение этически обоснованного справедливого общества и привлечение на свою сторону уже состоявшихся лидеров будут способны вдохнуть в христианство новую жизнь.

Отдел политики

http://www.rbcdaily.ru/news/society/index.shtml?2005/06/24/203 871


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru