Коммерсант | Марина Шимадина | 23.06.2005 |
В принципе в качестве полноценного описания этого представления можно было бы привести определение, которое дали ему сами авторы, — пластическое шоу в стиле прогрессивного рока. Оно вполне исчерпывающее. Действительно шоу — на полноценный спектакль с драматическим развитием сюжета «Содом и Гоморра» не похоже. Действительно пластическое — потому что главное выразительное средство здесь — движение, но его трудно назвать современным танцем или балетом. По поводу прогрессивности той музыки, что играет на сцене группа Fromuz, ничего не могу сказать, но рок-стиль в театре всегда подразумевает одно и то же: много шума и дыма, экспрессии и экзальтации. Это значит, что актеры будут то и дело бросаться на колени, кататься по полу, во весь дух носиться по сцене, судорожно растопыривать пальцы, делать зверские лица, трясти волосами и швыряться друг в друга микрофонами. Все это было и в постановке узбекского Молодежного театра, что и обеспечило ей громкий успех на родине. Подобные яркие, зрелищные, больше похожие на дискотеку, чем на традиционный, скучный драматический театр, спектакли там, видимо, в новинку.
Но «Содом и Гоморра» — это не просто развлечение для молодежи. У этого представления есть просветительский пафос и своя социальная миссия. Создан он по заказу регионального управления ООН в Центральной Азии по наркотикам и преступности в рамках международной программы «Мир без наркотиков» и посвящен, как нетрудно теперь догадаться, обличению этого пагубного пристрастия. Поэтому, вероятно, и попал на Чеховский фестиваль.
Бичевать наркоманию в Молодежном театре решили на основе библейского сюжета о Содоме и Гоморре. Современные энергичные юноши и девушки, составляющие что-то вроде танцевальной группы, решают разыграть историю гибели двух погрязших во грехе древних городов, перенеся действие в сегодняшний день. Поверх маек и джинсов они надевают летящие шелковые туники, а над сценой помимо изображений библейских пророков появляются постеры с небоскребами. Главные герои представления — это элегантный Люцифер (Анвар Картаев), соблазняющий народ белым порошком, и косящий под Элвиса Пресли праведник Лот (Бобур Юлдашев), который, вооружившись гитарой, пытается проповедовать любовь и в одиночку противостоять всеобщей наркоэпидемии. Эти двое ведут борьбу не столько за весь народ, сколько за душу Девы, подруги Лота (ее по очереди играют Васса Васильева и Вера Владимирова), которая тоже пускается во все тяжкие и превращается из тихого ангела в исчадие ада. Поскольку артисты лишены возможности говорить, глобальное противостояние добра и зла происходит на уровне: кто кого перетанцует. Как это обычно бывает в театре, темные силы оказываются гораздо более яркими, эффектными и артистичными, и народ идет за ними. Конец у этой истории такой же, как в Ветхом завете. Ангелы уводят Лота и его прозревшую подругу из обреченного города, она в последний момент оборачивается и превращается в соляной столп, а всех остальных накрывает алым полотнищем, названным в либретто «кровавым маревом».
Постановщик этого шоу, художественный руководитель Молодежного театра Наби Абдурахманов, скорее всего, брал пример с Эндрю Ллойда Уэббера, который переложил на язык современной музыки другой библейский сюжет и создал мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда». Собственно, если из знаменитой постановки Театра Моссовета убрать сольные партии, оставить одну массовку и заменить фонограмму, то это будет очень похоже на «Содом и Гоморру». Единственное, в чем узбекское пластическое шоу даст фору всем московским постановкам, так это энтузиазм и одержимость артистов. С таким запасом энергии можно не только бороться с наркоманией, но и превращать азиатские пустыни в цветущие оазисы.
22 июня 2005 г.