Русская линия
Известия23.06.2005 

Прокурорский ответ на еврейский вопрос

Прокуратура Москвы решила продолжить проверку в отношении Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), издавшего книгу «Кицур Шульхан Арух» (свод религиозных иудейских правил). Напомним, что еще в январе 2005 года 22 депутата Госдумы обратились к генпрокурору и, ссылаясь на эту книгу, предложили запретить все существующие в России еврейские организации. Президент Путин, вскоре после этого принимавший участие в мероприятиях, посвященных 60-летию освобождения Освенцима, извинился за антисемитов. Депутаты свое письмо отозвали. Однако вскоре в Генпрокуратуру пришло похожее, но уже не «депутатское» заявление, где сначала стояли подписи 500, а затем 5000 человек. В ответ на это правозащитники обратились в Генпрокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности самих авторов заявления. Басманная прокуратура, проводившая проверку обоих заявлений, отказала и тем и другим в возбуждении дела. Однако в среду стало известно, что Мосгорпрокуратура с этим не согласилась. Там сочли, что издателей «Кицур Шульхан Аруха» нужно проверить еще раз. Это может привести к возбуждению уголовного дела против руководителей еврейской общины.

Письмо об отмене постановления Басманной прокуратуры и продолжении проверки в отношении КЕРООРа подписано начальником отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности прокуратуры Москвы Е.П. Степановым. Об этом «Известиям» сообщил правозащитник Евгений Ихлов. Именно он обращался в Генпрокуратуру с жалобой на авторов «письма 5000» и получил очередной ответ.

Представитель Московской прокуратуры Сергей Марченко сказал «Известиям», что решение об отмене было принято «не потому, что постановление незаконное или необоснованное, а потому, что там нужно провести еще ряд дополнительных проверочных мероприятий». Однако, что это за мероприятия, он не уточнил.

Реакция на решение Мосгорпрокуратуры лидеров еврейской общины оказалась бурной.

Председатель Совета раввинов Европы, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт заявил «Известиям»:

— Эта книга издавалась столетиями. И в царской России, где прошла цензуру, и в Европе, и в США. И нигде не было попыток привлечь за ее распространение к суду. И лишь в гитлеровской Германии «Кицур Шульхан Арух» использовали для антисемитской пропаганды. Возможно, некоторые положения этой книги кажутся некорректными, но они были написаны в дохристианские времена, когда евреи жили среди язычников, и были язычники, использовавшие до христиан «перекрещенные палки». Евреи никогда не считали христиан идолопоклонниками.

Об этом же говорит и президент Российского еврейского конгресса Владимир Слуцкер, расценивший решение Московской городской прокуратуры как возмутительное:

— Сейчас эта книга просто культурологическая ценность. Я не считаю, что решение Московской прокуратуры отражает позицию Генпрокуратуры. Я много раз встречался с генеральным прокурором Устиновым и его позицию оцениваю позитивно. А она заключается в необходимости создания единой системы духовных ценностей. Мы, конечно, стараемся преследовать антисемитов и в каждом конкретном случае. Но надо понимать — этим волну антисемитизма не собьешь.

За ситуацией вокруг этого дела внимательно следят израильские дипломаты. Посол Израиля в России Аркади Мил-Ман заявил «Известиям»:

— Я еще не видел текста прокурора Степанова. Мы обратимся в компетентные органы для получения разъяснений. Вместе с тем хочу подчеркнуть, что письмо с требованием запретить деятельность еврейских организаций в России — это настоящий антисемитизм. Антисемитские обращения в прокуратуру подверглись осуждению МИД России, Государственной думы и Совета федерации. Президент Путин также неоднократно осуждал проявления антисемитизма в России. Заверяю вас, что мы продолжим бороться с любыми проявлениями антисемитизма — явления, которому нет места в нормальном обществе.

А вот автор заявлений о запрете иудаизма и привлечении издателей «Кицур Шульхан Аруха» к уголовной ответственности Михаил Назаров заявил «Известиям», что с решением прокуратуры согласен и ждет от нее большего — «признания того, что иудаизм возбуждает у евреев, воспитываемых в этой религии, ненависть ко всем прочим народам». Идеальным вариантом Михаил Назаров считает законодательный запрет иудеям участвовать в государственной жизни страны. Он настаивает, что его философия не направлена против еврейского народа: «Каждый еврей может стать полноправным членом общества, перейдя в другую веру». Михаил Назаров отметил, что Черемушкинская прокуратура Москвы начала проверку его книги «Тайна России», по поводу которой ему уже пришлось дать показания. «Тайна России» «не может быть антисемитской, поскольку продавалась в патриархийной системе», отметил Михаил Назаров и добавил, что и сам собирается подавать в суд на тех, кто называет его «идеологом неонацизма и антисемитизма». «Мы православные люди, и на основе православного учения стремимся оборонять Россию от разрушительных сил», — пояснил он.

В чем обвиняют евреев

Цитаты из «Кицур Шульхан Аруха», возмутившие автора заявления в прокуратуру Михаила Назарова, с комментариями раввина Пинхаса Гольдшмидта

1. «Фигура из двух перекрещенных палок, которой поклоняются, запрещена к использованию». По мнению Назарова, христиан причисляют к идолопоклонникам. По словам Гольдшмидта, в разделе Орах Хаим «Шульхан Аруха» сказано, что «если нееврей верит в единого Б-га и при этом он верит и в другие высшие силы, мы не относимся к нему как к идолопоклоннику». Христиане идолопоклонниками (акумами) не считаются.

2. «Запрещение обучать неевреев ремеслу». Гольдшмидт утверждает, что фраза искажена — запрещено обучать идолопоклонников (см. п. 1). Кроме того, данное предписание было внесено в закон как предостережение евреям против совершения действий, которые в случае несчастного исхода повлекли бы обвинения в ритуальном убийстве. Из тех же соображений «еврейке не следует помогать нееврейке при родах», если она не профессиональная акушерка.

3. «Запрещено предавать еврея в руки нееврея, идет ли речь о жизни еврея или о его имуществе; и неважно, делается ли это посредством какого-либо действия или словами; и запрещено доносить на него или указывать места, где спрятано его имущество. Назаров отмечает, что такое поведение предписано евреям на суде и следствии. Гольдшмидт указывает, что еврейский закон предписывает право не свидетельствовать против родственников. «Шульхан Арух» устанавливает также запреты на доносы: «Когда о ком-нибудь установлено, что он трижды предавал еврея или его деньги акуму, тогда надо подыскать пути и способы сжить его со света».

4. «Еврей-вольнодумец, то есть тот, который совершает богослужение акумов… убивать всех таких — доброе дело». По словам Гольдшмидта, этот закон относится только к временам до конца эпохи Первого Храма, который был разрушен 2500 лет назад.

http://main.izvestia.ru/print/?id=2 013 552


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru