Труд-7 | Валерий Коновалов | 23.06.2005 |
Сообщают, что девушка скончалась после шокирующего жестокостью ритуала по изгнанию дьявола. Ее, как утверждают агентства, распяли на кресте, заткнули рот кляпом и оставили на три дня в холодном помещении. Священник, который руководил ритуалом экзорцизма, будто бы считает виновным не себя, а погибшую, даже запретил ее отпевать и хоронить в ограде церкви.
Понять, что же произошло в монастыре Святой Троицы, мы попытались с помощью диакона Андрея Кураева. Отец Андрей жил и учился в Румынии, прекрасно владеет румынским языком, поддерживает постоянные связи с коллегами в этой стране и даже лично знает некоторых участников событий, развернувшихся вокруг гибели молодой монашки.
Итак, место действия — область Васлуй в северо-восточной части Румынии. Сюда, в монастырь Святой Троицы, три месяца назад пришла 23-летняя Ирина Корнич, а вслед за ней и ее родной брат Василий. С малолетнего возраста брат и сестра воспитывались в детском доме, жили в нелегких условиях. Вместе уезжали на два года в Германию на заработки. А потом попытались найти себя в монашеской жизни. Закончилась эта попытка для Ирины трагически. 10 июня у нее начались припадки. Изгонять бесов взялся 13 июня вместе с четырьмя монахинями духовник монастыря отец Даниил. А 15-го Ирина скончалась от асфиксии, то есть удушья.
Василий излагает историю так: Ирина привезла из Германии четыре тысячи евро, одолжила их одной семье, но никак не могла добиться возврата и в связи с этим стала сильно переживать, впала в беснование, которое привело к смерти.
29-летний священник Даниил уверяет, что все делал, как предписано в книгах: совершил литургию, читал молитвы Иоанна Златоуста и Василия Великого. Никто не распинал девушку, говорит он, это было бы кощунством. Ей подложили под спину подставку для удобства, руки и ноги зафиксировали, чтобы не дралась во время обряда, как это бывает с бесноватыми, а полотенцем завязали рот, чтобы не богохульствовала при молитвах. Отец Даниил сам вызвал «скорую помощь» и передал врачам Ирину, по его словам, еще живой. Впрочем, областной врач утверждает, что констатировал смерть девушки еще в монастыре, а забрал ее в реанимацию в надежде вывести из клинической смерти.
Как выяснилось, Даниил вовсе не запрещал отпевать Ирину. Он сам отпевал ее в монастыре и хотел там же похоронить. Реакция церковных властей на случившееся последовала немедленно. Епископ Корнилий, викарий Хушской епархии, сразу же запретил Даниилу дальнейшее служение вплоть до окончания полного разбирательства всех обстоятельств этой истории. Возбуждено уголовное дело против отца Даниила и четырех монахинь по подозрению в лишении свободы и последующей смерти жертвы.
— Трудно дать исчерпывающую оценку этой истории, — считает Андрей Кураев, — пока неизвестны результаты не столько уголовного, сколько духовного расследования. Но очевидно, что ни отец Даниил, ни монашенки не собирались убивать девушку. Они считали, что оказывают ей помощь. Проблема еще и в том, что светские СМИ и правосудие принципиально не признают наличия духовных болезней и демонических реалий. Если исходить из практики экзорцизма, по-нашему — вычитки, то формально отец Даниил делал все правильно. Но ему определенно можно поставить в вину самочиние. Молодой священник, увидев, что его первоначальные усилия не дают результата, должен был бы незамедлительно обратиться к более опытному духовнику. Случилось то, что на церковном языке называется впаданием в прелесть, когда человек преувеличивает свои духовные возможности и статус.
Практика экзорцизма духовно опасна для тех монахов, которые к ней прибегают и рискуют стать жертвой гордыни. Очевидно, именно это и было в румынском монастыре. Поскольку это общеправославная проблема, очень важно, чтобы в семинариях появился элементарный курс психологии. Ведь обязательно нужно понять природу того или иного поведения человека. Владимир Даль, когда изучал в ХIХ веке этот феномен, приходил к выводу о том, что среди русских женщин было распространено кликушеское поведение по социально-психологическим мотивам, когда неприметная женщина, представая кликушей, оказывалась в центре внимания. По словам Даля, иногда хорошая порка могла быть лучшим средством излечения от такого рода кликушества. Но самое тревожное, что вычитки сегодня становятся своеобразной модой. Очень плохо, что люди целыми автобусами едут к такого рода монахам. Это нечто совсем не традиционное. В церковной традиции монах брался за вычитку по благословению епископа, и весь монастырь молился и постился несколько дней, чтобы помочь ему. Если удавалось с одним бесноватым справиться — и то хорошо! А сегодня это становится бизнесом.
Андрей Кураев заметил, что проблема эта очень актуальна для нашей церкви, о чем и Патриарх Алексий, и другие иерархи неоднократно высказывались в последнее время. Вот, в частности, мнение митрополита Киевского Владимира, которое может быть комментарием и к румынской трагедии:
«У молодого духовенства есть тяготение быть старцем и давать советы, сводить и разводить браки, налагать епитимии и, особенно, заниматься вычиткой… Есть некоторые священнослужители, которые практикуют вычитку без всякого благословения на то правящего архиерея или епархиального духовника. Это серьезные вещи, играть с этим нельзя. Они усугубляют заблуждения нашего верующего, скорее даже неверующего народа, что всякая болезнь — это уже одержимость бесовская. К этому все приравнивается: удачи или неудачи, зачесалось левое ухо или правое, даже плохое или хорошее настроение — уже от дьявола. Что бы ни случилось — все от беса, давай вычитку. Потому что это нравится людям, это доходно… Такое отношение недопустимо как для молодых, так и для пожилых священников».