Русская линия
Независимая газета Вера Постнова22.06.2005 

Шаймиев стал ближе к Аллаху
Президент республики построил мечеть и выбрал для нее имама

Послезавтра в Казани на территории местного Кремля пройдет торжественное открытие новой соборной мечети «Кул Шариф». Это событие станет официальным возвращением татар-мусульман в Казанский кремль. Через четыре с половиной века после взятия Казани Иваном Грозным в самом сердце тысячелетнего города, в его Кремле, вновь зазвучит голос муэдзина, собирая правоверных на молитву.

Для местной политической элиты открытие «Кул Шарифа» — знаковое событие, оно должно свидетельствовать о реальном подтверждении статуса крупнейшего в России духовно-религиозного центра и дальнейшем укрепление имиджа влиятельной в мусульманском мире республики.

Республиканские власти придают особое значение этому мероприятию. По приглашению Минтимера Шаймиева на него приедут высокие гости: генеральный секретарь Организации Исламская Конференция представитель Турции Экмаледдин Ихсаноглу, министры, послы ряда мусульманских стран в Российской Федерации, представители духовенства стран СНГ и российских регионов.

Для подготовки к празднику по случаю открытия мечети был создан оргкомитет, заседания которого проводились под председательством премьер-министра республики Рустама Минниханова.

Открытие мечети приурочено к праздничному намазу. Согласно исламским традициям, посещение пятничной молитвы всегда было религиозно-политической обязанностью правоверного мусульманина и свидетельствовало о лояльности правителю.

Читать праздничный намаз будет имам-хатыб мечети «Кул Шариф» Рамиль Юнусов, назначенный, как объявила местная телекомпания «Эфир», президентом Минтимером Шаймиевым. Появившийся на телеэкране счастливый имам-хатыб подтвердил, что «Шаймиев сделал ему предложение, которое он с удовольствием принял». Формально «приказ о его назначении вышел в Духовном управлении мусульман и подписан председателем ДУМ РТ, муфтием Гусманом Исхаковым. Просто Шаймиев с ним встретился и, вероятно, высказал ему свои симпатии», — не вдаваясь в подробности, прокомментировал теленовость корреспонденту «НГ» заместитель председателя ДУМ РТ Валиулла хазрат Якупов.

Одним из главных принципов российской мусульманской общины является самоуправление. Ее члены сами выбирают себе муллу. Минтимер Шаймиев, фактически назначив имам-хатыба мечети «Кул Шариф», продемонстрировал мусульманскому миру, исламским государствам, что они не зря тратят моральные и материальные силы на возрождение ислама в Татарстане.

«Кул Шариф» — самая большая и самая «государственная» мечеть в Татарстане. Идея ее строительства принадлежит Минтимеру Шаймиеву. Указ о ее постройке был подписан президентом Татарстана 13 ноября 1995 года. Спустя почти десять лет появилось купольное здание с четырьмя минаретами по углам. Авторы проекта в образе новой мечети стремились воспроизвести корону казанских ханов, увезенную после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году в Москву. Сегодня она находится в Оружейной палате. Мечеть носит имя сеида, или главы мусульман Казанского ханства. Согласно легенде, Колшэриф был одним из вождей обороны Казани. Он погиб, защищая ханскую цитадель от русских воинов.

Духовное управление мусульман Республики Татарстан не сможет содержать такую огромную и многофункциональную (здесь со временем должен разместиться музей) мечеть. Поскольку «Кул Шариф» будет финансироваться из республиканского бюджета, то она становится как бы государственной мечетью. Более того, поговаривают, что в ней будет совершать намаз президент Шаймиев и его окружение, очень узкий круг высокопоставленных чиновников. Для рядовых мусульман намаз в этой мечети будут читать два раза в год по большим праздникам. Отсюда и участие Шаймиева в смотринах кремлевского муллы.

Весьма символично, что новая мечеть, построенная в Казанском кремле, будет соседствовать с Благовещенским собором, построенным, кстати, в честь победы Ивана Грозного над татарским ханом. Стоящие рядом «Кул Шариф» и Благовещенский собор будут символизировать равноправие двух основных религий в Татарстане — мусульманской и православной.

Примечательно, что еще в ноябре 1997 года на восьмом ежегодном собрании (меджлиса) Молодежного центра исламской культуры «Иман» было принято решение, в котором говорилось: «Слава Всевышнему, ныне мы имеем относительно самостоятельное государство Республику Татарстан, в которой всенародно избран руководитель президент Минтимер Шарипович Шаймиев. Известно, что в настоящее время в нашей республике проживает более 50% мусульман, т. е. Шаймиев избран фактически подавляющим большинством мусульман и бесспорно является их светским руководителем. Но ведь с точки зрения священного Исламского шариата он же бесспорно является и их духовным главой, первосвященником. (…) Таким образом в Татарстане уже есть лицо, обладающее высшей духовной властью. Сейчас необходимо создать механизм реализации этой власти. Видимо, это возможно осуществлять на первых порах методом назначения муфтия и др. духовных лиц решениями Шаймиева».

Тогда, в 1997 году, резолюция вызывала у татар снисходительную улыбку. Однако уже в феврале 1998-го в Казани под патронатом президента Шаймиева прошел объединительный съезд мусульман, который сместил независимого муфтия Габдуллу хазрата Галуллина и избрал Гусмана Исхакова. А нынешнее вмешательство светской власти в духовные дела (фактическое назначение Рамиля Юнусова) заслуживающий доверия источник объяснил корреспонденту «НГ» тем, что председатель ДУМ РТ, муфтий Гусман Исхаков целым рядом своих действий впал в немилость. Большие нарекания у республиканских властей вызывает ситуация в Российском исламском университете (РИУ), где выпускник Бухарского медресе (среднее духовное учебное заведение) Гусман Исхаков является ректором. В создание университета светская власть солидно вложилась, передав ДУМ РТ в аренду землю и недвижимость. Госсоветник при президенте РТ по политическим вопросам Рафаэль Хакимов очень резко высказался о РИУ в местной прессе («Восточный экспресс», 12−18 мая 2005 г.), заявив, что «он у нас так и остался недостаточно развитым. Без науки не бывает университета — бывает институт, колледж, медресе. Но какая наука в РИУ? Ее и близко нет. (…) С точки зрения современных требований наш университет, конечно, просто медресе».

Но главная претензия к муфтию — впечатляющий масштаб распространения сект, исповедующих чистый ислам, ряды сторонников которых в Татарстане растут угрожающее быстро. Достаточно сказать, что с апреля нынешнего года нескончаемой чередой в республике идут суды над членами татарского отделения «Хизб ут-тахрир».

http://www.ng.ru/regions/2005−06−22/4_shaimiev.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru