Гудок | Александр Головенко | 22.06.2005 |
Сегодня, в День памяти и скорби, траурные мероприятия пройдут во всех регионах — от Калининграда до Сахалина. Нет в России ни одной семьи, которая не потеряла бы на той войне родного человека.
А пока мы вновь и вновь вспоминаем: чего хотел бесноватый фюрер, отправляя на восток полчища своих головорезов? Прежде всего — уничтожить СССР, завладеть его богатствами, «германизировать» его территорию вплоть до Урала, истребить славян как нацию.
Мы только что отметили 60-летие Великой Победы, и ветераны много рассказывали, почему такой горячий отклик в душе каждого нашло обращение Сталина от 3 июля 1941-го, начинающееся со слов «Братья и сестры!».
— Речь Сталина всколыхнула весь советский народ, — вспоминает фронтовик Маршал Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов. — Люди увидели, что слова вождя направлены к каждому из них. Вот почему на борьбу с врагом встал и стар и млад, коммунист и беспартийный, русский и армянин, православный и мусульманин. Десятки тысяч добровольцев, в том числе и несовершеннолетние ребята, толпой шли в военкоматы с просьбой записать их добровольцами в ополчение и отправить на фронт. Сейчас бы такое единство нашему народу!..
Фронтовики рассказывали: беспримерный героизм наш народ начал проявлять с первых дней и даже часов гитлеровского нашествия. Подвиг защитников Брестской крепости навсегда вошел в анналы истории. Вскоре после начала войны свой бессмертный таран совершил летчик Николай Гастелло, получивший патриотическую и трудовую закалку в мастерских Муромского паровозоремонтного завода…
Тыл страны стал настоящей крепостью. Несмотря на то что у станков стояли в основном старики, женщины и дети, они произвели военной техники и снарядов больше, чем Германия и все ее сателлиты. Особая нагрузка выпала на всех тружеников Наркомата путей сообщения и Железнодорожные войска.
В первые месяцы «блицкрига» гитлеровские газеты бахвалились: «С начала военных действий на Восточном фронте германская авиация нанесла сильный ущерб большому количеству железнодорожных линий и подвижному составу. Таким образом, положение советских железных дорог, очень ненадежное до 1941 года, скоро станет совершенно безвыходным». Но враг просчитался…
Только за первые военные полгода железнодорожники перевезли в тыл более 10 миллионов квалифицированных рабочих, 1523 больших и малых завода, при этом объем перевозок составил 1,5 миллиона вагонов, или 30 тысяч поездов. Такого история еще не знала! Недаром, как сообщили нам в Департаменте управления персоналом ОАО «РЖД», только в годы войны орденами и медалями были награждены десятки тысяч железнодорожников. Звание Героя Социалистического Труда получили 125 человек, ордена Ленина удостоены 176, ордена Красного Знамени — 113 человек…
Нынче на майских встречах фронтовики спрашивали: почему столько грязи выливается на нашу Победу, на героизм Красной Армии и тружеников тыла?
— Считаю кощунственными всякие рассусоливания о «неадекватности военных потерь» Германии и СССР в годы войны, — поделился в беседе с корреспондентом «Гудка» Герой Советского Союза генерал армии фронтовик Валентин Иванович Варенников. — Согласно данным нашего и немецкого штабов, они были примерно одинаковы. Неприемлемы и инсинуации вокруг штрафных батальонов и рот, которые якобы сыграли чуть ли не решающую роль в военных операциях.
Подобные выводы, считает Валентин Иванович, молодежь может сделать из телефильма «Штрафбат». Между тем штрафные роты и батальоны создавались по известному приказу Сталина N 227 в самый трудный период войны — в июле 1942-го. Сюда сроком всего на 1 — 3 месяца, чтобы «искупить свою вину кровью», направлялись совершившие преступления солдаты и офицеры. В общей сложности в их составе воевали 427 910 человек, но никак не миллионы, о чем заявляют некоторые «историки».
60 лет над нами мирное небо. Но отчего тревожно на душе ветеранов? Все громче звучат территориальные претензии к России. И не свидетельствует ли это о том, что нам надо держать порох сухим?
А еще фронтовики с грустью говорили о том, что «реформаторам» 90-х удалось многое из того, о чем мечтал фюрер. Нет больше Советского Союза и былой дружбы народов, а русское население России из года в год сокращается…
Что противопоставить? Как не раз отмечал Президент Владимир Путин, России как воздух необходимы единение и сплоченность. И прежде всего — единение в сохранении государственности. Объединяющей всех национальной идеей может стать патриотизм. Но сколько язвительных реплик либеральной прессы вызвала эта вроде бы простая и понятная каждому нормальному человеку истина! Кто-то словно нарочно стремится разделить нас по региональным сусекам, конфессиям, достатку, образованию…
Все понимают: 22 июня 1941-го не должно повториться. Но осознает ли каждый, что это зависит от его гражданской позиции, личного труда на благо Родины? И не случайно вчера с Белорусского вокзала по маршруту Москва — Брест — Москва снова отправился «Поезд памяти», пассажирами которого стали фронтовики, студенты и школьники.