Русская линия
ФомаПротоиерей Дмитрий Смирнов21.06.2005 

В окопах атеисты бывают, но редко
Священник о христианском отношении к войне

Справка «Фомы»

Дмитрий Николаевич СМИРНОВ родился в Москве 7 марта 1951 года. Закончил художественно-графический факультет пединститута.

В августе 1978 года поступил в Московскую духовную семинарию в Сергиевом Посаде, которую закончил экстерном за два года, и через год поступил в Академию, которую закончил также экстерном за полтора года.

В 1980 году был назначен священником в штат Крестовоздвиженского храма с. Алтуфьева г. Москвы. С 1 января 1991 года до настоящего времени — настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского.

Руководитель Синодального отдела по связям Московской Патриархии с Вооруженными силами и правоохранительными органами, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института, декан факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения.

Первый образ, который встает у меня перед глазами при словах «Великая Отечественная война» — это памятник в Берлинском Трептов парке. Наш солдат стоит сапогом на свастике, а на руках у него — ребенок, причем немецкий. Прекрасный образ. Немцы жестоко уничтожали наших детей, а для нас вражеских детей не было. Лично для меня это очередное доказательство величия, духовной силы нашего народа. Еще и поэтому я никак не могу согласиться с тем, что война — безнравственна по определению, что солдату, командиру невозможно сохранить чистую совесть.

Да, война чудовищна, она приносит горе и смерть. Но вспомните знаменитую песню-призыв: «Идет война народная, священная война». Защита своей Родины вплоть до смерти за нее всегда была священным, высоконравственным делом для нашего народа, сопряженным с максимальной жертвенностью. Мы никогда не забудем ни наших прославленных военноначальников, ни Бородино, ни Куликово поле, ни Полтаву, ни Курскую дугу, ни взятие Берлина. Это наша воинская слава. Думаю, Христос говорил и о воинском христианском подвиге тоже: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелия от Иоанна, 15:13).

Да, были предатели, — они встречаются всегда и везде — но были и настоящие герои, такие, как Николай Гастелло или Александр Матросов. А ведь безнравственный человек никогда не закроет пулемет грудью. Почему? Потому что он трус. Ему легче предать, убежать. При этом он как раз успокаивает себя тем, что на войне невозможно сохранить незапятнанную совесть. А я как раз уверен, что только пройдя войну, можно остаться чистым человеком.

Я не понаслышке знаю, как наши солдаты воюют в «горячих точках». В прошлом году солдат спас жизнь своему командиру, заслонив его собой от пуль. Все, как и 60 лет назад — как бы ни пытались нас убедить либералы, что своя рубашка ближе к телу. Если на Россию снова нападут, то наша молодежь, растущая на западных псевдоценностях, возьмет оружие и будет воевать за свою Родину — вся эта модная «шелуха» слетит с нее в одночасье.

Думаю, военная тема всегда будет популярной, востребованной нашим народом. Здесь все интересно, начиная от личности Сталина и хроники сражений — до судеб блокадников Ленинграда. Только это должно быть искусством, а не халтурой, не Голливудом и не советчиной. То, что в 90-е годы не снимали фильмов о войне, произошло не потому, что нас перекормили агитплакатными советскими фильмами. Наш народ в массе своей простой, добрый и доверчивый, он принимал все за чистую монету. Тут дело скорее в том, что в стране был общий кризис и качественных, хороших фильмов вообще не ставили, снимали в основном «чернуху».

Но вот появились новые военные фильмы, и их снова смотрят с большим интересом, ведь Великая Отечественная коснулась каждой семьи, мы выросли на этом. Мне кажется, современные фильмы не всегда действительно качественные. Некоторые из них больше похожи на Голливудские боевики, чем на правду о войне. Но люди смотрят, потому что нам, русским, необходима героика, подвиги, борьба добра со злом. Нам это очень близко.

Я очень люблю кино, в молодости работал на киностудии, по светскому образованию художник. Постепенно учился разбираться в кино, смотреть не просто как зритель, а видеть работу режиссера, сценарий, актерские работы. Из военного кино мне интереснее не современное, а советское, хотя его атеистический дух мне глубоко чужд. Но были ведь и прекрасные фильмы! Мне ближе те, где в центре внимания человек, а не бой — «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Летят журавли». А вот такие фильмы, как «Освобождение», «Они сражались за Родину» кажутся мне более наигранными, постановочными, хотя, конечно, они тоже важны для осознания этого великого события.

Не могу судить, правда ли, что «в окопах атеистов не бывает», так как я родился уже после войны. Мне кажется, что если люди и оставались атеистами во время Великой Отечественной, то немногие и недолго. Когда вокруг с бешеной скоростью летят пули, на сердце невольно просится «Господи, помоги». К тому же, в 40-е годы наше русское религиозное сознание еще не было вытравлено. Не так уж много времени прошло с революции, и первое же серьезное горе всколыхнуло в людях веру в Бога. Многие были атеистами поневоле. Не надо думать, что атеистическая пропаганда в то время велась так широко. Были агитбригады, но туда и в партию в основном шли карьеристы, которых простой народ очень недолюбливал.

По поводу атеизма и веры в Бога могу вспомнить такой эпизод. Однажды Пасха попала на 8 мая. На следующий день мы, священники, отправились поздравлять Патриарха. Едем в рясах в метро, а рядом — ветераны. Один из них, весь увешанный медалями, подошел ко мне: «А имеешь ты право меня благословить?» — «Имею, если ты сам этого хочешь» — «Тогда благослови». Я выполнил его просьбу, он поцеловал мне руку и вдруг сказал: «Правда, я в Бога не верю». Спрашивается, где же логика? Зачем он, называя себя атеистом, попросил благословения у священника? Может быть, где-то в глубине души вспомнил свою военную юность, духовенство на войне, вспомнил, как Сталин открыл церкви…

В наш храм ходили ветераны, многие уже умерли. Больше всего мне запомнился Георгий, артиллерист. Он не только вернулся с войны героем, весь в орденах, но и в мирной жизни был святым человеком. Я застал его уже 70-летним стариком. Его жена была частично парализована и лишена сознания, речи. И каждое воскресенье он возил ее причащаться в храм, дома обеспечил ей полный уход — один, без сиделки! Другой бы сказал: сам старик, зачем же еще взваливать на себя заботу о своей старухе? А он безропотно мыл ее, пеленал, кормил… Простой русский артиллерист, очень верующий человек. Он был настоящим христианином, героем как на войне, так и в мирной жизни.


Записала Елена МЕРКУЛОВА

http://fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=86&article=1010


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика