Русская линия
Красноярский рабочий Татьяна Алексеевич20.06.2005 

Божьим светом пронзённый край
По инициативе администрации Новосёловского района и редакции газеты «Красноярский рабочий» встал над Красноярским морем белоснежный храм

Это строительство новосёловцы восприняли как своеобразный акт покаяния за разрушенные, затопленные здесь в недавнем прошлом храмы. Работы провели в короткие сроки и буквально всем миром. Глава района Александр Дамм не скрывает сегодня удовлетворения и спешит выразить искреннюю признательность всем своим добровольным помощникам: «Хочется поблагодарить каждого, кто внёс свою посильную лепту в возрождение храма в нашем селе. Мы были рады каждой крупице помощи, в чём бы она ни выражалась. Старались все, но основную часть финансовых и материальных затрат взял на себя генеральный директор ОАО „В-Сибпромтранс“ Геннадий Семёнович Лапунов, известный в крае благотворитель и меценат». Редакция «Красноярского рабочего» от души присоединяется к этим словам.

И хотя великое освящение Крестовоздвиженского храма в Новосёлово ещё впереди, но церковь живёт и работает уже сегодня: проводятся все положенные службы, обряды, идут занятия в детской воскресной школе. А в Светлое Христово воскресение — Пасху впервые за сорок с лишним лет существования на новом месте Новосёлово услышало звон церковных колоколов. По словам настоятеля храма иерея отца Алексея, молельный зал церкви редко пустует, зайти и обратиться к Богу, зажечь свечу у иконы или просто молча постоять под образами желают многие новосёловцы. И хорошо, что эта возможность у них теперь есть.

Господи, я верую!..

Но введи в Свой рай

Дождевыми стрелами

Мой пронзённый край.

Сергей Есенин.

Повседневность в Новосёлово всё та же: неспешная суета на огородиках, растворённая тишина среди ровных домиков, вороний грай на вершинах тополей. И те же тревожные заботы сельчан — распогодится ли, посеется ли вовремя, наладится ли жизнь.

«Но теперь мы живём не бескрыло», — определяют новосёловцы своё житьё-бытьё у холодного рукотворного моря, ныне и впрямь будто осветлённого вознёсшимся Крестовоздвиженским храмом.

— С церковью как-то осязаемо жить в селе стало легче, — говорит Татьяна Афанасьева. — Даже пасмурные дни для нас всё равно солнечные. С церковью нам хорошо в каждом дне.

Благость божьей защиты с открытием храма ею познана через страдания и взлёты надежды. Татьяна Георгиевна -бывший работник культуры, человек очень уважаемый в районе, сейчас председатель общества инвалидов. В обычной для сельского пенсионера житейской ситуации с навалом проблем рассказывает о множестве примеров божьего провидения:

— И работу общества, и женского клуба «Берегиня» мы строим совместно с настоятелем храма иеронимом отцом Алексеем и матушкой Ириной, нашей первой помощницей и советчицей. Вместе изучаем Библию, открывая для себя много нового. Я заметила, мужчины воспринимают более канонически, а женщины — творчески, пропуская через себя, свою жизнь и свои переживания. Вместе мы осваиваем и молитвенное начало. Делимся прочувствованным, учимся друг у друга. У одной женщины, пережившей потерю сына и через отчаяние пришедшей к Богу, я научилась молитве к Богородице о семье. В «Берегине» всегда возносим молитву на икону Неупиваемая Чаша. Как слово божье осветляет душу, как раздвигает круг проблем, как утешает в невзгодах!..


У многих женщин, обратившихся к вере, ставших прихожанками, пошли такие откровения: начали писать стихи, открылись творческие способности, о которых раньше и не подозревали. С вознесением куполов словно несгораемый лучик засиял на тёмном небе.

В близости с церковью строит свою работу и Новосёловское казачье общество. К нему семья Афанасьевых причастна тоже. Владимир Петрович, бывший строитель, на пенсии посвятил себя общественной работе, был выбран председателем общества. Татьяна Георгиевна была организатором ансамбля «Казачий круг», за что удостоилась награждения медалью «За возрождение казачества».

— Жизнь казаков всегда была с Господом, — рассказывают Афанасьевы, — ведь и на службу казак шёл за веру, царя и Отечество. Не случайно казачий край, каковым раньше была Новосёловская волость, был с приходами в каждой станице. С казаками продвигалось на освоенные сибирские земли и православие. Казачья станица всегда и начиналась с церкви. Так было в Камчатке, Новосёлово (старом, ныне затопленном), Анаше, Медведево, Сисиме, Яново, Брагино, Коме, где церкви стояли с основания села.

Удар по церквям был нанесён после драматического расказачивания в тридцатые годы, время оголтелого безбожия. В ту пору репрессированы были многие священники волости. Комского батюшку вместе со всей его семьёй милиционеры утопили в проруби. Расстреляли настоятелей Батеневской, Сисимской, Кривошеинской церквей. Многие сельские храмы ушли под воды Красноярского моря после затопления. Их к апрелю 1967 года в Новосёловском районе было восемь.

К началу строительства храма в райцентре кроме остова разрушенной церкви в Бараите не осталось уже ни одной. Старожилы рассказывают, как вновь и вновь выходила из воды Комская церковь, не смиряясь с погружением в чуждое море, словно прощаясь со своими прихожанами просвечивающими через толщу воды крестами на куполах.

Память об ушедшем на донные глубины храме у новосёловцев перешла, кажется, и в гены. Сердцу, как говорят здесь, о прошлом будет плакаться всегда. Ведь для человека, родившегося на ныне затопленных землях, исчезла не только точка на карте, в безвозвратное прошлое ушёл целостный мир каждой из 33 затопленных деревень. Ушли под воду родные места с заветным леском, пропетым и истоптанным каблуками плясунов пятачком околицы, с могилами усопших родственников. Легко ли отрешиться, забыть всё это?


Бывшие кривошеинцы, батеневцы, куртакцы, ирджинцы, кокаревцы в родительский день поминальные молитвы творят особо истово, заметил отец Алексей. Чтобы хоть через Господа попросить прощения и помолиться за царствие небесное покойных. Поэтому остро, с душевным потрясением встретили новосёловцы и первый колокольный звон, впервые за многие десятилетия разнёсшийся над селом в прошедшую Пасху, первую в новом храме.

Казачьи корни «проросли» и в творчестве ансамбля «Казачий круг», что прославляет благодатную новосёловскую землю своими песнями. «Церковь с нами, как и история», — говорят народные артисты, рассказывая о своём коллективе, ставшем замечательным музыкальным явлением в крае. Шесть лет они вместе — сильные голосами и добросердечием. Присутствие храма на селе добавило их песням духовной выси. «На доброй песне мы и детей воспитываем», — поведали участницы ансамбля, многие из которых работают в местном детдоме и детсаде. В поисках нового «для обогащения» в последнее время всё чаще обращаются к наследству Геннадия Заволокина, написавшего немало песен православного содержания.

«Мне коллеги в больнице даже заказали отыскать ноты и текст песни Заволокина «Поклониться кресту Божьей Матери», — говорит участница «Казачьего круга» Любовь Бубнова. С меня же женщины-«казачки» взяли слово, что перепишу для них диск Заволокина «Ясноглазая Русь», который подарила мне его дочь Анастасия при нашей встрече в Новосибирске.

Озвучивает духовной музыкой новосёловские веси и ансамбль «Дети России» воскресной школы им. Цесаревича Алексея. Это «епархия» матушки Ирины, по образованию музыкального педагога, человека необычайной творческой активности. Господни откровения трепетно и скрупулёзно изучают в воскресной школе её первые пятнадцать учеников. Закон Божий преподаёт им Светлана Николаевна Новикова, работница детсада. Музыкальные занятия проводит матушка Ирина, которая организует и выставки народного творчества.

Так Новосёлово познакомилось с искусством православной вышивки, сотворённой здешней детворой. А представленная юными новосёловцами на православном фестивале в 2003 году композиция «Воскресни, Русь!» заняла одно из первых мест. В числе наград и званий — 1-е место на конкурсе имени Сергия Радонежского, за которым ездили в Евпаторию, к мощам святого архиепископа Луки. «Дети России» в тесной связи с музыкальными коллективами многих воскресных школ края, за недолгую историю существования ансамбля побывавшие в Лесосибирске, Дивногорске, Красноярске. Счастьем было, как поведала крепкая в православии детвора, побывать при прославлении святого Серафима Саровского, совершить поход из Сарово в Дивеево. Побывали и в Екатеринбурге, на месте расстрела царской семьи, что особенно потрясло их сердца.

Зажёгшийся духовный свет высокой нотой нежности и сыновней признательности звучит в их песнях. «Богородица Дева, спаси мою Русь, за грехи неумело я ночами молюсь», — чисто и потрясённо выводит девятилетний Ванечка Лохов, солист ансамбля. С ним поёт и его сестра Лена, а их мама в церковном хоре. Почти каждый день после школы спешат на репетиции в храм Яна Балаганская, Ваня и Рома Вензель, Катя Новикова, Миша Шинкаренко, Яна Мохова, Паша Киреев, Антон и Катя Хреновы. Уходя, не забывают про крестные знамения, про поклон иконе Спасителя.


Не отчуждает их от познания Слова Божьего ни «беспокойный возраст», ни лютый холод в неотапливаемой церкви. «Потому после занятий чаем стараемся напоить погорячее», — улыбается отец Алексей, растроганно представивший нам деятельность юных поющих прихожан.

А ребятишки, уж и ручонками от холода посинев, исполняли слаженно и звонко подготовленную к 9 Мая музыкальную композицию. «Ведут нас ко Христу дороги узкие….Мы русские, мы русские, мы всё равно поднимемся с колен», — неслось под сводами трапезной, где занимаются дети. Принятием искренних порывов отсвечивали лики святых на иконах, как с небес благосклонно и заботливо сияли нарисованные звёзды на потолке.

— Храм принёс умиротворение людям, — так определяет происшедшие изменения в своих односельчанах Мария Яковлевна Дибривская, добровольная помощница настоятеля и здешний казначей. — Людям на самом деле очень нужна вера. Когда три года назад сгорела деревянная церковь, мы с Галиной Сергеевной свечами и иконками торговали прямо на улице. Потом перешли в больницу, нам там выделили уголок под «лавку». Многие больные говорили тогда, что легче им стало, будто в палатах посветлело. После выписки многие покрестились и сейчас они наши верные прихожане.

У отца Алексея тоже немало «заметок», как приход в храм, воцерковление поменяли людей: «Некоторые девицы, бывает, и к храму-то подходят с сигаретой. Заходят — глаза пустые, бездумные. А через некоторое время, как начнут посещать службы, приходят уже в платочке, как положено, и молятся искренне, не бездумно. Благо, что многие ныне к материнству готовятся с молитвой, приняв крещение, а потом и детей своих приносят окрестить».

Крещений в новом храме, только готовящемся к освящению, совершается всё больше. Крестятся, приходя к Богу, и люди в возрасте, и младенцы. «Крещёного дитя, — замечает отец Алексей, — отличишь сразу — длань Господа даёт ему терпение на всю службу, глазки добротой зажигает». Есть и верная группа прихожан — матери военнослужащих. В тревоге за сынков они каждый день подают требы на проведение молебна за здравие. Горячая материнская молитва привела к спасению и одного солдата, ушедшего в армию неверующим. А в армии он покрестился.

Подняться храму на вольном берегу Красноярского моря, что голубой каплей лежит словно в ладошках древних курганов, помогли многие организации и спонсоры. И конечно же, участие прихожан. Как был нужен храм новосёловской земле, говорят и рекордные сроки строительства, и постоянно пополняемое приношениями убранство храма. Роскошество цветов, кроме летней поры, Новосёлову незнакомо, но без нежных букетиков аналой не остаётся, украшенный хоть и скромной геранью с подоконника.

Немало прихожан из дальних деревень приезжают сюда, дабы подарить старинные домашние иконы. Так «пришли» в церковь икона Николая Чудотворца, которую нашли в заброшенном колодце в одной махонькой деревушке «за морем», из Бараита от покойной ныне долгожительницы — икона святого пророка Илии. Михаил Михайлович Орлов, местный умелец, в сложной технике выполнил иконы Казанской Божией Матери и сцены из Святого писания. «Многие иконы, почерневшие от времени, как приходят в храм, светлеют ликами, начинают мироносить, — рассказывает матушка Ирина. — Свет божий проходит всюду».

И пусть в каждом доме не гаснет свеча веры, надежды и любви, хоть и мысленно зажжённая в честь Спасителя.

http://krasrab.krsn.ru/archive/2005/05/19/01/view_article


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru