Русская линия
Российская газета Ольга Колотнеча20.06.2005 

Храм на миру
Древнерусский памятник восстановлен усилиями российских и немецких специалистов

Государственную премию РФ за 2004 год получили Леонид Красноречьев и Нинель Кузьмина — авторы проекта реставрации храма Успения Богородицы, построенного более 650 лет назад.


И сам храм Успения Богородицы, и место, где он стоит, для России — святыня. Здесь согласно летописям находится могила легендарного Гостомысла, предложившего позвать на княжение в Новгород Рюрика. Великая Отечественная война превратила храм в руины, а его фрески — в крошки. Казалось, вернуть всему этому первоначальный вид просто невозможно.

В таком состоянии увидел в 1955 году древний памятник архитектор Леонид Красноречьев. Проведя самостоятельно исследования, он составил подробный научный план реставрации. Но, увы, понадобилось почти 60 лет, прежде чем святыня получила свое второе рождение: в 2001 году правительства России и Германии подписали соглашение, решившее судьбу культурных ценностей. В частности, оно предусматривало участие немецкой стороны и в восстановлении храма Успения Богородицы на Волотовом поле. На реставрацию Германия выделила 1,5 миллиона долларов.

И началась труднейшая, ювелирная работа. Старинная кладка храма, по выражению Кузьминой, рассыпалась чуть ли не от дыхания. Ведь много лет он стоял без крыши под ветрами и дождями, раствор уже не держал стены. В сущности, церковь представляла собой холм из обломков кирпичей, камней.

— Нам повезло, что храм всегда привлекал внимание архитекторов, искусствоведов, — говорит Кузьмина. — Его тщательно обмеряли, делали копии фресок, а с появлением фотографии — много снимков. Есть, например, фотографии 1862 года. А ведь памятник не раз перестраивался в XVIII—XIX вв.еках. Удалось найти чертежи и обмеры 1920, 1939 года. Словом, к истине мы приближались постепенно.

Отправляясь с уже готовым проектом в Москву, Кузьмина очень волновалась. Дело в том, что в Новгороде многие сомневались, что «наверху» дадут «добро»: местами у храма осталось от 2 до 4 метров кладки, а надо было надстроить до 15 метров. Но столичные мэтры в успехе не сомневались, так как новгородские специалисты — одни из лучших в стране.

— Мы поднимали стены, а художники-реставраторы кропотливо собирали остатки фресок, — рассказывает Нинель Николаевна. — Всего найдено около полутора миллионов кусочков, фрагментов фресок и живописи. Сейчас с ними работают в мастерских. А вот около 40 квадратных метров фресок удалось сохранить прямо на стенах, и теперь их можно увидеть.

В истории восстановления храма есть эпизод, который сама Кузьмина называет чудом. В завалах ученые нашли кирпич с рисунком 1352 года — как приветственное послание предков. На нем изображена ладья под парусом, нос у нее в виде звериной головы, корма загнута. На ладье — три человека, один с мечом в поднятой руке, два других- на веслах.

— Мы расшифровали это так: Рюрик с братьями, — говорит Кузьмина. — А сама я поставила свечу в память об изображенных людях. Нет, не просто так этот кирпич древние мастера положили в кладку храма. К слову, и он, и макет храма, и наши чертежи выставлялись в Германии.

15 июня 2005 г.

http://www.rg.ru/2005/06/15/a67713.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика