Российская газета | Татьяна Ромашенкова | 18.06.2005 |
Любовь Петровна Попкова очень любит собирать клюкву. Каждый год женщина отправляется в кингисеппские болота с огромной корзиной, чтобы запастись ягодами на всю зиму. Со временем у нее появилось и любимое место отдыха — на крыле самолета, которое торчало прямо из трясины. Потом женщина решила сообщить о находке в местный краеведческий музей. На болото отправилась поисковая бригада «Форпост».
— Первое, что обнаружили ребята, были крыло и разбитая стойка шасси от истребителя И-16, — рассказывает Владимир Баринов, начальник поисковых отрядов Кингисеппского района. — А чуть в стороне от крыла нашли и место крушения самолета. Истребитель, казалось, намертво застрял в болоте на глубине двух метров.
Поисковики работали в поте лица, откачивая ведрами воду из болота. Делали это до тех пор, пока не обнажился корпус самолета с бортовым номером 24р 21 855.
— Мужики чуть с ума не сошли, когда из болота показался палец человека, а вслед за ним и рука! — продолжает Баринов. — Кисть руки была разбита, но сохранилась так хорошо, что в пору было снимать отпечатки пальцев. Вслед за рукой потянулась кожаная куртка, а уже за ней — тело. За 62 года оно не подверглось гниению. Создавалось впечатление, что летчик вот-вот откроет глаза.
Удивительную сохранность тела эксперты объясняют тем, что самолет долгое время находился в болоте.
По бортовым номерам быстро выяснили, что в кабине истребителя находился 22-летний Павел Петрович Титов, уроженец города Шахты Ростовской области. Согласно проведенным архивным исследованиям установлено, что Павел Титов проходил службу в 5-м истребительном авиаполку ВВС Краснознаменного Балтийского флота. В 1939 году он окончил Сталинское летное училище и получил комсомольский билет. Потом началась война, и 21 августа 1941 года младший лейтенант Титов не вернулся с боевого задания. До последнего времени он считался пропавшим без вести. В свой последний полет с заданием прикрывать мост через реку Нарва летчик отправился с аэродрома Купля. И был сбит в воздушном бою.
В том, что в истребителе действительно находился Титов, поисковики убедились, когда извлекли тело летчика на поверхность. На нем была кожаная куртка, матросский китель, черный вязаный свитер и нательное белье. В карманах нашлись комсомольский билет, большая сумма денег и записная книжка, внутри которой находилось свидетельство о том, что младший лейтенант Титов совершил не меньше двух прыжков с парашютом. При себе у летчика была запасная пара носков синего цвета, два новеньких подворотничка, носовые платки, папиросы «Беломорканал» и письмо от любимой девушки.
Больше всего от сырости и грязи в болоте пострадало письмо. Четко видна лишь чудом уцелевшая верхняя его часть. С трудом поисковикам удалось разобрать дату отправки письма — 10 августа 1941 года, всего за 11 дней до гибели Титова.
«Здравствуй, Павел! Почему ты не отвечаешь на мои письма, — говорилось в письме. — Наверное, у тебя много работы. Посылаю тебе свою фотографию. К сожалению, она не очень хорошего качества, зато я теперь всегда буду с тобой на земле и на небе».
По адресу отправителя поисковики выяснили, что возлюбленной младшего лейтенанта Титова была Мария Ивановна Морева, жительница поселка Вырица Ленинградской области. До войны двадцатидвухлетняя красавица работала в местной школе, а когда к поселку подошли немцы, Морева переехала в Ленинград.
— Нам удалось связаться с дочерью той самой Марии Моревой, чье письмо так бережно хранил летчик-истребитель. Мы были уверены, что она — дочь Павла Петровича, поскольку ее звали Галиной Титовой, — рассказывает Баринов. — Но, увы! Ее мама еще во время войны вышла замуж за танкиста Николая Титова, однофамильца первого возлюбленного и родила ему двоих дочерей. Но, несмотря на брак, до последнего дня Мария Ивановна продолжала любить своего Павлика, с которым они хотели пожениться еще в июне 1941-го.
Уже будучи замужем Морева неоднократно пыталась найти своего любимого, выезжала на места его возможной гибели и всякий раз радовалась, что ее Павлика не было среди мертвых. Муж относился к ее чувствам с пониманием. Хотя Мария и обещала бросить его сразу, как только отыщет свою первую любовь.
Поисковики попытались восстановить картину трагедии. Они с уверенностью говорят о том, что Павел Титов умер еще в воздухе, немецкая пуля поразила его голову.
— Он даже не успел произвести ответный выстрел, потому что комплект боеприпасов сохранился нетронутым, — говорит Баринов. — Летчик был привязан ремнями парашюта к креслу и даже не попытался покинуть самолет.
Недавно тело летчика-истребителя Павла Петровича Титова было предано земле. На похороны приезжала Галина Николаевна Титова, чтобы попрощаться с человеком, которого ее мать любила всю жизнь. Поисковики передали ей письмо матери, с которым Титов не расставался и после смерти.