Красная звезда | Василий Фатигаров | 24.05.2005 |
Контр-адмирал Шлемов Анатолий Федорович родился в 1949 году в Ленинграде. По окончании в 1972 году ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского служил в системе военных представительств Минобороны, с 1987 года — в Главном управлении (управлении) кораблестроения ВМФ. С 1998 года — в должности его начальника. В марте этого года назначен врид начальника управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны России.
В 1979 году окончил Военно-морскую академию, а в 1996 году — Академию народного хозяйства при Правительстве РФ.
— Анатолий Федорович, какая ситуация с военным кораблестроением складывается сегодня в России?
— Ситуация в нашей отрасли 1994 — 1999 годов меня, как офицера флота, совершенно не устраивала. Это был самый тяжелый период для военного кораблестроения, когда в год мы сдавали по одному надводному кораблю, одну АПЛ в пять лет. Например, в 1996 году — АПЛ «Томск», и только в 2001 году — АПЛ «Гепард». Для сравнения: в советское время в год сдавали до десяти лодок различных проектов, а всего кораблей и судов различных классов около сотни.
Сегодня я бы сказал, что динамика положительная. И готов это подтвердить фактами. В постройке в соответствии с гособоронзаказом у нас находится более 30 кораблей и судов разных классов.
Боевые — класса «корвет» проекта 20 380 (головной «Стерегущий»). Это корабли ближней морской зоны. Корпуса водоизмещением около 2000 тонн строятся на Северной верфи в Санкт-Петербурге по проекту Центрального МКБ «Алмаз».
Впервые корабль задан, спроектирован и строится уже для российского флота. Ранее большинство кораблей — «Петр Великий», «Адмирал Чабаненко», «Самум», тральщик «Валентин Пикуль», подводная лодка «Гепард» — были спроектированы и начинали строиться во времена Советского Союза. Мы их просто достраивали, жестко концентрируя финансовые и организационные ресурсы. Считаю, что достраивали правильно, потому что эти корабли сегодня занимают особое место в боевом составе флота, составляют его ядро.
На корвет мы устанавливаем современные образцы вооружения и военной техники. Ликвидируем провал в классе многоцелевых кораблей ближайшей морской зоны на всех четырех флотах. Первые корветы укрепят собой ДКБФ, следующие — КТОФ, КСФ и КЧФ соответственно.
Продолжаем строительство корабля проекта 11 540 «Ярослав Мудрый» на заводе «Янтарь» в Калининграде. Первый такой корабль — «Неустрашимый» — стал флагманом Балтийского флота, в строю с 1993 года. Строительство «Ярослава Мудрого» было тогда приостановлено, серии не получилось, но сейчас по решению главкома возобновлено, деньги на это найдены. Устанавливаем на него более современное, чем на головном корабле, вооружение. Планируем его сдачу к 2007 году.
Прошлый год характерен тем, что в северной столице была спущена на воду головная подводная лодка четвертого поколения проекта 677, которая носит имя «Санкт-Петербург». Она должна начать ходовые испытания и пройти их полный цикл в текущем году. На Адмиралтейских верфях планируем строительство серии таких подлодок. Они придут на смену находящимся в составе ВМФ лодкам проекта 877, которые хорошо себя зарекомендовали.
Одним словом, корабли сегодня строятся. Я рассказал только о заказах, находящихся непосредственно в постройке. Большое же количество кораблей находится на этапе проектирования.
Показательно посмотреть на прошлый год сквозь призму закладки новых кораблей. Мы начали строить на «Севмашпредприятии» второй корпус подводного ракетного стратегического крейсера проекта 955, который назвали «Александр Невский» (первый — «Юрий Долгорукий» — успешно строится), МРК «Астрахань». Впервые за последние 20 лет заложили на «Янтаре» десантный корабль проекта 11 711, который назван «Иван Грен». На Северной верфи также впервые за 20 лет — корабль связи водоизмещением около 5.000 тонн. Кроме того, в Северодвинске строится в соответствии с госзаказом многоцелевая АПЛ нового поколения «Северодвинск» проекта 855, о чем «Красная звезда» уже писала. Там же практически завершил ремонт и модернизацию тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской», на котором мы отрабатываем совершенно новый перспективный ракетный комплекс, определяющий облик морских стратегических ядерных сил в ХХI веке.
— Это действительность, а что в планах?
— Как отмечает главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов, сегодня наиболее принципиальным является создание многоцелевого корабля дальней морской зоны класса «фрегат». Его проектирование завершается в Северном ПКБ (г. Санкт-Петербург). Во втором квартале этого года ВМФ утвердит его технический проект, и будет развернуто строительство головного корабля на том предприятии, которое выиграет соответствующий конкурс.
— Эти корабли первого ранга придут на смену 956-м эсминцам?
— Да, по водоизмещению (около 5 тысяч тонн) ранг-то скорей второй, а вот по значимости вполне могут в главном штабе присвоить и первый. Больших-то не предвидится. Эсминцы же 956-го проекта, о которых вы говорите, имеют все 8 тысяч тонн водоизмещения.
— А от большего водоизмещения, выходит, отказываемся?
— Не совсем так. Просто, на мой взгляд, главкомом была совершенно верно поставлена задача, в соответствии с которой строительство флота необходимо проводить по выделяемым средствам. Флот по сравнению с ВМФ СССР сократился в 4 раза, и нам надо немедля заниматься восполнением его боевого состава. Не прекращая строительство стратегических АПЛ, являющихся высшим приоритетом для флота, развиваем строительство кораблей, как я уже рассказал, ближней морской зоны и дальней морской зоны. Ну, а дальше уже — океанской зоны.
Создавая корабли поэтапно, мы отрабатываем самые современные средства оружия и вооружения, которые будем распространять на корабли более старших по ранжиру проектов.
— А ракетные крейсера?
— Крейсера выпадают из программы, поскольку сегодня никто в мире не позволяет себе их строить. Оперативно-тактические расчеты и военно-экономические обоснования показывают, что, наверное, в условиях развития современного оружия крейсера и линкоры не имеют права на жизнь. Когда линкоры «резали» в 60-е годы при Хрущеве, — это было ошибкой, но сейчас, при развитии высокоточного оружия… Тактика планируется такая: авиагруппа действует на океанских просторах. А ее устойчивость наряду с подлодками обеспечивают эсминцы.
— Во время командировки на ЧФ слышал, что Россия планирует закупить у Украины недостроенный ракетный крейсер, аналогичный флагману ЧФ «Москва», достроить его под именем «Санкт-Петербург». Так ли это?
— Всего ракетных крейсеров проекта 1164 — четыре единицы. Из них три — в составе ВМФ России: «Варяг» (ТОФ), «Москва» (ЧФ) и «Маршал Устинов» (СФ). Это хорошие корабли, соответствовавшие своему времени. Но это корабли 80-х годов прошлого столетия. И по замыслу, и по постройке. В период развала СССР четвертый корпус — «Адмирал Лобов» — оказался на стапелях Николаевского завода и остался на Украине.
В 1992 — 1996 годах мы просили передать его нам для достройки. Украина отказывалась, потому что хотела сделать его флагманом для своих ВМС вместо пограничного сторожевика «Гетман Сагайдачный», спроектированного для охраны северных границ СССР и не успевшего перебраться на Север с Николаевского завода.
Сегодня крейсер пришлось бы «строить наоборот», то есть проводить глубокую ревизию. Он стареет в недостроенном состоянии, и вряд ли российский ВМФ будет сегодня брать такой корабль по критерию «боевой — экономической — технической» эффективности.
— Анатолий Федорович, а как обстоят дела с обеспечением боевыми единицами Каспийской флотилии, ведь геополитическая обстановка в регионе наверняка продиктует ее развитие?
— Безусловно. Была принята специальная программа по развитию Каспийской флотилии. Как пример: в 2003 году был получен флагманский ракетно-артиллерийский корабль «Татарстан» пр. 11 661 водоизмещением 1.900 тонн. По боевой эффективности он не имеет себе равных в регионе. ВМС Ирана, Туркмении, Азербайджана и Казахстана в ближайшей перспективе, да и в отдаленной тоже, не будут иметь корабля такого класса. Мы смогли подогнать его под жестокие условия, которые ставит Каспийское море. Осадка «Татарстана» позволяет эксплуатировать его на всей акватории.
Кроме того, для Каспия на «Алмазе» (Санкт-Петербург) строим малые артиллерийские корабли проекта 21 630. Один заложен в январе прошлого года и один (первый серийный) — 25 февраля этого. Головной в этом году уже выйдет на испытания.
— А что в планах постройки из кораблей и судов меньшего водоизмещения?
— В 2005 году будут заложены, помимо кораблей большего водоизмещения, о которых мы говорили ранее, малый десантный корабль проекта 21 820, десантный катер проекта 11 770, спасательное судно. Актуальность спасательных судов для флота оставим без комментариев. Сегодняшние спасательные суда не имеют современного оборудования, устарели, и жизнь это, увы, доказала.
В марте планируем заложить корабль — погрузчик разрядных грузов — и новый рейдовый разъездной катер, второй его корпус. Первый участвовал в Морском салоне 2003 г. в Петербурге.
Строим четыре новых бортовых катера для крейсеров проекта 1164. Будет заложен малый гидрографический катер. Ведь Россия имеет 40.000 миль морской границы, и важность гидрографической службы трудно переоценить. А возраст ныне существующих гидрографических судов критичен.
— Годы спада в кораблестроении сказались серьезными проблемами в отрасли. Как сегодня в России чувствуют себя судостроительные предприятия, удалось ли «залечить раны» от потерянного Николаева с его тремя кораблестроительными заводами?
— Многие предприятия за эти годы ушли из кораблестроения, перепрофилировались и уже не способны по своему потенциалу строить современные корабли. Остались флагманы — «Северная верфь» (бывший Ждановский завод), Балтийский завод, «Адмиралтейские верфи» в Питере, в Калининграде — «Янтарь». Остался наш великий Северодвинский куст — «Севмашпредприятие», набирающее темп и успешно решающее задачи строительства и модернизации АПЛ. Ему поручен контракт на ремонт и переоборудование ТАКР «Адмирал Горшков» для ВМС Индии. За индийские деньги получаем наш опыт строительства авианесущих кораблей. Заводы, строящие авианесущие крейсера ранее, и их персонал, как вы отметили, остались в Николаеве.
На Дальнем Востоке жив завод в Комсомольске-на-Амуре, ориентированный на подводное кораблестроение; завод в Хабаровске сдал в 2003 году ракетный катер «Молния» проекта 12 411 для ТОФа, сегодня строит малые корабли типа «Мурена». Завод «Звезда» ориентирован на ремонт АПЛ. Неплохо держится «Восточная верфь».
В сердце России хорошо себя чувствуют заводы в Зеленодольске, Рыбинске («Вымпел» и Рыбинский судостроительный), Нижнем Новгороде. Они загружены заказами, на них работают профессионально подготовленные люди. Рыбинский судостроительный завод, например, сделал водолазное спасательное судно для Северного флота, которое так понравилось управлению поисково-спасательной службы, что коллектив завода получил от них искреннюю благодарность.
— Выходит, средств на кораблестроение в России все-таки хватает?
— Увы, это далеко не так. Просто мы строим то, на что есть деньги, стараемся не допускать долгостроя, пополнять вымпельный состав флота. Потребных же средств на кораблестроение в настоящее время не выделяется. Мы очень надеемся, что новая государственная программа вооружения, работа над которой сейчас ведется в ВМФ и Минобороны, позволит увеличить количество средств, выделяемых на военное кораблестроение. Сегодня мы решаем задачу создания головных кораблей класса «корвет», «фрегат», а также ПЛ четвертого поколения — «Санкт-Петербург», «Юрий Долгорукий», «Северодвинск». На серийное строительство ВМФ должен выйти в следующем десятилетии. 2006 — 2008 годы — период завершения создания головных кораблей, далее строительство их серий и к концу программы — начало создания кораблей новых классов — эсминцев и авианосцев с ядерной энергетикой, подлодок новых проектов.
Все это обсуждалось на заседаниях Морской коллегии России, что придает программе военного кораблестроения государственное значение. Военный флот — это гособоронзаказ, и в отличие от гражданского судостроения, где правят бал в основном коммерческие интересы, призван служить интересам государственным.
Капитан 1 ранга Василий ФАТИГАРОВ.