Несколько лет назад студия «Радонеж» выпустила видеофильм под
названием «Начало». Эта была лекция о любви и браке, прочитанная Евгением
Андреевичем АВДЕЕНКО в обычной общеобразовательной школе. После выхода фильма
мнение церковного народа о нем разделилось примерно пополам. Многие ругали
лектора, а многие говорили о несомненном успехе этой лекции. Редакция
«Призвания» поговорила с Евгением Андреевичем, и многие его идеи по поводу
разговора с подростками на актуальную для них тему показались нам очень
интересными…
Здесь вашему вниманию предлагается сокращенный вариант
лекции Евгения Андреевича Авдеенко. Написана она самим автором, с сохранением
живых диалогов со слушателями. Полностью эта лекция была опубликована в книгах
«Опыты православной педагогики», «Переходный возраст» и «Как правильно выйти
замуж». Ниже Евгений Андреевич комментирует свою лекцию и дает некоторые
практические советы. Что происходит с вашей
душойЯ буду говорить сегодня о том, что происходит — или может
происходить — с вашей душой в вашем возрасте. Ваш возраст называется переходным,
поскольку вы сейчас переходите из детского состояния во взрослое. С вашим телом
и душой происходят какие-то перемены. Как меняется ваше тело, вы сами видите, а что происходит в душе?
Что происходит в душе, попробуем разобраться. Из каких «частей» состоит человеческая душа? Какие у нее есть основные
«способности»? Вас этому не учили? В школе не учат тому, что такое душа и как с ней обращаться?! Удивительное дело. Тогда я вам скажу.
У души три части.
Умная, или «словесная» часть души, располагается (условно говоря) в области
головы и горла. Скажите, а когда мы гневаемся, где у нас закипает? В груди.
Совершенно верно: от горла до диафрагмы располагается «гневательная» часть души.
(Это область наших чувств, мы называем ее «гневательной» частью души, поскольку
гнев — самая разрушительная из эмоций.) Дальше, от диафрагмы и ниже расположена
та часть души, которая «заведует» перевариванием пищи и продлением человеческого
рода; она называется «вожделетельная», или волевая часть души. Начертим эту
схемку на доске.
Каждая часть души болеет своей болезнью. Чем болеет
вожделетельная часть души? Чаще всего — «похотью». Похоть — это неправильное
половое влечение. Запишем. Чем болеет гневательная часть души, ясно: злостью,
гневом, когда он направлен против человека. А чем болеет умная часть души?
Глупостью? Понятно, что глупостью, в чем эта глупость проявляется? Разве вы не встречали людей, совершенно не образованных, или даже плохо учившихся (не способных к учению), которые почему-то вызывают невольное уважение и симпатию,
когда чувствуешь, что они по-своему мудрые люди? Так чем болеет
ум?
Поставлю вопрос иначе. Какой человек не может быть другом? Десять лет
будете с ним дружить, а он потом предаст вас, потому что его ум был изначально
болен. Такой человек не может быть другом, мужем (женой). Чем болеет его ум? —
Гордостью. Правильно. Запишем.
Словесная часть души (Ум)
Гордость
Гневательная (Чувства) Гнев
Вожделетельная (Воля)
Похоть
Есть у вас вопросы? Тогда у меня есть вопрос. Три части души, —
какая из них находится сверху? Какая главенствует? Словесная, умная?
Неправильно.
Умная часть души должна главенствовать, голова должна быть
сверху. К сожалению, это нечасто происходит. Особенно в вашем возрасте. В
«переходном» возрасте (все мы через это «проходим») с нашей душой часто
происходит то же, что… с айсбергом. Мы и называем это «эффект айсберга».
Сейчас я это нарисую.
Айсберг — белая, красивая, сверкающая на солнце
ледяная гора. Где находится у нее центр тяжести? Под водой. Теплая вода
постепенно размывает нижнюю часть айсберга, центр тяжести перемещается… В какой-то момент что будет? Айсберг перевернется. Как он перевернется? Будет
медленно клониться? Нет, сразу и резко — верхняя прекрасная, белоснежная часть
уйдет под воду, а наверху окажется уродливая, изъеденная водой ледяная глыба.
Вот это часто и происходят с нашей душой в переходном возрасте: ум уходит в седалище (седалище — это часть тела, на которой мы сидим), а те эмоции,
которым прилично располагаться в области седалища, захватывают голову.
Происходит это иногда очень быстро. Я, например, прихожу в класс после каникул,
смотрю на учеников… смотрю……Так, перевернулись.
Такое
«перевернутое» состояние души — состояние ненормальное, болезненное. Можно
сказать, только не обижайтесь, что мы в переходном возрасте психически больные
люди.
Если это психическое заболевание, то у него должны быть симптомы.
Если хотите, я опишу вам эти симптомы, чтобы вы могли поставить диагноз себе или
своим товарищам. Хотите? Хорошо. Одни симптомы будут типичными для мальчиков,
другие симптомы будут типичными для девочек. С кого начнем? Нет, с мальчиков.
Мужчины в трудных случаях должны быть впереди.
С мальчиком происходит то,
что называется «рас-с-троился». Это значит, что «три» части души перепутались,
смешались, потеряли «строй». Человек — расстроен, расслаблен, разобран.
Внешне это выглядит так. Я попрошу кого-нибудь из молодых людей, вас,
например, выйти и встать перед залом. Спасибо. Прежде всего, суставы у больного
юноши плохо держат нагрузку тела. Колени его полусогнуты, сделайте, пожалуйста.
Голову он не держит: голова слегка набок и вперед, так. Одно плечо ниже другого.
Он ищет, на что ему облокотиться, вернее, прислониться тазом: его тазобедренный
сустав ищет опору. Пожалуйста, обопритесь о стол. Видите, вся фигура изломана в суставах, расслаблена.
Что происходит с лицом? Поскольку ум у такого
человека ушел в седалище, то у него теперь не лицо, а подобие… Правильно. Так,
расслабьте лицо, полностью. Рот полуоткрыт, веки приспущены. Нижняя челюсть и губа слегка ушли вперед. Побольше тупости. Хорошо.
Что происходит с голосом? Словесная часть души повреждена, голос проваливается в чрево. Человек
не говорит, а, знаете, как это бывает, «шлепает через губу»: «Ва-щще, че надо,
атва-ли., а че двойка-та? Я уч-чил…» Похоже? Все, тише, пожалуйста. Переходим
к девочкам.
У девочек мы будем наблюдать другую картину. Мальчики в переходном возрасте расстроены, расслаблены, разобраны. Девочки — нет. Девочки
инстинктивно знают, что им предстоит создавать семью, рожать детей,
расслабляться рано. Мальчики — разобраны. Девочки — собраны… Надо только
посмотреть, в каком месте их собрали… Тише, пожалуйста.
Как узнать, что
у девочки начался переходный возраст? Очень просто: по тому, как она переходит
порог дома. Вот ей позвонила подружка, девочка схватила шубку, прыг за порог, —
еще ребенок. А вот ей позвонили и пригласили выйти в «общество"… Уже и
«общества», можно сказать, нет, а выйти хочется (на дискотеку, в кино…)
Думаете, что, она встала и пошла? Нет, девушка сначала подготовится, проделает
серьезную «работу над собой». Прежде всего, она садится, изучает себя со всем
вниманием и… наносит боевую окраску. Как всякая символическая окраска, эта
боевая окраска имеет смысл, который можно высказать словами. Девочки, не обижайтесь, но я произнесу эти слова, которые написаны на вашем лице, когда вы его раскрашиваете подобным образом. Кто-то ведь должен вам это сказать. Смысл
этой окраски такой — «Ищу… Ищу пар-тне-ра…»
Пока девочка так
красится, с ее душой происходит какая-то перемена. Дело в том, что у души есть
точка внимания (точка концентрации), которая может перемещаться по телу… Мы можем ее осознанно перемещать, но чаще всего она блуждает. Пока девочка
готовится на «выход», эта точка концентрации постепенно из головы (если она там
была) перемещается вниз… ниже… еще ниже… надо еще ниже… Меняется
выражение глаз, из них выходит особое свечение (как у хищника ночью). Вот, эта
точка концентрации опускалась-опускалась и ушла под диафрагму. Оттуда, из глубины, выходит облачко, его называют «женское очарование». Девушка подправила
это облачко… А вот теперь она — встала… и пошла.
Она идет — как
бульдозер. А навстречу ей… расслабленный, разобранный… на полусогнутых. Что
произойдет? Достаточно, успокоились. Да, она его «сшибет"… Мальчики, имейте в виду, девочки часто «сшибают» вас не потому, что вы им нравитесь: им просто
интересно, как это делается.
Видите, внешняя картина психического
заболевания в переходном возрасте у мальчиков и девочек — разная. Но сущность
заболевания — одна: страсти захватывают ум и заставляют ум себе служить.
Почему влюбленность приносит столько горя Например,
человек влюбился. Я не говорю, любит, потому что любит человек всей душой. Нет,
он влюблен, то есть в нем возбуждена одна (страстная) часть души, которая
заставляет ум создать образ любимого человека. Как вы думаете, будет этот образ
истинный или ложный?
Да, ложный, обязательно ложный. Далее, представим,
что люди сходятся, страсть удовлетворена. И ум теперь нарисует другой образ того
же человека. Как вы думаете, этот второй образ будет истинный или ложный?
Истинный? Нет, обязательно ложный. Маятник качнулся в другую сторону, от одной
лжи к другой.
Чтобы вы лучше поняли, я расскажу вам одну историю. У меня
есть дальний родственник, который рано остался сиротой. Он иногда заходил ко мне, и мы с ним беседовали. Приходит однажды:
— Дядя Женя, я женюсь.
— Гоша, а который тебе годик?
— Уже девятнадцать.
— А невесте твоей
сколько?
— Столько же, мы в одном классе учились.
(Кстати замечу, что
такие браки редко бывают счастливыми. Бывают, и я тому свидетель, но очень
редко.)
— Гоша… а зачем ты женишься?
— Да ну, дядя Женя, вы что, не знаете, что ли, зачем люди женятся?
— Не знаю, честное слово. Это у всех
по-разному бывает. Ты-то зачем женишься?
— Ну… я ее люблю.
— Очень
хорошо, расскажи мне о ней.
— Ну, дядь Жень, она ва-ще! она кла-асс!
—
Нет, «вообще» я не понимаю. Ты мне о ней расскажи.
— Ну, во-первых, у нее…
(Тут меня кольнуло: не «она», а «у нее». Вот, девочки, почему опасно
кокетничать и выставлять напоказ отдельные детали лица или фигуры: ваш
избранник, которого вы «подцепили», скажет не «Катя» и не «Даша», а «у нее».)
— У нее волосы… (С чего начал описывать любимую женщину!)
— У нее
волосы,. каких нет в природе!
— Как это? Я столько женщин видел, как это
«волосы, каких нет в природе»?
— Дядя Жень (и мой Гоша даже пальцы собрал в щепотку от удовольствия), волосы — ярко-зеленые!
— Так, а что у нее еще
есть?
— Ноги. И она ими так шарк-шарк.
— Волочит ноги?
— Не-ет, это
понт такой. Она ваще все делает с понтом. Когда курит, то так сигарету держит…
изящно. Дядя Женя, но как она матерится! Тут один мужик в автобусе ей что-то не то сказал, она ему так ответила, у того челюсть отпала…
Рассказывает
мне Гоша про этого зеленого крокодильчика, а я думаю про себя, что же ему
сказать. Ведь все ясно… Я собрался с духом и сказал ему так:
— Георгий,
я тебе говорю как родственник и как старший — со властью: ты с ней жить не будешь. Никакая у тебя не любовь. Мой тебе совет: подружи с ней один год. Как к женщине не прикасайся. За год у нее волосы отрастут, отучи ее курить и материться. Через год все будет ясно. Понял меня?
Как вы думаете,
послушал меня Гоша? Нет. Он посмотрел на меня с сожалением: дескать, дядя Женя,
ты уже старый, не можешь понимать любовь. Скоро получаю приглашение на свадьбу.
Свадьба на Великий Пост! Если я раньше думал, что вся эта история кончится
ничем, то теперь стало очевидно, что кончится она плохо. Несчастные те люди,
которые женятся на пост или зачинаются в пост.
Прошло полтора года, от Гоши вестей не было. Встречаю его на улице Горького.
— Здравствуй, Гоша,
как дела?
— Плохо.
— Что такое?
— Жена в больнице.
Оказалось: за полтора года два аборта, второй неудачный: заражение
матки. Первая чистка — неудачно, вторая — неудачно, стерилизация. Детей у женщины не будет. Я отвел Гошу в подворотню и говорю ему:
— Ты теперь
все свое время должен отдать ей. Она сейчас сильно переживает…
— Дядя
Женя, о чем вы говорите? Я развожусь.
— Как? Почему?
— Да ну, — сказал
мне Гоша буквально следующие слова, — волосы зеленые, куряка, матершинница,
неряха и дрянь.
— Это ты — дрянь. Ты девчонку взял, искалечил, сейчас
бросаешь. Ты — мужчина, вся ответственность на тебе.
Он тут же в подворотне и заплакал. Совесть у парня была… Вот чем кончаются эротические
игры в переходном возрасте.
Ясно ли я выразил свою мысль? Если ум захвачен страстью, то он обязательно рисует неверный образ другого человека: и в то время, когда он одержим страстью, и в то время, когда страсть проходит. У вас
есть вопросы?
Тогда у меня к вам вопрос. Скажите, когда заканчивается
переходный возраст, во сколько лет? В 25? Может быть, но почему именно в 25?
После армии? Для юношей, а для девушек? После замужества?
Переходный
возраст может вообще не закончиться. Как перевернулся человек в юности, так
вверх ногами и ходит до смерти. А после смерти, вниз головой, он куда
пойдет?
Как узнать, что человек так и застрял в переходном возрасте? Если
это человек взрослый, то он уже умеет скрывать свои чувства и повадки. По внешности уже трудно определить, что он «перевернувшийся айсберг». Есть ли признак, по которому можно узнать, что он так и остался в перевернутом
состоянии? Один из таких признаков — то, что он блудит.
Чем
опасен блуд?Заповедь Божья говорит кратко и просто — «Не прелюбодействуй», не блуди. Один раз меня спросили, а почему этого нельзя
делать? Кому от этого плохо, если люди получают наслаждение и никому не причиняют вреда? Если хотите, я попытаюсь ответить на этот вопрос, почему
нельзя. Отвечать?
Хорошо, я расскажу вам одну историю. У меня был друг,
который был намного старше меня. Он серьезно занимался йогой, и мы с ним часто
спорили, потому что он был индуист, а я православный христианин. Мы с ним
спорили, но я его и любил и глубоко уважал. Он серьезно работал над собой…
Однажды с ним случилось несчастье: он влюбился. Влюбился в девушку восемнадцати
лет. Он ей ничего не говорил о своих чувствах, но сильно страдал. Для йога его
квалификации такое страстное движение души было крайне опасно, оно могло
закончиться сумасшествием или смертью. Так прошло несколько месяцев. И вот
однажды ночью…
Мой друг соединился с любимой девушкой — душой, на невидимом плане… Он был в одном конце Москвы, она в другом. Она ничего не почувствовала…
Утром он проснулся от боли в нижней части позвоночника.
У него вдруг обнаружилось заболевание, которое называется защемление нерва.
Раньше он таким заболеванием не страдал; за одну ночь оно не могло возникнуть.
Он начал выяснять, в чем дело. И что оказалось?
Оказалось, что он любил
эту девушку, а она любила не его, а другого человека. А у этого другого человека
было… защемление позвоночного нерва. Таким образом, мой друг соединился с этой
девушкой, а через нее — с другим, незнакомым человеком. Причем, обратите
внимание, это девушка была девица, физической близости ни с кем не имела.
Такова духовная природа сексуальных отношений. О ней можно
прочесть в Библии. Книги по сексологии и половой гигиене тщательно обходят этот
вопрос. От вас скрывают духовную сторону сексуальных отношений. Чтобы вы лучше
представляли, о чем речь, начертим такую схему.
Предположим, юноша
вступил в связь с девушкой. Между ними возникли интимные отношения — отношения
супругов. Об этом в Библии сказано так: прилепится человек к жене своей, и будут
два — одна… плоть. То есть у двух людей с этого момента становится одно тело.
Например, я стою сейчас пред вами здесь, моя жена находится в другом месте, но мы оба знаем, что составляем одно тело: все, что происходит со мной, будет
отражаться на ней, все, что происходит с ней, будет отражаться на мне, в моем
теле. Это понятно?
Тогда вернемся к нашей схеме. Юноша вступил в связь с девушкой, а у нее было до этого… десять любовников. Значит, он будет связан с ней, а через нее — с десятью незнакомыми мужчинами. Через нее каждый будет
связан с каждым другим на невидимом плане. Чертим дальше. Предположим, что у каждого их этих десяти мужчин было по десять любовниц… Всех не нарисуешь, но обозначим эти связи: опять каждый будет связан с каждым другим на невидимом
плане.
На этом уровне рассмотрения — сколько человек находятся в связи?
Один плюс один, плюс десять, плюс сто, — сто двенадцать человек.
Непосредственная связь юноши и девушки (с которой для него все началось) будет
более прочной, связи второго уровня — менее прочные, но более многочисленные,
связи третьего уровня — еще более многочисленные. Но ведь будет еще и четвертый
уровень, и пятый и так далее, и так далее…
Таким образом, перед нами
общество людей, где каждый связан с каждым другим на невидимом плане. Как
называется общество людей, где каждый связан с каждым другим на невидимом плане?
Такое общество называется церковь. Каждая церковь имеет свой основной символ.
Христианская церковь имеет таким символом крест. А это блудное сообщество людей
— какой будет иметь символ?
Вы сами можете догадаться. Что говорят о женщине, которая изменила мужу? Что она ему подарила? Рога. Чьи рога?
В древности козел был символом блудного греха, поэтому козлиные рога стали
символом этого греховного сообщества: проще всего приобщиться ему (стать его
частью, при-частиться ему) можно через блуд. Через блуд человек попадает в такую
лужу, куда стекается грязь со всего мира. Причем блуд — это не обязательно
физическая близость. Христос говорит, что всякий, кто посмотрел на другого
человека с вожделением, прелюбодействовал с ним в сердце своем.
Человек
свободен решать, в каком сообществе людей он хочет состоять. В Новом Завете так
сказано: «совокупляющийся с блудницею становится одно тело с блудницею… А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:16−17)
До времен Нового Завета (когда Христос пришел на землю) древние народы прекрасно
знали, что люди связаны между собой невидимыми связями. В Ветхом Завете эти
связи называются «сетью».
Об этих сетях знал не только библейский народ,
но и язычники. Приведу пример. Сейчас вместо того, чтобы употребить литературное
слово «проститутка», говорят «представительница древнейшей профессии». И это
опять ложь. (Большая часть того, что вы слышите о сексуальных отношениях — ложь
и замешено на лжи.) «Представительницы древней профессии» не были проститутками
в нашем смысле слова: они не брали денег за свою работу. Зачем же они это
делали? Они были жрицы, уловляли людей в эти «сети» и делали их причастниками
блудного сообщества.
Итак, блуд — грех. Это понятно? Тогда пойдем дальше.
За одним грехом обязательно тянется другой. Какой грех — тяжелый, самый тяжелый
грех после самоубийства — чаще всего идет за блудом? Какой грех самый тяжелый
после самоубийства? Да, аборт, детоубийство. Душа человеческая сотворяется в момент зачатия. Аборт — это убийство.
Девочки, послушайте меня. Если с вами случится и вы узнаете, что беременны, что нужно сделать прежде всего?
Обрадоваться. Да, порадоваться тому, что зачался человек. Даже мысль об аборте
повредит вашему ребенку. Со всех сторон вам будут говорить: «он на тебе не женится», «ты еще молодая», «у тебя нет квартиры и денег», «что люди скажут"…
Не отвечайте, не спорьте! Пусть ваш ребенок родится желанным. Может быть, он зачался неожиданно, может быть, вне брака, но пусть он родится, пусть родится
желанным. Когда он немножко подрастет, вы с ужасом будете вспоминать, что его
могло бы не быть.
Как выбраться из сетиА теперь я предлагаю вам от слов перейти к делу. Может быть, сделаем так: пусть каждый
спросит себя по совести: «В каком сообществе людей я нахожусь?» В Церкви
Христовой, куда человек входит сознательным усилием? Или — в этой греховной
сети, куда человек попадает против воли через блуд (или блудные мысли), через
гнев и злость, через гордыню?
Очень хорошо, если мы это понимаем. Это
очень важный шаг, чтобы понять самого себя, ответить на вопрос: «Где я нахожусь
в настоящий момент?» Если я нахожусь в этой сети, естественно возникает вопрос,
что делать?
Запомните, пожалуйста (может быть, это знание пригодится вам
в жизни): если вы попали в эту сеть, то вы никогда из нее не сможете
выбраться… своими силами. Это не удавалось никому никогда.
Для того,
чтобы выбраться из этой сети, нужно найти специалиста, который сможет отрезать
все невидимые связи, что вас опутали. Этот специалист должен был пройти
специальную подготовку, иметь инструменты, чтобы вас буквально из этой сетки
вырезать. Этот специалист, кто?
Какая бабка?! Нет, я вам точно говорю,
что бабка вам не только не поможет, а хуже сделает. Конечно, священник. Он имеет
власть от Бога эти греховные связи резать. А как называется операция, когда от вас отрезаются грехи? Исповедь. Поднимите руки, кто из вас крещеный? Очень
хорошо. Те, кто крещены, могут исповедоваться. Как это делается?
Находите
храм, в котором исповедуют, то есть священник имеет время поговорить с каждым
отдельно. На исповеди держитесь двух правил. Во-первых, ничего не скрывать,
во-вторых, ни в чем себя не оправдывать. Обратите внимание, что в жизни мы ведем
себя строго наоборот: плохое о себе скрываем и во всем себя оправдываем. На исповеди нужно пойти против себя. Это трудно. Но чем старше человек, тем
болезненнее операция. Я в первый раз исповедовался в 31 год, это было очень
трудно. Не допускайте себя до такого.
После исповеди священник скажет
вам, что делать дальше, чтобы вы стали частью Церкви Христовой. Церковь Божия —
это единое Тело Христово, вы можете при-частиться, стать частью этого
Тела.
И еще один важный момент. Исповедоваться и причащаться может только
верующий человек. Если я спрошу, кто из вас верующий, не много рук поднимется.
Но, с другой стороны, я вижу, что и неверующих здесь нет. Неверующих людей
вообще очень мало, я за всю жизнь встречал пять-шесть человек. А много таких,
кто еще не успел задуматься о том, есть Бог или нет. А ведь это — самый важный
вопрос на свете. Как к нему подступиться?
Первое, это избегать блуда,
гордости и злости. Второе, нужно бывать в храме. Не смущайтесь тем, что вы поначалу мало будете понимать. Наша душа — христианка, она почувствует
благодать. На этой основе потом возникнет понимание. И третье, купите Новый
Завет и прочтите одно из Евангелий. Евангелие читают не так, как роман. А как?
Читайте по одной главе в день, так, как бы смотрясь в зеркало. В Евангелии вы увидите жизнь и учение Иисуса Христа. Вы почувствуете, как ваш образ не соответствует Его образу.
Тогда обратитесь к Нему мысленно. Обращайтесь
настойчиво. Он вам обязательно ответит.
Это не я говорю. Это Он говорит,
что Он обязательно вам ответит. Не знаю, как, но ответит непременно. Этот ответ
может прозвучать непосредственно в душе, а может — в событиях вашей жизни. И скоро вы будете точно знать, что Бог есть.
«ЛЕКЦИЯ — ЭТО
ДРАМА»
Комментарий Евгения Авдеенко к лекции «Я и моя душа»
Как я стал учителем?Эта история произошла в 1989
году. Директор одной из московских школ (она была тайно верующим человеком)
попросила меня прийти к ней в школу и поговорить с детьми о нравственности и Божьих заповедях. Ее крайне тревожило то, что, как она выразилась, «мы теряем
детей, перестаем понимать их». И вот, по ее мысли, я должен был прийти и рассказать старшеклассникам о Боге.
Я отказывался, сколько мог. Потому
что, во-первых, никогда с детьми не разговаривал на такие темы, а во-вторых, был
уверен в том, что они, в большинстве своем, ничего о Боге не знают, да и вряд ли хотят узнать. Однако раз я пообещал, то пришлось-таки в школу
пойти…
Прихожу. В актовом зале собрались человек 100−120. Дети сидят
вместе с учителями. Начинаю говорить о заповедях… Через некоторое время
понимаю, что все мои слова идут поверх голов… Как ужасно чувствует себя
учитель, когда дает неинтересный урок! Минут через двадцать дети устали меня
терпеть. А я как раз дошел до седьмой заповеди — «Не прелюбодействуй». Объясняю,
что нельзя людям сходиться, как собачки, что мы — разумные свободные существа,
что в мире свободных существ действуют нравственные законы. И вдруг меня
спрашивают: «А почему нельзя?»
Смотрю, кто спрашивает. На заднем ряду
сидит девушка на коленях у парня: «Товарищ лектор, а почему нельзя? Мы с моим
парнем СПИДом не болеем, семьи заводить не собираемся, детей пока не хотим.
Почему нельзя? Что это ваш Бог такой строгий?»
Вот в этот момент у меня в голове вдруг все прояснело… Надо признаться, что до этого момента я не считал,
что педагогика — это искусство. Архитектура, музыка, поэзия, философия — да,
искусство, а педагогика, как я думал, — это работа, вроде дворника или санитара.
Но когда я услышал вопрос девушки: «Что это ваш Бог такой строгий?» — я мгновенно понял, что у меня из этого актового зала только два пути. Или я отвечу
на ее вопрос, и она сойдет с колен молодого человека. Или я выйду — и уже
никогда не буду говорить с детьми о Боге. Я понял, что педагогика — это высокое
искусство. И если я учитель, то могу как-то передать детям свои
убеждения.
Я стал на ходу соображать, что делать? «Я расскажу вам одну
историю…» И рассказал историю, которая произошла с моим другом. Я рассказывал
это как личное впечатление, которое досталось мне от близкого друга. Потом, даже
не на доске, а на куске линолеума, я стал чертить схему, показывая что мужчина и женщина после физической близости уже неразрывно соединены. Установилась мертвая
тишина. Учительница, которая стояла у дверей актового зала сказала: «Ужас!!!».
До взрослой женщины вдруг дошло, как страшен блуд.
Говорить то,
что интересно слушателямМоя ошибка была в том, что я пытался
передать слушателям, пусть и правильные, но свои понятия. Когда мы говорим о своем, а ребята думают о своем, — получается несогласование. Поэтому в разговоре
с людьми я касаюсь того, что их волнует. И только после этого они доверяют мне.
Я всегда на своих разовых лекциях говорю об отношениях мужчины и женщины, о том, какова природа этих отношений. Старшеклассников и студентов эта
тема очень волнует.
При этом я адресую свою речь, прежде всего, к девочкам. Как верующий человек, я могу объяснить, почему. Господь в проклятии
змею сказал: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее…» (Быт. 3:15). Первая оборона от врага рода человеческого — это
соблюдение женщиной целомудрия… И чтобы она не отказывалась рожать. Повторю,
что я опираюсь на девочек. В пятнадцать лет девочка уже знает о природе
отношений между полами столько, сколько мужчина узнает досконально только лет в тридцать. К сердцу девочки всегда можно пробиться с вопросом: «как правильно
выйти замуж»?
С чего начинается лекцияНекоторые
советуют начинать лекцию с анкетирования. Я считаю это контрпродуктивным.
Во-первых, вы не сможете быстро оценить результаты опроса. А во-вторых, вопросы
в анкете, кроме статистических данных, на самом деле ничего не отражают.
Оценивать же ситуацию, в которой вы находитесь, надо мгновенно. Должна работать
интуиция — вы должны определять аудиторию по глазам, по тому, как они себя
ведут, во что одеты, где находится школа (центр, провинция). Есть ли в зале
взрослые, те, кто тебя пригласил. В общем, каждый раз моделируется новая
ситуация. Но правило одно: сразу, без раскачки, надо говорить о том, что на сердце у тех людей, которые тебя слушают. Это самое главное.
Есть у меня
и еще один принцип: не вступать в прямой диалог с аудиторией (до времени, когда
нужно будет отвечать на вопросы). Нельзя это делать потому, что аудитория всегда
может тебя «укусить». Найдется один человек, который все твое стройное здание
поломает. Зачастую, лидеры группы полагают даже своей честью разрушить все, что
ты говоришь. Кроме того, на их стороне еще и корпоративность. Для того, чтобы
этого избежать, аудиторию надо перестроить, переформировать. Не вступать с ними
в прямой разговор, пока они не станут тебе доверять и не обратятся со своими
искренними вопросами.
И еще одно правило — я ни в коем случае не начинаю
лекцию с библейских истин. Только тогда, когда дети с доверием отнесутся к тому,
что я понимаю жизнь, можно говорить о Библии. Библейская формула всегда в моей
лекции запечатывает разговор.
Краткий план Я расскажу
вам план своей лекции. Я разработал ее для себя, много раз читал, исправлял,
убирал лишнее. Это личный опыт. Не думаю, что имеет смысл его тиражировать или
превращать в учебный план. Но ориентиры, мне кажется, она помогает определить.
Я точно знаю, что во время лекции мои слушатели пройдут некий цикл. На самом деле, это зрелище. Это драма. Которая играется с неизменным успехом по одной простой причине: то, о чем я говорю, интересно моим слушателям. Сначала
вхожу в контакт с аудиторией. Ребята готовы смеяться сами над собой. Смеясь, они
заряжаются, задумываются о своей жизни. Потом я показываю им, что они ошибаются
во многих жизненных вопросах. Когда ты фиксируешь изменение в их мироощущении,
начинаешь говорить серьезно. Потом ты говоришь об ужасном. Когда они постигают,
что это ужасно, ты говоришь: «Ничего, выход есть». И выход ПРИМЕРНО такой…
Потом оставляю их в покое. К этому времени у всех на столах лежат
одинаковые листочки бумаги — чтобы не было понятно, кто какую записку написал.
Это очень важно. Попросите их написать то, что их волнует. Опыт показывает, что
если аудитория 100 человек, записок будет около 70. То, что их волнует, всегда
вмещается в пять десятков вопросов. Для меня это антракт. А для них начинается
индивидуальная работа. Ребята пишут свои личные послания, и терпеливо слушают
послания других людей, которые рядом с ними сидят. То есть они выслушивают
чужое, как свое. Наконец, они слышат свое. И даже если не понимают ответа, до них доходит, что пришел человек, который хочет что-то сказать. Вот и все! Я считаю, это драма. И ее ведешь ты, а не они. Но в драме обязательно есть
кульминация…
В своей лекции я никогда не делаю заключения. Я думаю,
это бы стерло то эстетическое впечатление, которое я хочу оставить от разговора.
Самое сильное заключение не на уровне тезиса, не на уровне «итак». Оно должно
остаться в сознании слушателей в виде образа. Я считаю, что нельзя заканчивать
лекцию так: «Внимание, сейчас я забью гвоздь! Бум! Все, я пошел…» Дети должны
тебя помнить. Не твои слова, потому что слова они забудут. А то, что приходил
человек и что-то говорил. И самое главное — было интересно. Вот что должно
остаться. Еще раз повторю: такая встреча — это художественное мероприятие,
драма. А драма не должна заканчиваться выводом «итак». Драма цельна, она сама
себя держит, а не эпилогом. Надо готовиться к тому, чтобы состоялось
художественное действо. Я не говорю, что вы сразу сможете это сделать. Но хотя
бы задачу такую поставьте. Это драматургия с импровизацией. Что-то близкое к джазу: дается тема, и внутри нее ты начинаешь творить.
Несколько
мотивов для джазаЯ думаю, чтобы получилась живая лекция, нужно
актуализировать свой личный житейский опыт, и перевести его в набор историй и притч. Говорить надо только от себя, от сердца. Свой опыт, опыт друзей,
прочувствованный мировой опыт нужно довести до одной формы: «Я хочу рассказать
вам одну историю». Когда человек это говорит, у слушателя невольно открывается
рот, приоткрывается сознание. И он готов внимательно воспринять эту историю. Я это испытал и видел глаза детей, которые говорят: «От меня ничего не хотят, мне
просто расскажут одну историю! Поскольку человек интересный, я его послушаю».
Расскажите 5−6 историй. Чтобы они шли пластами, одна за другой, по определенной
динамике.
Очень советую использовать литературный материал. Перечитайте,
скажем, «Анну Каренину». Однажды у меня с собой случайно оказалась эта книга. До конца лекции еще оставалось время. И я зачитал вслух самые страшные страницы
романа — когда главные герои сошлись в плотской близости (сама она не описана),
— и что с ними обоими было! Как переживала живая душа — прежде всего Анны, а от нее и Вронского (Л.Н. Толстой «Анна Каренина», часть вторая, глава XI)! Это
очень полезно послушать девочкам.
Очень действенно зачитывать письма
ровесников. Только это не должно быть нарочито: пришел лектор с папочкой и вынул
эти письма. Они должны у вас оказаться как бы случайно. Их надо вынуть, как
игрок вынимает козырного туза, в нужный момент.
Другие советы давать
трудно. Когда «прижмет», тогда из души что-то обязательно выйдет. И окажется,
что именно это и нужно было сказать данной аудитории.
Главные
ошибкиМоя самая грубая ошибка была именно тогда, когда я пришел
читать свою первую лекцию о заповедях Божиих и начал говорить о том, что ценно
для меня. Просто пошел на поводу у директрисы… Еще раз повторю: не надо
говорить о том, что для тебя ценно, надо начинать с того, что ценно для них.
Иначе будет нравоучение. Нравоучение здесь излишне, потому что нравственные
понятия в человеке заложены. Человек — это образ Божий. В юности все несут этот
образ в себе.
Еще ошибка — скучно говорить. Лектор должен быть
интересным. Когда мы организовывали православную гимназию «Радонеж», учителя
часто спрашивали: «Что преподавать на Законе Божием?» Я говорил: «Что хотите!
Говорите только то, что детям интересно». В начальные классы не нужно «таскать»
батюшку. Вообще, оставьте его в покое. Редко какой батюшка умеет разговаривать с детьми. В начальной школе нужна какая-нибудь мама, которая сама своих детишек
уже в церковь водит. Причем не ученая, потому что впихивать в детей материал не нужно. Большая ошибка давать программу — историю «от сотворения мира до Пятидесятницы» пройти за год! Нельзя ограничивать себя программой. Есть люди,
которые могут сделать так, чтобы слушателям было не скучно. И только таким надо
доверять миссионерскую работу. А не можешь — займись научной работой. Или возьми
какой-нибудь другой предмет, скажем, математику. И на математике, когда дети
будут заняты решением конкретных вопросов, — можно показать им, что решение
главнейших математических проблем было решением проблем мировых.
Еще
одна ошибка — это отвечать на СВОИ вопросы. Дети станут слушать тебя только
тогда, когда прозвучат их собственные. Например, мне кажется, что вопрос «как
правильно выйти замуж?» очень удачен. От него можно перейти на многие другие
важные темы. Но только начало разговора должно быть примерно таким:
—
Здесь много записок на одну тему: «Как правильно выйти замуж?» Вопрос поставлен
верно: есть некоторые правила того, как выйти замуж, и я бы мог эти правила
изложить… Если хотите.
— Хоти-им, — закричало собрание.
— Вопрос
непростой. Чтобы вникнуть, потребуется терпение…
— Хо-тим!!!
У меня за спиной была большая раздвижная доска. Я обернулся и начал писать правило
первое. Правило первое. «Успех женщины — не много мужчин, а один».
—
Понятно, о чем речь?
О сердце лектораИсходить надо из того, что у тебя есть сердечное отношение к аудитории. Лектор должен обладать
пониманием и состраданием своей аудитории. Я к ним пришел, потому что мне жалко
этих мальчиков и девочек. Жаль, что большинство из них начали или скоро начнут
вести распутную, греховную жизнь, даже не зная, чем все это кончится. Но показывать своей жалости им ни в коем случае нельзя. Внешне, и в прямом, и в переносном смысле я застегнут на все пуговицы (для лекции у меня есть
специальный черный костюм). Своим приходом я говорю: «Знаете что, я не буду с вами в демократические игры играть. Я принадлежу другому поколению. Я столько
знал и видел, к чему вы даже не приступали». Возможно, это жесткая позиция, но проводить ее нужно без нажима. В конце лекции дети, как правило, соглашаются,
что я имею право так с ними говорить. Я человек, который любит провокацию. Я могу рискованно пошутить. И я имею право говорить на эти темы иногда так резко,
порой даже грубо, остро, провоцирующе. Некоторые коллеги упрекают меня в излишней грубости. Но это мой стиль. Если я знаю истину, я что, буду ее скрывать? Это было бы глупо…
Другое дело, что права требовать от детей
чего-то я не имею. Цель лекции, я думаю, состоит в том, чтобы человек лучше себя
понял. Если он начнет лучше себя понимать, он в любом случае будет ближе к Богу.
Что останется после меня?Я точно знаю, что после моей
лекции никто не станет предпринимать никаких действий, чтобы стать ближе в Церкви. По крайней мере никто сразу не пойдет исповедаться. Однако слова,
сказанные мной, откладываются в долгую память. Лекция о любви и браке — это
просто предостережение от самых грубых ошибок, когда детям важно показать, что
взрослым людям не безразлична их жизнь. Так же необходимо подкрепить их внутреннее чувство целомудрия. Дело в том, что юность имеет охранение от Бога —
естественное целомудрие. И очень важно, чтобы им кто-то сказал: «то, что в вас
есть — это нормально».
Итак, лекция это битва. Разовое мероприятие — это
обязательно драматическое столкновение двух лиц. Сама битва длится 30 минут.
Если правильно вести ребят, они успевают прищуриться и сказать: «А может быть он прав?» Когда дети начали задавать вопросы, ты победил.
Вопросы,
которые чаще всего задают лекторуСамое сложное — это понять, что на самом деле хочет спросить ребенок.
1. Как Вы считаете, кого на земле
больше, носителей добра, положительной энергии, или носителей зла? И кто
торжествует?
2. Почему страшно, когда умерший попадает в морг?
3.
Что делать, если знаешь, что поступаешь неправильно, не знаешь, что делать
дальше, а старшие по возрасту осуждают тебя во всем?
4. Знаете ли Вы нашего местного экстрасенса Степанова? Он называет себя чуть ли не Иисусом
Христом и говорит, что, когда в прошлом октябре, по-моему, был «конец света»,
это он забрал всю злую энергию людей всей планеты и отправил ее на Сатурн,
отчего эта планета сместилась со своей орбиты. Что Вы об этом думаете?
5.
Что значит космос в христианской религии?
6. Когда рождается ребенок, он приходит искупать грехи своих родителей?
7. Как отличить страсть от любви? Можно ли сохранить человеку верность во всю жизнь? Почему женатые люди
часто холодеют друг к другу?
8. Как правильно выйти замуж?
9. А мне нравится всякая рок-музыка, аж мурашки бегают. Это плохо?
10. Вы сами
какую музыку слушаете?
11. Что делать, когда не знаешь, что делать, когда
не хочется жить? Я прихожу домой, и мне хочется свое лицо лезвией испортить,
чтобы ни один парень ко мне не подошел. Меня останавливает только одно, тогда ко мне не подойдет и тот парень, который мне нравится. Что мне делать?
12.
Почему, когда в стране сложно, появляются западные проповедники?
13. Грех
ли это — думать о плохом, зная, что никогда этого не совершишь?
14. Что ж нам, вообще не краситься?
15. Ваше отношение к смертной казни.
16.
Моя сестра беременна. Если причаститься перед тем, как родить, родится ли чистый
ребенок, без греха?
17. Вы кто такой?
18. Как познакомиться с человеком, который мне нравится?
19. Я никого не люблю, даже родителей.
Что мне делать? Хочу быть другой.
20. Если у Вас такое мнение о сексе,
как размножаются люди?
21. Какой власти на земле вы хотите, если хотите
вообще?
22. [Записка почти на страницу. Ее смысл таков: есть заповедь «Не кради», но обстоятельства нашей жизни и жизни нашего общества таковы… В общем
сложные…] Я думаю, Вы меня понимаете: не украдешь — не проживешь.
23.
Вы что! Действительно считаете, что до свадьбы не должно быть половых
связей?
24. Почему мальчишки в 15 лет такие озабоченные? Пристают, как
«черти».
25. Что делать, если родители заставляют жить по их законам?
26. В нашем возрасте человек теряет веру в людей. Как сохранить
веру в людей?
27. Я хочу верить, но Бог меня не зовет. Я крещеная и люблю
религиозные праздники. С чего мне начать?
28. Существует ли амнистия из ада?
29. Ваш заработок в месяц? Неужели такой работой зарабатывают на жизнь?
30. Избить человека за дело — грех?
31. Есть ли загробная
жизнь? Верите ли Вы в нее?
32. Я своей души никому не смогу открыть, даже
священнику. Что делать?
33. Что такое медитация и молитва? Какая между
ними разница?
34. Нужно ли помогать людям, ведь в ответ почти всегда
получаешь неблагодарность?
35. Как простить за измену и обман?
36.
Как жить, если есть жестокость и ненависть?
37. Зачем нужен священник? Я понимаю, что он должен организовывать службу в храме, но почему нельзя каяться
непосредственно перед Богом?
38. Если я люблю пацана, а он меня нет, то что нужно сделать, чтобы он обратил на тебя внимание?
39. Какие пути
выхода из сегодняшнего положения в стране существуют в традиции Православия?
Ваше отношение к монархии?
40. Я слышала такое выражение: «Наши
перегородки до Бога не доходят». Не все ли равно, какая религия, лишь бы человек
верил в Бога?
41. От психического контакта с человеком, верующим в Сатану, попадаем ли мы в зависимость от него? Он говорит: «Сатана — великий
бог». Но мы не верим ему.
42. Нужно ли уходить из общества?
43.
Если с нами что-то случится, как об этом рассказать родителям и как поступить
самой?
44. Как можно поставить на место душу?
45. Можно ли не входить в переходный возраст?
46. Мне говорят, ты должен (ты должна).
Почему и кому я должен (я должна)?
http://www.fomacenter.ru/prizvanie/index.php?issue=3§ion=31&article=606