Русская линия
RBC daily Михаил Чернов07.05.2005 

Америку захватил «культ насилия»
Процветающий в американской массовой культуре культ насилия может подтолкнуть к силовому решению противоречий

В распространении насилия и секса в массовой культуре США виновны сами американцы — потребители подобной продукции. Именно такого мнения придерживается большинство опрошенных американским исследовательским институтом The Pew Research Center for the People and the Press (PRCPP) граждан США. При этом, по мнению респондентов PRCPP, главная вина за происходящее лежит не на индустрии развлечений или на властях, а на родителях подростков. Между тем, кто бы ни был виноват в сложившейся ситуации, равнодушие к этой проблеме еще выйдет американским властям боком. По мнению опрошенных RBC daily экспертов, процветающий в современной массовой культуре культ насилия формирует «пехоту» для будущих социальных беспорядков в США.

Согласно результатам обнародованного в конце апреля опроса PRCPP, около 86% считают, что в том, что дети смотрят передачи с большим количеством насилия и секса или играют в компьютерные и видеоигры, винить следует прежде всего их родителей. Соответственно, оставшиеся 34% винят в пропаганде «низменного» производителей подобной продукции. Причем большинство жителей США относится к индустрии видеоигр значительно хуже, чем к телевидению и кино. Создатели видеоигр имеют стабильно отрицательный рейтинг, тогда как рейтинги продюсеров фильмов и телепередач, как правило, положительны. Такое отношение к видеоиграм понятно, поскольку у создателей «игрушек» какое бы то ни было чувство меры отсутствует напрочь. Американские игры стремятся как можно правдоподобнее показывать сцены насилия человека над человеком. Так, скажем, в популярной игре «Смертельная схватка» «злодеи» ломают жертве спинной хребет и размахивают ее отрубленной головой.

По данным исследователей медицинского факультета Гарвардского университета, американский ребенок проводит 28 часов в неделю перед телевизором. Как минимум час в день он играет в видеоигры или «сидит» в Интернете. Несколько часов в неделю он посвящает просмотру фильмов и прослушиванию музыки. На все это уходит времени гораздо больше, чем на занятия в школе. Согласно подсчетам исследователей, к 18-летнему возрасту американский ребенок видит насилие на экране телевизора более 180 тыс. раз — из них примерно 80 тыс. убийств. По данным агентства Mediascope за 2003 г., 66% детских телепередач, транслируемых в США, содержали сцены насилия, причем в трех четвертях случаев телевидение демонстрировало программы, в которых насилие никак не наказывается.

Эксперт-американист Михаил Хазин, генеральный директор компании «Неокон», считает, что насилие и секс на американских экранах — явление вполне закономерное. «Известно, что самые высокие рейтинги собирают демонстрации полового акта или же натуралистичных сцен насилия, — сказал RBC daily г-н Хазин. — Вопрос возникает в этой связи только один: в чем заключается задача телевидения — в воспитании подрастающего поколения или в стремлении максимизировать свои прибыли? Только государство может контролировать телевидение, однако в США такого контроля над содержанием эфира нет. С экранов пропагандируется культ денег и силы. При этом даже многочисленные христианские организации в США, лоббировавшие законы, которые могли бы изменить положение, ничего не могут сделать — приоритет денег выше всего. Отсюда и те последствия, которые мы видим: расстрел подростками детей в школах стал для США закономерным явлением». Еще в 2001 г. в США был опубликован доклад главного хирурга страны, посвященный проблеме молодежного насилия (A Report of the Surgeon General). В этом докладе подчеркивалось, что просмотр фильмов и телепрограмм, содержащих акты насилия, является фактором риска для подростка. По уровню воздействия на сознание ребенка этот фактор риска сопоставим с такими проблемами, как бедность, плохое социальное окружение, низкий уровень интеллекта и др. К схожему выводу пришли и японские исследователи. «Связь между видеоиграми и ростом насилия среди детей действительно существует. Согласно последним исследованиям, в видеоигры играет большинство школьников. Вполне естественно, что под впечатлением от этих игр у них возникает желание уничтожать других», — считают ученые из японской Высшей школы социологии при университете Отяномити.

По словам Михаила Хазина, «в итоге растет поколение, которое склонно решать все вопросы силовым путем». «Все это может повлиять на уровень социальной стабильности в США. Внутри Америки много идеологических, межрасовых и других противоречий, которые в конце концов могут попробовать решить силой», — полагает г-н Хазин. Впрочем, подобная схема совершенно четко просматривается в американских фильмах, где борьба различных группировок и элитных групп сводится, как правило, к взаимному уничтожению друг друга. Схожего мнения придерживаются и другие наблюдатели. «Проблема роста толерантности к насилию — это скорее не американская, а общемировая тенденция. Просто на США в силу масштаба государства всегда обращают внимание. Готовность к насилию и его пропаганда свидетельствуют о накапливающейся социальной энергии, которая обязательно выплеснется. „Пехотой“ и пушечным мясом как раз и станет „заигравшаяся“ в смерть молодежь», — сказал RBC daily один из московских психологов.

04.05.2005


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru