8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, и ряд европейских государств именно этот день объявили днём победы во Второй мировой войне, хотя уже четыре дня практически никаких боевых действий не было, кроме вооружённых стычек с разрозненными группами гитлеровцев, которые, впрочем, продолжались ещё до середины месяца, так как эсэсовцы не хотели сдаваться в плен. 9 мая в Москве прогремел праздничный салют, и Верховный Главнокомандующий СССР И. В. Сталин-Джугашвили распорядился именно в этот день праздновать Победу в Великой Отечественной войне. Потом наши военные историки пытались обосновать выбор этой даты в качестве официального Дня Победы тем, что боестолкновения были в Праге, в частности, с частями Русской освободительной армии (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, но объективные факты свидетельствуют, что «власовцы» в Чехословакии 9 мая сдались без единого выстрела, более того, накануне они сами разоружили несколько батальонов гитлеровцев, чтобы добиться снисходительности победителей. Самые дотошные исследователи установили, что 5 мая завершились все масштабные боевые операции, и сопротивление регулярных воинских подразделений фашистов прекратилось. Таким образом на территории Германии первым по-настоящему мирным днём было 6 мая 1945 года. Знаменательно то, что именно в этот день Православная Церковь празднует память Святого Воеводы-Великомученика и Победоносца Георгия, а в 1945 году на этот день пришлось Воскресенье, и не рядовое, а Святая Пасха Христова. Таким образом, Господь засвидетельствовал духовное значение подвига России-СССР в Великой Отечественной войне Своей помощью и заступничеством древнего покровителя русского воинства Святого Георгия, чтобы верующий народ знал, что их молитвы все годы войны Господь слышал и ко благовременью оказывал помощь Своим верным.
Конечно, идеология официального атеизма тогда не позволила политическому руководству Советского Союза отметить столь очевидное Божие знамение Праздником Победы, и таким днём было утверждено 9 мая. И для православных верующих это не является препятствием праздновать Победу со всеми соотечественниками без различия вероисповедания именно в этот день, впрочем, не забывая и подлинную славу Церкви Христовой. Тем более Русская Православная Церковь почтила эту дату особым торжеством: определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября/4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы — 9 мая/26 апреля особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех убиенных в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 годов.
Святой Великомученик Воин Георгий Победоносец — один из самых почитаемых в Православии святых,
Небесный Покровитель Москвы и Русского воинства. В нашей народной традиции Георгий именуется также Егорием и Юрием, возможно, по своему христианскому имени в честь библейского Урии Хеттянина — одного из тридцати семи воинов из личной гвардии Святого Царя-Пророка Давида (2 Цар. 23). Святой Великомученик Георгий в Церкви Христовой олицетворяет своим подвигом целую плеяду воинов-христиан, начиная с евангельских сотников Лонгина и Корнилия.
Согласно церковному преданию, Святой Георгий был сыном знатных и богатых родителей, тайных благочестивых христиан. Родиной подвижника была Малая Азия: по одним сведениям, Каппадокия, по иным — Бейрут, по третьим — Лидда Палестинская. Поступив на военную службу в римскую армию, Георгий очень скоро своим умом, храбростью, распорядительностью, телесной силой, воинской сноровкой достиг звания тысяченачальника и сделался любимцем императора Диоклетиана.
Император Диоклетиан был по-земному мудрым и рассудительным, но жестоким и решительным государем Великой империи. Видя целый комплекс проблем управления громадным сверхгосударством, он решил для совершенствования системы администрирования создать «запасной» центр империи в Малой Азии. В конце III века небольшой город Никомидию он объявил своей резиденцией и второй столицей Римской империи. Сам император не был ярым язычником, но твёрдо полагал, что для такого сверхгосударства необходима единая религиозная и культовая политика и идеология, где особое место занимает культ божественности императора, которому все находящиеся на государственной или воинской службе в знак верности должны приносить жертву в виде горсти фимиама-ладана на специальных алтарях. Это было формой своеобразной духовной присяги. Естественно, как и в пору прежних подобных императорских установлений, христиане отказывались совершать языческий обряд. В связи с этим император Диоклетиан в феврале 303 года обнародовал первый императорский эдикт против христиан. Тогда и начались знаменитые диоклетиановы гонения на Веру Христову и христиан.
Воевода Георгий, дослужившийся тогда уже до начальника преторианской гвардии — личной охраны императора, даровал волю своим рабам, раздал своё богатство неимущим и открыто исповедал себя христианином перед лицом царя, обличая его как гонителя истинной Веры. Это случилось в апреле 303 года по Р. Х. в Никомидии — малоазиатской провинции Рима. Своеобразным примером для Великомученика Георгия был святой мученик Севастиан, также занимавший пост комита императорской гвардии и замученный императором Диоклетианом ещё в 287 году. После долгих и тщетных увещеваний Георгия отречься от Иисуса Христа император Диоклетиан повелел предать подвижника на страшные мучения, дабы пытками добиться его отречения от Веры.
По календарным расчётам, это произошло как раз на Святую Христову Пасху, которая в 303 году по Рождестве Христовом приходилась на 18 апреля. Конечно, выбор Праздника Праздников для изуверных актов не был случайным, но христианский дух Христовой Победы укреплял сердце Архистратига Георгия, а его подвиги вдохновляли других христиан и обращали ко Господу многих язычников. На центральной площади Никомидии Великомученика укладывали обнажённой спиной на острые лезвия, а сверху ему на грудь бросали каменную глыбу. Страдальца секли воловьими жилами, принуждали ходить в сапогах с острыми гвоздями, обращёнными внутрь подошвы, колесовали. Когда всё его тело покрылось кровавыми ранами, Георгия бросили в негашёную известь. Но раны мученика исцелялись, что приводило в трепет его мучителей и свидетелей страданий воина Христова. Многие из них стали обращаться в христианство, открыто исповедовать свою Веру, и их тут же предавали на мучения и смерть. Так, 18 апреля свидетелями Христовыми, то есть святыми мучениками, стали никомидийцы Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин, Севериан, после истязаний им усекли главы мечом, а Георгия отвели в темницу.
В Светлый понедельник 19 апреля пытки над бывшим начальником императорской гвардии Георгием были продолжены. Несгибаемое мужество и стойкость полководца оказали потрясающее действие на его бывших подчинённых императорских гвардейцев. Христианами открыто исповедовали себя воины и копьеносцы императора Диоклетиана святые мученики Христофор, Феона и Антонин, которые после публичных истязаний также были обезглавлены, поскольку даже смертельные раны от пыток не могли их убить.
Экзекуции над Святым Георгием продолжались и на следующий день, в Светлую среду. А в Светлый четверг 21 апреля ближайшие, самые доверенные слуги императора Аполлос, Исакий, Кодрат бросили духовный вызов своему государю-язычнику и принародно засвидетельствовали себя христианами. После жестоких истязаний и они были казнены.
Наконец, в Пасхальную пятницу 23 апреля военачальник Георгий молитвенным обращением ко Господу Иисусу Христу разрушил капище с идолами на главной площади Никомидии. Он вновь был подвергнут истязаниям, но, видя это, открыто признали себя христианками супруга императора Диоклетиана царица Александра вместе со своей дочерью царевной Валерией. Царица, припав к ногам великомученика, при всем народе, пред разъярённым супругом объявила о своём исповедании. Обезумевший от гнева Диоклетиан приказал казнить её вместе со Святым Георгием. В мученических актах Святого Георгия Победоносца есть сведения о том, что святая царица Александра предала душу Господу по дороге на казнь. Однако, по другим свидетельствам, тогда она чудесным образом избежала смерти, чтобы вместе с дочерью царевной Валерией ещё послужить Господу исповедническими подвигами. Спустя некоторое время император Максимин, язычник, домогался руки рано овдовевшей Валерии, но, получив отказ, сослал мать и дочь в Сирию. Лишь в 313 году, после его смерти, они прибыли в Никомидию, надеясь на милость нового императора Восточной части Римской империи Ликиния — соправителя святого равноапостольного Константина. Но коварный кесарь Ликиний не пощадил их: царица Александра с дочерью были обезглавлены, а тела их брошены в море. Однако память святой царицы-мученицы Александры Святая Церковь отмечает именно 23 апреля, в день её первого открытого исповедания Христа, в день казни Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Возможно, подвиг Великомученика Георгия стал примером для святого воина и великомученика Прокопия, который был сыном римского сенатора Христофора (тайного христианина). Сам Прокопий первоначально исповедовал язычество и участвовал в гонениях на христиан, но, уверовав во Христа, принял мученическую кончину 8 июля 303 года — спустя чуть более двух месяцев после смертного подвига преторианца Георгия. Примерно через три года пострадал святой великомученик и воин Феодор Тирон, а 8 февраля 319 года от соправителя царя Константина — императора Ликиния пострадал святой великомученик и воин Феодор Стратилат. Всё это небесные покровители христолюбивого воинства Российского.
Таким образом, беспримерные христианские подвиги исповедничества и мученичества императорского комита Георгия Никомидийского образовали собой целое созвездие Никомидийских мучеников, память которых ежегодно совершается с 18 по 23 апреля, что по нашему гражданскому календарному стилю соответствует 1−6 мая. В 1945 году последние победные бои в Великой Отечественной войне пришлись на Страстную Седмицу, и духовно они совпали с празднованием памяти Никомидийских мучеников — сподвижников Георгия. Императорский Архистратиг Георгий был выдающимся военачальником, одержавшим немало побед над варварами. Существуют предания, что он сражался даже в далёкой Британии под началом Константа — отца святого равноапостольного императора Константина, именно поэтому красный Георгиевский Крест входит в символику Британского государственного флага. Но само же прозвание Победоносец происходит от буквального перевода названия города, где он совершил свои последние духовные подвиги, Никомидия или Никомедия, что буквально означает средоточие Ники-Победы. Христианское почитание Победы-Ники выражается в чествовании Воскресной Победы Иисуса Христа над смертью и адом. Именно поэтому в канонических надписаниях на осмиконечном Православном Кресте обязательно присутствуют слова «Иисус Христос — Ника», те же надписания мы находим и на просфорных печатях. Всё это должно нам, христианам, напоминать, что наша Православная Вера — религия победителей, а не пораженцев и непротивленцев.
Считаю особенно знаменательным то, что нынешние торжества 60-летия Великой Победы России над языческим фашизмом сугубо ознаменованы тем, что удивительным образом совпало празднование Святой Христовой Пасхи 303 года, когда Христа прославлял Победой духа Святой Георгий Никомидийский, и Пасхи нынешней, когда Светлое Воскресение приходится на 18 апреля/1 мая. Да поможет нам Господь возрождать достоинство нашей России в мире и благоденствии заступничеством Великомученика Георгия и его святых сподвижников!
12 апреля 2005 года,
память преподобного Иоанна Лествичника
http://www.desyatina.ru/sv-nomr/04−05/sobor.htm