Независимое военное обозрение | Владимир Иванов | 08.04.2005 |
13 апреля истекает 60-дневный срок, до истечения которого правительство должно проанализировать все ошибки печально известного закона # 122 о монетизации льгот и предложить свой план их исправления. А на этой неделе в Госдуме прошла генеральная репетиция предстоящих слушаний. Министры — идеологи проводимой реформы бодро доложили о том, что большая часть населения склоняется в пользу принятого закона.
На фоне происходившего «бунта» пенсионеров и военных, 80% из которых выступили против монетной реформы, как-то незамеченным осталось достаточно знаковое событие. В конце прошлого года председатель Конституционного суда Валерий Зорькин подписал определение # 429-О. Суть этого документа, если абстрагироваться от многочисленных юридических формул, сводится к тому, что с 2000 года офицерам, как действующим, так и офицерам запаса и в отставке, недоплачивали кругленькие суммы.
Дело в том, что в денежном содержании офицера стоимость продовольственного пайка определена в 20 рублей в сутки (итого 600 в месяц). И остается неизменной на протяжении ряда лет. Однако выясняется, что в Минобороны все же высчитывают рыночную стоимость продпайка, но эту цифру преднамеренно засекречивают.
Об этом свидетельствует письменное указание, направленное в марте 2003 года Любовью Куделиной, начальником Главного финансового управления Минобороны, в адрес начальника тыла ВС РФ. В нем, в частности, говорится о том, что «стоимость общевойскового пайка и других норм питания обсчитывается Центральным продовольственным управлением на основании данных Госкомстата России исключительно для планирования при подготовке бюджетной заявки и контроля при ее исполнении, до войск не доводится и в печати не публикуется». Правда, информацию о динамике роста стоимости продпайка, несмотря на всю «секретность», генерал-лейтенант Анатолий Петриченко, отвечая на запрос судьи Ленинградского районного суда, все-таки разгласил (см. таблицу).
Таким образом, получается, что ассигнования на пайковые включаются в бюджетную заявку военного ведомства по реальной стоимости продуктов и отпускаются государством, а до офицеров их законная доля дополнительных питательных денег не доходит. Любой школьник, освоивший азы сложения и вычитания, мог бы задать логичный вопрос: «А куда девается разница?»
Этим же вопросом задались двое отставников из Калининграда — Рудольф Трепаков и Валентин Тюльпин. Вот уже четыре года через суды различных инстанций они пытаются прояснить этот вопрос — ведь денежное выражение пайковых прямым образом влияет и на величину военных пенсий. Наконец офицеры-истцы дошли да Конституционного суда. Там они нашли поддержку.
Основание для сохранения 20 рублей в качестве нормы для перерасчета пенсий Конституционный суд определил как «подлежащее пересмотру».
В определении главного конституционного судьи Зорькина, которое является окончательным и обжалованию не подлежит, говорится, что законы о бюджете «не предполагают отказа государства от взятых на себя обязательств по продовольственному обеспечению военнослужащих» и поэтому «не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам на основании действующего пенсионного законодательства в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка».
На сегодняшний день, по оценкам экспертов, средняя стоимость пайковых превышает 60 рублей. Таким образом, даже если исходить только из средних цифр, за четыре года каждый военный пенсионер ежедневно недополучал чуть больше 26 руб. 50 коп. А за весь этот период набегает уже ощутимая сумма — почти 39 тысяч рублей. Таков долг государства перед каждым бывшим и действующим человеком в погонах.
По различным данным, количество военных пенсионеров всех силовых ведомств составляет около семи миллионов. Поэтому с признанием неправомочности отдельных статей законов о федеральном бюджете, касающихся пайковых, пресловутая 20-рублевая норма может вылиться для Минобороны в очень круглую сумму — 270 миллиардов рублей.
Теперь, когда действия Минобороны признаны неправомочными, хотя процессуально — только в отношении двух конкретных пенсионеров, у всех остальных офицеров запаса и в отставке тоже появляется шанс возвращения долгов. Как поведет себя оборонное ведомство в этой ситуации, сказать пока трудно. Может случиться так, что оно будет и дальше тянуть с определением порядка установления реальной стоимости продовольственного пайка. Тот же самый Конституционный суд уже указывал в своих документах, что «порядок установления стоимости пайка отсутствует». Но скорее всего Минобороны раскошелиться все-таки придется. Ведь прецедент заложен решением Конституционного суда — высшего суда Российской Федерации.
Таблица 1
Динамика роста стоимости общевойскового продовольственного пайка на 2000−1.03.2004 годы, исчисленная ЦПУ МО по среднестатистическим потребительским ценам Госкомстата РФ (руб./сутки)
Годы/месяцы | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
2000 | 32,71 | 32,72 | 32,74 | 32,84 | 33,36 | 34,48 | 34,98 | 35,52 | 35,52 | 35,78 | 35,99 | 37,13 |
2001 | 38,74 | 39,42 | 39,92 | 40,66 | 42,92 | 43,93 | 43,43 | 42,59 | 41,85 | 41,82 | 42,64 | 43,74 |
2002 | 45,33 | 45,82 | 46,03 | 46,74 | 48,38 | 48,56 | 48,78 | 47,81 | 46,76 | 46,92 | 47,98 | 49,42 |
2003 | 50,93 | 51,77 | 51,91 | 52,81 | 53,33 | 53,94 | 53,90 | 51,55 | 51,51 | 50,60 | 51,23 | 51,91 |
2004 | 53,91 | 55,18 | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |