Русская линия
Красная звезда Владимир Гундаров06.04.2005 

Расправим крылья над океаном?

25 марта по инициативе общественного объединения «Общественность в защиту флота» в Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова прошла научно-практическая конференция на тему: «История, перспективы развития и боевого применения авианосных кораблей (авианосцев) ВМФ России».
Повод для ее проведения — предложения о строительстве авианосного соединения, переданные на рассмотрение главе государства. Полная стоимость этого проекта пока не разглашается. Но можно не сомневаться, что на его реализацию потребуется не меньше финансовых средств, чем на ФЦП «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 — 2007 годы. А материальных ресурсов — неизмеримо больше, потому что для строительства авианосцев и самолетов палубной авиации различного назначения — истребителей, штурмовиков, противолодочных и радиолокационного дозора — потребуется создать специальные производственные корпорации, систему базирования кораблей, подготовки летных кадров и многое другое. Известно, что министр финансов РФ Алексей Кудрин весьма скептически отозвался о возможности реализовать этот проект в ближайшем будущем. А в отдаленной перспективе роль палубной авиации в борьбе за воздушное пространство над морем может оказаться второстепенной с развитием оружия, основанного на новых физических принципах.
Между тем в ранее принятых основополагающих документах, определяющих государственную политику Российской Федерации в области военно-морской деятельности, высший приоритет отдан строительству ракетных подводных лодок стратегического назначения, многоцелевых подводных лодок и многоцелевых надводных кораблей, в том числе авианосцев с эффективными авиационными комплексами различного назначения.
Те, кто еще не расстался с идеей сохранить океанский ракетно-ядерный флот страны, к их числу, несомненно, относится и главком ВМФ Владимир Куроедов, на основе этих документов разработали проект Концепции строительства ВМФ РФ до 2020 года и предложения о стоительстве авианосного соединения. У этого проекта оказалось много как сторонников, так и противников. Но в актовом зале Военно-морской академии собрались, конечно, только сторонники.
С докладами и сообщениями выступили преподаватели академии, сотрудники центральных научно-исследовательских институтов, главные конструкторы адмиралы Валентин Паникаровский, Игорь Касатонов, генерал-полковник Владимир Дейнека, вице-адмирал Рудольф Голосов, а также другие военные ученые и специалисты.
Их доводы в пользу создания авианосного соединения звучали весьма убедительно.
Анализ военно-географических условий, отметил в своем докладе заместитель начальника кафедры тактики (ВВС и ПВО ВМФ) Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова кандидат военных наук полковник Геннадий Рыжов, показывает, что Северный Ледовитый и Тихий океаны в настоящее время являются открытыми флангами для нанесения внезапных ударов по Российской Федерации. Массовое оснащение военно-морских сил иностранных государств крылатыми ракетами большой дальности позволяет создавать угрозу поражения территории России одновременно из трех сред — воздушной, надводной и подводной.
Нашими передовыми оперативно-стратегическими эшелонами на этих направлениях будут Северный и Тихоокеанский флоты. Как известно, любые операции и боевые действия флотов в настоящее время немыслимы без завоевания господства в воздухе в назначенных районах. Исследование войны на Тихом океане и опыта войн за последние 15 лет показывает, что основу сил завоевания господства в воздухе над морем составляет палубная авиация.
Однако Северный и Тихоокеанский флоты сейчас ограниченно способны решать свойственные им задачи в масштабном, непрерывном и зональном исполнении. Причина — в недостаточности сил корабельной авиации для завоевания господства в воздухе. В лучшем случае оба флота смогут выполнять задачи в отдельных районах прибрежной зоны.
Надо ли сегодня задумываться о том, что произойдет в случае начала реальных боевых действий? Но в том-то и дело, что борьба за господство в воздухе над морем активно проявляется уже в мирное время путем формирования группировок сил палубной авиации на избранных направлениях. Не случайно у ВМС США в боевом составе 13 авианосцев, на каждом из которых базируется до 90 летательных аппаратов. Понимая важность мирной фазы борьбы, Аргентина, Великобритания, Франция и Таиланд имеют на вооружении авианосцы. О намерении создать палубную авиацию заявили Индия и Китай.
А что же Россия?
Идея создания и боевого применения корабельной авиации и авианесущих кораблей родилась в России почти сто лет назад. Во время Первой мировой войны на Балтийском и Черноморском флотах мы уже имели транспортные суда, переоборудованные в корабли-матки для гидросамолетов. Подобные корабли в британском флоте появились только в 1918 году, а в составе ВМС США и Японии — в 1922 году.
Но потом нам явно не повезло с программой строительства авианосного соединения. Первоначально планировали построить два авианосца еще в 1942 году. Но в начале 1940 года они оказались вычеркнуты из кораблестроительной программы. В 1943 году ЦКБ-17 (ныне — Невское ПКБ) начало проектировать авианосец, по тактико-техническим элементам близкий к серийному американскому авианосцу типа «Эссекс». Однако сменился главком, и в 1955 году проектирование авианосца вновь отложили. В 1960 году главное кораблестроительное управление ВМФ пришло к выводу, что корабельная истребительная авиация не является перспективным средством ПВО соединений надводных кораблей, поэтому «затраты больших материальных средств на создание носителей истребительной авиации не могут быть оправданными».
В чем-то специалисты управления оказались правы, хотя тогда они выполняли чисто политический заказ.
Политическая ситуация изменилась с приходом к власти Брежнева, Косыгина и Подгорного. Л.И. Брежнев хорошо ориентировался в военно-промышленной политике, поскольку в свое время работал секретарем ЦК по «оборонке». А.Н. Косыгин обладал феноменальной памятью. Он знал чуть ли не все заводы, которые были в СССР. Его богатый опыт работы в должностях заместителя председателя Совета по эвакуации в 1941 — 1942 годах, министра финансов СССР в 1948 году, первого заместителя предсмедателя Госэкономкомиссии в 1959 — 1960 годах позволил ему стать, пожалуй, самым эрудированным и компетентным председателем Совета министров СССР за всю историю Советского Союза.
В 1967 году Леонид Ильич Брежнев назначил министром обороны СССР Андрея Антоновича Гречко. И вновь заговорили о создании авианосцев с самолетами катапультного взлета, не уступающими по летно-техническим характеристикам зарубежным аналогам.
Сменивший Гречко Дмитрий Федорович Устинов считал, что в создании авианосцев мы безнадежно отстали от США, а паровой катапульты — главного взлетного устройства — отечественная промышленность просто никогда не создаст. Поэтому надо создавать авианесущие крейсера вместо авианосцев. Так в Военно-морском флоте в конце концов появились тяжелые авианесущие крейсера «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Адмирал Горшков» и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Затраты на создание пяти авианесущих крейсеров, включая НИОКР и развитие производственной базы, уложились в 10-процентные рамки общей структуры финансирования военного судостроения. Для сравнения: 55 процентов бюджетных ассигнований в этот период было направлено на создание атомных подводных лодок.
На Черноморском судостроительном заводе в Николаеве остались недостроенными «Варяг» и тяжелый атомный авианесущий крейсер с трамплином и катапультой «Ульяновск».
Авианосцы живут по 50 лет. Наши авианесущие корабли не прожили и половины отведенного конструкторами срока. Два крейсера продали в Китай, один — в Южную Корею, еще один — «Адмирал Горшков» — в прошлом году продали в Индию. Сейчас у нас остался последний «осколок» океанского советского флота — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
23 ноября 1999 года Совет Безопасности РФ одобрил проект Военно-морской стратегии, предусматривающий продолжить разработку авианосца как ядра экспедиционных формирований морских мобильных сил быстрого развертывния для участия в миротворческих операциях. Однако ни задания на разработку, ни финансирования по этой теме до сих пор нет.
Сегодня в России авианесущие крейсера водоизмещением до 55 тысяч тонн могут строить Балтийский завод в Санкт-Петербурге и производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске после их реконструкции. После 2010 года, как неоднократно заявлял главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов, начнется проектирование первых российских авианесущих крейсеров. Ну, а начало их строительства, как это не раз доказывала наша история, всецело зависит от политической воли руководства страны.

http://www.redstar.ru/2005/04/0604/201.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика