Красная звезда | Юрий Авдеев | 31.03.2005 |
Взаимоотношения Венесуэлы и России в области военно-технического сотрудничества получили новое развитие. На Западе такое положение дел не всех устраивает. Каракос планирует закупить 44 вертолета для охраны границы и борьбы с наркомафией. Однако начальник южного командования США генерал Бантц Крэддок выразил опасение, заявив о том, что «властям США неизвестно их подлинное использование». Столь нервная реакция объясняется не только и не столько «вертолетной тематикой».
Венесуэла хочет приобрести не только первоклассную и, что немаловажно, недорогую российскую авиатехнику. На повестке дня — поставка российских автоматов Калашникова, которые и вовсе не нуждаются в рекламе. Это вызвало не меньшую бурю в стакане. Вновь США посчитали, что контракт якобы нарушит баланс безопасности на Южно-Американском континенте. Соответствует ли это действительности? Отнюдь. В отношении Венесуэлы никаких санкций ООН не объявляла, и автоматы Калашникова не подпадают под какие-либо ограничения. Но почему же в очередной раз прозвучала «озабоченность»?
Дело в том, что Россия предложила на продажу автоматы АК-101 и АК-102 так называемой сотой серии. Если говорить точнее, эти «калаши» разработаны под натовский патрон 5,56×45. Наши оружейники предложили оригинальное решение: автоматы наши — патроны ваши. Оказывается, взяв на вооружение АК новой серии, нет необходимости менять всю стрелковую базу, что само по себе занятие хлопотное и дорогое. Другими словами, Россия делает прорыв на рынке стрелкового оружия, соединив в автомате российскую надежность с западным калибром.
Сто тысяч автоматов, закупаемых Венесуэлой, — пример для многих других стран, где ценят российское оружие. Этим-то и обеспокоены производители оружия из США. Конкурентов там не любят, и для их устранения все способы хороши, вплоть до дезинформации мировой общественности. Так рождаются самые невероятные обвинения в адрес России.
Если в нашем глазу американцы узрели соринку, то в собственном, как водится, есть место и для бревна. Речь вот о чем.
Наша газета уже писала о деятельности фирмы Elbit, которая совместно с Тбилисским авиазаводом занялась незаконной модернизацией российского штурмовика Су-25. В послужном списке израильских пиратов таких примеров незаконных работ более чем достаточно. Очередной шаг по нарушению авторских прав фирма сделала в Восточной Европе.
Болгария объявила тендер на капитальный ремонт и модернизацию в соответствии со стандартами НАТО парка вертолетов «Ми», состоящих на вооружении национальных ВВС. Условия конкурса были следующими. В качестве генерального подрядчика по исполнению работ могла быть выбрана только западная компания, что объясняется членством Болгарии в НАТО. Претенденты должны иметь соглашение с российской стороной, подтверждающее легальность проводимой модернизации. Такие условия гарантировали России участие в планируемых работах на уровне субподрядчика.
Министерство обороны Болгарии в конце прошлого года объявило победителя тендера. Вот тут и всплывет интересная деталь. Победил тандем, состоящий из израильской фирмы Elbit и американского концерна Lockheed Martin. С каких пор американские конструкторы занимаются продвижением товара с брэндом «Миль» — загадка из загадок. Но в американском правительстве не сочли нужным прокомментировать факт нарушения фирмой чужих авторских прав.
Министерство обороны Болгарии не удосужилось проверить документы, предоставленные конкурсантами. Флибустьеров «поймали за руку», что и стало достоянием гласности. Вот тогда-то и ударили в набат израильские и американские политики, заявив миру об опасностях… продажи российского оружия. Вот, оказывается, где собака зарыта!
Именно с этим фактом неэтичного поведения на рынке вооружения специалисты связывают «отшумевшие» недавно озабоченности Израиля и США по поводу закупки Сирией российских ПЗРК «Игла».
Заявления о нарушении баланса сил на Ближнем Востоке и угрозах Израилю не имели под собой никаких оснований. Они лопаются как мыльный пузырь, если вспомнить, что Сирия уже не одно десятилетие имеет ПЗРК «Стрела» различных модификаций. Однако эти комплексы ни разу не попадали в руки террористов и не применялись против гражданских самолетов. Как показывает опыт последних лет, террористы находят более простые и эффективные способы для совершения своих злодеяний. И, следуя логике администрации Белого дома, скорее всего стоит запретить производство и эксплуатацию американских самолетов, которые «Аль Каида» применила 11 сентября в качестве крылатых ракет.
А вот мнение эксперта, к которому нельзя не прислушаться. По словам главного конструктора по разработке ПЗРК «Конструкторского бюро машиностроения» (КБМ) Руслана Фотина, все поставки российских зенитных комплексов за рубеж осуществлялись и осуществляются под строгим контролем. Он ведется как на производстве, так и в армиях стран, на вооружение которых поступают системы ПВО. Утечки такого вида оружия нет. КБМ проводит у покупателей техническое освидетельствование ПЗРК и ведет персональный учет всех данных. К тому же любое изделие можно идентифицировать. Даже по оставшимся осколкам не составляет труда определить, где изготовлен, когда и в какую страну поставлен тот или иной ПЗРК.
Вывод, в общем-то, простой: да, Запад свои экономические интересы ставит превыше всего, только вот пути для достижения этой цели выбирает не всегда прямые. При этом попирается главный принцип, начертанный на знамени западной демократии, — честная конкуренция. Ради получения нечистых прибылей задействуются политические и административные ресурсы самого высокого уровня.
Для России проблема интеллектуальной собственности по-прежнему стоит остро. Министр обороны Сергей Иванов подобную модернизацию советских вооружений назвал по сути незаконной и контрафактной продукцией. Глава военного ведомства подчеркнул, что все лицензии, выданные бывшим СССР, — это сегодня лицензии России как правопреемницы Советского Союза. К тому же они выдавались сроком на пять лет без права их реэкспорта.
В некоторых странах Центральной и Восточной Европы еще не понимают, что незаконная модернизация советской военной техники может иметь самые негативные последствия, ведь о безопасности ее эксплуатации без гарантий разработчиков речь уже не идет.