Победа.Ru | Протоиерей Дмитрий Смирнов | 26.03.2005 |
Не все до сих пор понимают, что идеология марксизма-ленинизма, которая была официальной религией нашего государства, как и всякая религия, претендует на полноту истины в последней инстанции и, естественно, рядом с собой ничего другого не терпит. Тем более мы знаем, что по составу первого ЦК ВКП (б) крещеного люда там было менее 10%. Так же естественно, что проводники и идеологи этой новой религии нетерпимо относились к Православию. Были организованы массовые репрессии, в ходе которых были уничтожены целые классы русского народа: офицерство, ученые и так далее. Коснусь духовенства. Если по переписи населения 1913 г. в нашей Российской империи было 67.108 храмов, то к 1941 г. всего осталось 350 действующих церквей на весь СССР. Из 64 архиереев на свободе и живыми осталось только 4. Из 66.140 священников действующих осталось только 500. Причем это данные 1941 г. Священников начали убивать примерно с 1917 г. Организация этих убийств была не такой четкой, как тогда, когда возникли специальные репрессивные органы: ГПУ и НКВД. А когда эта машина стала налаживаться — обнаружилось, что на место расстрелянных, сосланных, посаженных в лагеря священников вставали новые. И только за 1937−41 гг. было репрессировано 175.700 священников, из них расстреляно 110.700 человек.
Теперь задам вопрос: а сколько сейчас священников в Русской Церкви? Если взять весь земной шар (потому что у Русской Православной Церкви есть приходы заграницей), то 26.000 священников. Поэтому когда мы говорим «Церковь», мы должны понимать, что мы не достигли той цифры, которая необходима населению нашей страны.
Почему это произошло? Если мы возьмем марксизм-ленинизм как учение, которое, как нам говорили, всесильно, потому что оно верно — увидим, что это чисто религиозное утверждение. Некоторые скажут: как может быть религия без Бога? Может. Возьмем одну из основных конфессий, признанных нашей Конституцией — буддизм. Если мы спросим у буддиста, есть ли Бог, он скажет: нет. Очень многие религиозные системы вполне обходятся без Бога, но основаны на религиозных принципах, которые утверждаются без всяких оснований и доказательств. Недаром тем людям, которые исповедуют марксизм-ленинизм, требовалась вера в светлое будущее всего человечества. И ради этой веры коммунистам и требовались такие жертвы. Почему такие жестокие репрессии, особенно с 1937 по 41 год? Отдельно священников убивали и раньше, но это, хотя и носило массовый характер — с 1937 г. стало проходить организованно. С чем это было связано? С переписью населения, которую очень почитаемый И.В.Сталин решил провести. В переписи была графа «Ваше вероисповедание». И выяснилось (это в 1937 году) что половина населения нашей страны исповедуют себя как православные христиане. Что конечно, у представителей марксистско-ленинской религии вызвало дикий гнев. Все руководители переписи были немедленно расстреляны, а документы ее до сих пор не могут найти.
С помощью Союза воинствующих безбожников, который возглавлял Вольф Михелевич Лубовский (он выступал под псевдонимом Емельян Ярославский) была организована пятилетка безбожия, которая должна была закончиться в 40-х гг. После этой пятилетки у нас, как в Албании, не должно было остаться ни одного храма, ни одной мечети, ни одной синагоги. Вот такая была раскручена машина.
И вот началась война. К войне осталось на территории СССР всего 500 действующих храмов. Это притом, что многие наши офицеры и генералы, например, Василевский закончил Духовную семинарию, а Микоян — Духовную Академию. Сам Сталин учился в семинарии, но недоучился. Т. е. не только были все крещены, но это был народ, относившийся к Церкви как к тому, что составляет сущность народной жизни. Проведенные репрессии, конечно, напугали, но не изменили отношения к вере. Люди, которые до сих пор исповедуют марксизм-ленинизм, несмотря на все демократические преобразования. Так и здесь несмотря на все репрессии, народ продолжал исповедовать свою веру.
Вы знаете, как быстро докатились фашистские полчища до Москвы. Огромные территории были оккупированы. И что мы видим? Менее, чем за три года, на оккупированной территории было открыто 10 тысяч церквей. Сталин, неглупый человек, знал, что происходит на оккупированной территории. И наша страна подкатилась к периоду коренного перелома. И он вынужден был начать соревноваться с Гитлером, кто больше откроет церквей. Поэтому уже в 1943 г. был ликвидирован Союз воинствующих безбожников. Сталин в Кремле собрал четырех оставшихся на своих кафедрах архиереев и сказал: «Что нужно?» Митрополит Сергий исполнял должность Местоблюстителя Патриаршего престола (Патриарха Тихона органы ГПУ отравили в больнице). За период с 1925 по 1941 гг. была уничтожена самая крупная Православная Церковь в мире — учебные заведения, духовенство, монастыри. Митрополит Сергий отвечал: «Надо восстановить Патриаршество и начать церковное строительство». Сталин оценил это. Он две недели думал, а Митрополит уже распространил свои воззвания о начале войны. Отношение к Церкви изменилось в этот период. В минуту крайней опасности человек вынужден искать союзников даже среди заклятых врагов.
Стали открываться храмы. Вышел Указ о соборном избрании Патриарха. Находящихся в лагерях на самолетах везли на Собор, где избрали Сергия. Казалось бы, нет других забот во время войны, как архиереев возить? Да, это оказалось архиважно.
Но И.В.Сталин в соревновании с Гитлером проиграл. Ему не удалось открыть более 6 тысяч храмов. А где же взяли духовенство? В лагерях. Расстреляли всего 110.700 человек, а репрессировали 175.700. Осталось около 60 тысяч священников. Их-то досрочно и освободили, плюс те, кто был в расколе (раскол также ликвидировали с помощью НКВД). Это было до хрущевского гонения. Хрущев, замечательный либерал, которого все прославляют, закрыл 10 тысяч церквей. Все монастыри были закрыты. Некоторые священники были посажены. Вот такая была трагичная история.
Как же реагировал на это народ? Как только политика Государства по отношению к Церкви изменилась — расчет Сталина полностью оправдался. Наступил коренной перелом. Офицерам вернули погоны. Вспомнили славное прошлое, Димитрия Донского, Суворова, Нахимова, Кутузова. Правда, до этого могилу Багратиона взорвали. Все, что носило на себе печать русского духа — поуничтожали. Истории будто бы не было — ни Куликова поля, ни Бородинского сражения, ничего. Началась история русской армии 23 февраля 1917 г.
И как реагировала Церковь? Церковь, перед лицом фашистской угрозы, как и множество репрессированных офицеров и генералов, простила репрессии советской власти.
Поэтому, когда говорят о руководящей роли партии в победе в Великой Отечественной войне — мы понимаем, что это сила, которая управляла всем государством — но когда история наша подошла к точке великого коренного перелома в войне — понадобилась некая составляющая, в результате которой враг был разбит. Капля, которая была положена на чашу весов. И вот этой каплей оказалась Русская Православная Церковь, духовность нашего народа. Поэтому руководящая роль Государства и партии в этом смысле состоит в том, что они прекратили репрессии против народной веры. Хватило ума, хватило памяти, хватило смирения. Это непросто — в течение нескольких десятилетий уничтожать — а потом вызвать и сказать: «Помогите». Это была духовная составляющая Победы. Офицеры и солдаты перестали стесняться своей веры. Ведь большинство участвовавших в этой войне были рождены до 1917 г. А их деды, отцы, матери, старшие братья — все были воцерковлены. Все начальное образование было до революции под Церковью. Это не могло не отражаться на сознании людей. Поэтому этот шаг был правильным. Мы не знаем, что бы было в результате всей этой войны, если бы не это решение Сталина. Идя в бой, человек умирал не только за Родину, не только за Сталина. Он умирал за Русскую Православную Церковь. Почему мы можем это сказать?
Согласно социологическим исследованиям этого года, 84% населения нашей страны считают себя православными. Наверное, если бы в 1937 г. не было репрессий, не 50% назвали бы себя верующими, а намного больше. Дорогой ценой досталась нам эта победа. Поэтому если бы у представителей новой власти, которая, кстати, пришла к руководству страной нелегитимным путем, отношение к Церкви было бы иное — то и отношение населения к оккупации было бы иное, и жертв было бы меньше. Поэтому во взгляде на историю мы должны учитывать и эту составляющую.
Человек состоит все-таки больше из души, чем из тела. Когда говорим: хороший человек — мы не имеем в виду ширину его плеч или размер талии. Главное-его душа, его вера. В этом докладе я хотел коснуться именно этого. Спасибо за внимание.