Красная звезда | Олег Горупай | 26.02.2005 |
По распространенной им информации, в ходе переговоров российская сторона якобы пошла на уступки требованиям официального Тбилиси и согласилась не настаивать на включении в рамочный договор пункта о невозможности размещения на территории Грузии военных баз третьих государств, соответственно после вывода российских воинских формирований. Воодушевленные заявлением Габашвили «об уступчивости России» представители так называемой парламентской оппозиции стали прощупывать почву для внедрения в сознание грузинского общества идеи необходимости размещения на территории страны военных баз НАТО. Так, по заявлению лидера фракции «Правая оппозиция: Промышленники — Новые» Давида Гамкрелидзе (один из авторов постановления парламента «Об интеграции Грузии в НАТО»), его сотоварищи не только поддерживают вступление Грузии в НАТО, но и ратуют за размещение на территории страны военных баз блока.
Одновременно представитель правящей партии «Единое национальное движение» Гига Бокерия заявил о том, что если переговоры по срокам вывода российских военных баз не принесут желаемого результата, парламент Грузии будет вынужден поставить вопрос об объявлении этих баз вне закона и их выводе с территории страны в одностороннем порядке. По его же заявлению, российские базы находятся в Грузии вопреки воле правительства и народа Грузии и несут угрозу безопасности простых граждан. Как нельзя кстати местные спецслужбы находят вблизи военного аэродрома в Вазиани (до 2001 года находившегося в распоряжении ГРВЗ) 7 авиабомб. По своим ТТХ они предназначены для распространения листовок и прокламаций, но местные «специалисты» на полном серьезе рассуждают о возможности их боевого применения, мотивируя это тем, что «русские не могли забыть их просто так».
В свою очередь председатель парламентского комитета по обороне Гиви Таргамадзе заявляет о необходимости создания для российских военных неприемлемых для пребывания на территории страны условий. По его разумению, с этой целью необходимо отключить военные базы от всех систем коммуникаций, лишив их тем самым энерго-, тепло- и водоснабжения. Помимо этого, по его предложению необходимо прекратить выдачу въездных виз российским военнослужащим и максимально затруднить их ротацию. Цель этой полномасштабной блокады — заставить Россию начать вывод баз с 1 января 2006 года. С «барской подачи» Таргамадзе заявляет, что грузинская сторона готова взять на себя расходы, связанные с выводом техники россиян, для этих целей у Грузии, мол, есть целых 6,5 млн долл. США, выделенных американским правительством. Не менее «интересно» и мнение советника президента Грузии Рамаза Сакварелидзе. По его утверждению, если России дать «много американских денег», вопрос вывода баз может решиться весьма оперативно. Однако здесь на защите финансовых интересов США стоит опять же г-н Таргамадзе. Более 6,5 млн. он дать не может, так как указанной суммы, по его мнению, вполне достаточно. Если предложения грузинской стороны не будут приняты Россией, то, по мнению председателя парламентского комитета по обороне и безопасности, Тбилиси должен приступить к одностороннему блокированию российских военных баз и вытеснению их с территории Грузии.
Складывается впечатление, что какие бы конкретные предложения ни озвучивала российская сторона по вопросу выполнения совместного стамбульского российско-грузинского заявления, они изначально не вписываются в рамки политического курса, проводимого официальным Тбилиси. По заявлению спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе, Грузия не может согласиться с 6 — 8 летним сроком вывода российских военных баз. Неприемлемы для Тбилиси и предложения Москвы о создании совместных антитеррористических центров.
Настойчивость грузинских политиков в этом вопросе напоминает скорее ультимативную, чем переговорную, форму. Еще за день до прибытия своего российского коллеги министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили заявила, что «если Россия не примет наши конкретные предложения, то работа по подготовке к подписанию рамочного договора между двумя странами станет под вопрос». Под конкретными предложениями, видимо, подразумевался немедленный вывод российских военных баз. Тбилиси, вероятно, не устраивает принципиальная готовность России выполнить взятые на себя обязательства, но в приемлемые для этого сроки. Грузия торопится, и торопливость эта может быть легко объяснима, учитывая значительный интерес ее заокеанского стратегического партнера к инфраструктуре бывших советских, а ныне российских военных объектов. Вероятно, этим объясняется и упорное нежелание грузинских властей зафиксировать в рамочном договоре положение о неразмещении на территории Грузии военных баз третьих государств. Не использовать такую возможность при ведении операций в Ираке, а в перспективе и в Иране, было бы непростительным для американцев. По некоторым сведениям, они и не собираются упускать подобный шанс. Территория 11-й механизированной бригады ВС Грузии, дислоцирующейся в Вазиани, практически никогда не пустовала, а теперь и учебный центр минобороны в Крцаниси готов принять не одну сотню иностранных военных специалистов. По заявлению председателя парламентской комиссии по обороне и безопасности, Грузия может взять на себя обязательство о неразмещении на своей территории военных баз других государств только после окончательного вывода Россией своих воинских формирований, а нахождение значительного числа военных специалистов НАТО вряд ли можно считать иностранным военным присутствием, так как это «временная мера» и останется таковой, даже если это нахождение протянется продолжительное время. Устное же обещание президента Саакашвили не размещать на территории Грузии военные базы третьих государств, по его мнению, не относится к временно пребывающим на территории страны подразделениям иностранных армий. Но, как известно, в современном мире нет ничего более постоянного, чем что-либо временное.