Русская линия
Русское Воскресение Геннадий Мокеев19.02.2005 

Прикремлёвский мемориал Святой Руси
Все наше: и слезы, и любовь, и радость…

«Вседействующая благодать Божия кроплением воды сея освящает древний благочестивый град сей, богоненавистным в нем пребыванием врага нечестиваго, врага Бога и человеков оскверненный. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!»

Митроп. Августин,
«Слово» на освящении Москвы с Лобного места,
после изгнания «галлов и дванадесят язык Европы»,
в 1812 году.


На Святой Руси не возводили египетских обелисков, эллинских стел и мавзолеев, римских триумфальных арок и статуй полководцам. Все радостные события или страшные бедствия отмечались постановкой памятных храмов и часовен, а в них — ежегодными поминальными молебствиями. Увеличивалось количество таких памятников — множились поминания в разные дни года, в разных поселениях, посадах, городах. Так фиксировалась героическая и трагическая история русского народа, велась «деревянная» или «каменная» летопись жизни его поколений. Историю Отечества хорошо знали русские люди.

Помимо «просветительского» свойства таких культовых объектов следует отметить также их эстетическое качество. Иезуит Поссевино записал о Москве ХVI века: «Все было окружено зданиями церквей, которые, по-видимому, воздвигнуты скорее для украшения города, чем для совершения богослужений, так как в большей части почти целый год заперты».

Иезуит не догадывался, что перед ним стояли храмы-памятники, а уж тем более не знал, для поминовения каких событий такие памятники ставились. Но он воочию видел другое: храмы украшали Москву и ставились еще, как можно сегодня добавить, для градо-строительно-символической надобности, для придания столице православно-христианского облика.

К сожалению, историки архитектуры не слишком уделяли внимания изучению мемориальной функции русских культовых построек (от лат. memorial ' s — памятный). Говоря точнее, они просто не успели этого сделать до революций 17 года. А советским историкам, в ситуации целенаправленных разрушений богоборческой властью сотен храмов, часовен, монастырей, вообще не было позволено под угрозой репрессий этим заниматься. В результате сегодня, в XXI веке трудно восстанавливать уже неведомые по содержанию, либо вырванные совсем «страницы каменной летописи» Москвы.

Особенно это относится к зоне площадей вокруг Кремля, где к концу ХVII века стояло более 30 памятников, составлявших уникальный околокремлевский мемориал (до наших дней остался нетронутым всего один — храм св. Василия Блаженного). Попробуем собрать о них хотя бы краткие сведения мемориального свойства, отмечая по возможности и художественные качества.


Полое место. В 1493 году страшный пожар истребил застройку Москвы, только что отстроенного заново Кремля, а в Кремле — каменные храмы и новый «великого князя двор». В 1495 году, очевидно от великой досады на этот пожар, начавшийся за Москвой-рекой от простой «грошовой свечки» в церкви св. Николы (на Берсеневе), Иван III указал отодвинуть (убрать) деревянную застройку посадов во все стороны от Кремля на 110 сажен.

На «полом месте» в Замоскворечье был разбит Государев сад и цветники с сотней фонтанов. В Занеглименье расчистили долину Неглинки, устроили каскад прудов и Аптекарский сад. На восточной напольной стороне от Кремля были отодвинуты Верхние, Средние, Нижние ряды огромного торговища. Пустая территория получила здесь название «Пожар» (очевидно как противопожарный разрыв). Но лавки, ряды, амбары постоянно «напирали» на эту территорию. Поэтому в конце ХVI века царь Борис Годунов возвел пограничный каменный ряд, остановив напор лавок и рядов на противопожарный разрыв. А на самом этом огромном пустыре функционировал гигантский толкучий рынок для мелочной торговли с рук (о нем далее — особо).

При расчистке застройки, очевидно по просьбе митрополита, на «полом месте» были оставлены некоторые древнейшие храмы (Софии в Замоскворечье, Симеона Столпника и др. в Занеглименье). Поэтому позднее в окружении Кремля разрешена была постановка храмов-памятников. Рассмотреть их «прикремлевское ожерелье» целесообразно по часовой стрелке с запада на восток.

1. Храм св. Николы Старыя Прощи на Берегу на Ленивом торжке. Древнейший памятник прикремлевского мемориала. Торжок эдесь (соседняя ц. Иоанна Предтечи тоже была на Ленивом Торжке) появился чуть ли не в середине IX века (на месте храма Христа Спасителя найдены арабские дирхемы IX века). Тогда часть словен-вятичей отступила с Оки на север по Москве-реке от нашествия хазар (южные вятичи платили им дань) и выстроили возле устья Неглинки городки: Турыгин (?, Чертольское городище), Остров (холм под домом Пашкова) и Бор-город — «град власти» московлян с двумя линиями укреплений (на Боровицком холме). Торжок и образовался посреди трех городков возле брода через Москву-реку.

Появление именно здесь Никольского храма, вероятно, было связано с массовым крещением в Москве-реке московлян священниками князя Юрия Долгорукого в день Николы Вешнего 9 мая 1147 года. Точное местоположение деревянного, позднее каменного храма неизвестно. В 1705 году поблизости была построена ц. Похвалы Богородицы на Башмакове дворе и в ее нижний этаж перенесли ц. св. Николы. Памятник крещения язычников-московлян был снесен Советской властью в 1931 году вместе с храмом Христа Спасителя. Где-то возле Ленивки должно быть его древнейшее христианское кладбище середины XII века.

2. Храм св. Николы Стрелецкого с прид. Богоявления Господня (гл. престол) и Евстафия Плакиды (Покрова Б-цы). Появился на углу Знаменки и Волхонки против Боровицких ворот Кремля в конце ХVI века как церковь государева Стремяного полка (гвардия при стремени царя). Храм стрелецкой элиты, богадельня-больница, кладбище были на попечении царской семьи. К 1682 году церковь перестроили в своеобразный цветной 9-главый «огненный храм» (с островерхими кокошниками, означавшими огненные небесные силы). Над южным входом имелся образ св. Николы Можайского с мечем и градом в руках.

Уникальный памятник русской гвардии и русской архитектуры ХVII в. был снесен Советской властью в 1932 году при открытой прокладке прямо по нему трассы метро, хотя траншею можно было провести по Волхонке.

3. Храм св. Михаила Малеина. Стоял на Государевом дворе возле Старого Ваганькова на Моховой улице (с востока от дома Пашкова). Был возведен около середины ХVII века во имя тезоименитого святого царя Михаила Федоровича. Имел тоже формы «огненного храма» с островерхими кокошниками. Посвящение придела — неизвестно.

Памятник «первым царям Романовым» был снесен Советской властью в 1932 году при прокладке метро, а окончательно при недавнем устройстве лестничной шахты станции метро «Боровицкая».

4. Храм св. муч. Ирины с прид. Знамения Богородицы (гл. престол), Николы Чудотворца, Параскевы Пятницы. Появился в 1637 г. как домовая церковь бояр Стрешневых на Моховой улице, — родственников царя Михаила Федоровича, женатого на Евдокии Стрешневой. Церковь названа во имя тезоименитой святой первой дочери царя Ирины. Храм был уникальным шатровым храмом со звонницей над входом.

Памятник «первым царям Романовым» был разобран в 1842 г. «за ветхостью», восстановлен в 1876 г., а окончательно снесен Советской властью в 30х гг. при строительстве библиотеки им. Ленина.

5. Храм св. Николы Зарайского с прид. Знамения Богородицы (гл. престол) и Михаила Малеина. Стоял у Каменного моста против Кутафьей башни Кремля, в ХVII веке указывался «в Сапожке» по стоявшему рядом кабаку. Примечательный памятник архитектуры ХVII века; имел 2 шатра и третий — на колокольне впереди. Был снесен в 1838 году, «перенесен» в построенный рядом Манеж. Окончательно снесен Советской властью в 30х гг. Ныне манеж — без храма.

6. Храм св. Дмитрия Солунского с прид. иконы Казанской Богородицы. Стоял в начале Воздвиженки (Арбата) на «Старом государевом дворе (сгоревшем Опричном дворе Ивана Грозного). Основан вероятно на рубеже ХVI-ХVII вв. в память погибшего в Угличе малолетнего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия (перестроен в нач. ХVII в. Дмитрием Трубецким уже как приходская церковь).

Памятник «последнего Рюриковича» был разобран где-то в конце ХVIII века, а престол вероятно перенесен в Никитский монастырь, снесенный при Советской власти в 30х годах (информация требует уточнения).

7. Храм св. Георгия Победоносца на Красной Горке с прид. Илии Пророка, Николы Чудотворца, Татианы Мученицы. «Красная Горка» — языческий праздник и здесь возможно было капище. Церковь возникла вероятно еще при Юрии (Георгии) Долгоруком в 1147 году (дата крещения московлян). Перестраивалась в 1629, 1839 гг.

Древнейший пригородский воинский храм-памятник снесли при Советской власти и к 1934 году на его месте построили жилой дом (арх. А. Жолтовский).

8. Собор св. Моисея Боговидца с прид. Благовещения Богородицы (гл. престол) и Николы Чудотворца в Моисеевском монастыре у Богаделен. Девичий монастырь упразднен в 17б4 году, собор обращен в приходский храм. В 1788 году при разборке храма придел св. Моисея перенесен в ц. Вознесения на Гороховом поле. Последние каменные кельи монастыря снесены Советской властью при расчистке площади Охотный ряд.

9. Часовня св. Александра Невского в Охотном ряду. Арх. Д. Чичагов. Была поставлена в память погибших воинов во время русско-турецкой войны 1877−1878 гг. Освящена в 1883 г. Памятник освобождения братской Болгарии снесен Советской властью в 1918 году.

10. Храм св. Параскевы Пятницы с прид. Воскресения Христова (гл. престол), Николы Чудотворца, Александра Невского, Екатерины Мученицы. Древнейший храм Занеглименского торга (Охотный, Курятный, Обжорный и др. ряды). Перестраивался в 1667 г. князем В. Голициным, а еще в 1687, 1760 гг. После пожара 1812 г. восстановлен как памятник победы над полчищами Наполеона: на хорах верхней церкви во имя св. Александра Невского стояло 14 икон в ознаменование событий Отечественной войны русского народа с Западно-европейской цивилизацией:

Иконы свв. Адриана и Наталии, 26 августа — день Бородинской битвы (I), Петра Митрополита, 5 октября — бой под Тарутиным (2), вмч. Евлампия, 10 октября — освобождение Москвы (3), Галактиона, 5 ноября — освобождение Смоленска (4), Павла Исповедника, 6 ноября — бой под Красным (5), Евангелиста Матфея, 16 ноября — переправа через Березину (6), преп. Федора Трихины, 21 апреля — бой под Люценом (7), Флора и Лавра, 16 августа — бой под Кульмом (8), прор. Михея, 14 августа — сражение при Кацбахе (9); апост. Фомы, 6 октября — бой под Лейпцигом (10); препод. Евфимия Великого, 20 января — бой под Бренном (11); Никифора патриарха, 15 марта — бой под Фершампенуазом (12); Хрисанфа и Дарьи, 19 марта — вступление русских в Париж (13); Федора Анкирского, 18 мая — Заключение мира в Париже (14):

Памятник в честь величайшей победы русского оружия, русского народа был снесен Советской властью в 30х гг.

11. Часовня св. Иконы Иверской Божией Матери 1668 г. при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города. Шатры двух надвратных башен были позолоченными. В 1680 г. перестроены и названы воротами Воскресенскими. За часовней ухаживали монахи особой Иверской общины. Святыня перестраивалась в 1746 году, а после разорения в 1812 году восстановлена как памятник победы над полчищами Наполеона. Ворота и часовня были снесены Советской властью в 30х годах. Восстановлены Московским правительством в 1994 году (архит. О. Дурин).

12. Собор св. иконы Казанской Божией Матери с прид. свв. Аверкия Мерапольского и казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия на Красной площади. Зодчий Абросим Максимов. Храм-памятник был возведен в 1636—1651 гг. царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем по ходатайству Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского как памятник освобождения Москвы в 1612 году от интервентов-католиков (поляков, литвы, немцев, шведов…), как памятник избавления русского народа от нашествия Западно-европейской цивилизации (погибло несметное количество русских людей, были сожжены и разорены тысячи сел и городов, храмов и монастырей).

Уникальный собор был снесен Советской властью в 1936 году — в юбилейный 300-летний год после его возведения. На месте священного для нашего народа памятника был кощунственно устроен ресторан под открытым небом с туалетом для ГУМа, — бесконечного людского потока Главного универмага Москвы.

Памятник восстановлен Московским правительством в 1992 году в своих древних «огненных» формах (архит. 0. Журин).

(Продолжение следует)

Академик Геннадий Мокеев


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru