Пресс-служба Ярославской епархии | Александр Пенкин | 14.02.2005 |
«…душа моя и сердце — не сдаются…»
Вместе с ХХ веком ушли в прошлое десятилетия, на протяжении которых сотни тысяч православных верующих и служителей церкви подвергались гонениям. Многие из них претерпели многолетние преследования, доносы, аресты и, в конце-концов, мученическую смерть, не предав своих убеждений, не отрекшись от Веры.
Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу полного, беспощадного уничтожения Православной Церкви: «…Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» — говорилось в письме Ленина к членам Политбюро в 1922 г.1 По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937—1938 гг. было арестовано около 165 тыс. православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 106 тыс. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми менее 100 храмов из 60 000 действующих в 1917 г. 2
Большесольская земля знаменита своей богатейшей древней историей, культурными традициями, церковной архитектурой, замечательной природой. Но главной ее ценностью во все времена, все-таки, были и будут — люди. Их имена известны всем, среди них — известные в стране художники слова и живописцы, скульпторы и архитекторы, музыканты и певцы. Об одних написаны научные исследования, книги, воспоминания. Другие, не смотря ни на что, живы в душах, в памяти народной. Такими, по нашему мнению, являются и представители рода Поздеевских. С середины XVIII и до начала ХХ века основная часть рода Поздеевских представлена православным духовенством: пономари, дьяконы, иереи, протоиереи, Архиепископ. Дети священно-церковнослужителей с малых лет воспитывались в духовной среде. Все они имели духовное образование, многие были музыкально одарены, обладали хорошими голосами. За редким исключением, вся их последующая жизнь была примером высокой нравственности, духовности, образованности, патриотизма и любви. И тем сложнее им было принять те потрясения, которые принес с собой в Россию октябрь 1917 года.
Три судьбы и три трагедии рода Поздеевских связаны с посадом Большие Соли. Их жизнь, служение и мученическая смерть были своеобразным отражением истории России первой половины ХХ века.
Александр Викторович
Поздеевский
1868−1940
Александр Васильевич Поздеевский
(Архиепископ Волоколамский Феодор)
Еще в 1918 г. в словах послания Святейшего Патриарха Тихона о беззакониях,
творящих большевиками, звучало обращение к служителям церкви:
А если нужно
будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленныя чада церкви, зовем
вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или
опасность, или меч? (Римлянам, 8,35)." Слова этого послания, зовущего на защиту
прав Православной Церкви, даже ценою страданий за дело Христово, были в полной
мере восприняты и исполнены ценой мученического подвига многими
священно-церковно-служителями, и в их числе — священники из рода ПОЗДЕЕВСКИХ.
В судьбе этих трех представителей рода отразилась трагическая частичка
истории нашей страны XX века. Все они были разными людьми, имели различное
общественное положение, жили в разных городах и селах. Но всех их объединила
одна Малая родина — Большесольская земля, сила их духа, их мужество и уверенность в своих идеалах. Все это выразилось в словах Виктора Поздеевского,
произнесенного им на последнем допросе и скрупулезно записанных следователем
НКВД:
— Я, как в прошлом, так и в настоящем по своим взглядам и убеждениям
остаюсь идейным врагом советской власти. Пусть наука для ума доказывает
противное и ум иногда колеблется, НО ДУША МОЯ И СЕРДЦЕ НЕ СДАЮТСЯ, а поэтому я остаюсь тем, кем был до революции, и от своих убеждений я не отступлюсь.10 Пройдя через немыслимые испытания, на себе прочувствовав несправедливость обвинения, зная, к чему приведет его
позиция, он все же исполняет свой долг, заявляя: «…ДУША МОЯ И СЕРДЦЕ НЕ
СДАЮТСЯ…» В этих словах, ставших своеобразным завещанием своим потомкам —
отразилась сила и суть духовного стержня рода Поздеевских.
Мы должны сохранить память о них, не оставаться равнодушными к своему прошлому, ради сохранения для будущих поколений семейных традиций, памяти рода, и изучения, как самого себя, так и истории своего края и даже всего человечества, через историю своей семьи.
1 В.И.Ленин. Письмо членам Политбюро. Строго
секретно. 19 марта 1922 г. Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь.
1922−1925 гг. М. — Новосибирск, «Сибирский хронограф», 1997 г., стр. 143.
2 Емельянов Н.Е. Оценка статистики гонений на Русскую
Православную Церковь (1917 — 1952 годы). Сайт Православного Свято-Тихоновского
Богословского института.
3
Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.2., Ч.3. Романов-Борисоглебск
(Тутаев). Православное Братство святых благоверных князей Бориса и Глеба.- 2000.
С. 124.
4 ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.2.Д.
С-11 628. ЛЛ.133−133 об.
5
Архиепископ Феодор // Даниловский благовестник. Выпуск 8.1996.
6 Воробьев Владимир, Протоиерей.
Схимонахиня Даниила и Архиепископ Феодор // Даниловский благовестник. Выпуск
12.2001.
7 На основании ст. 1 Указа
Президиума ВС СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 — 40-х и начала 50-х годов
8 http://www.eparhia.ru/library/molitvoslovie/,
и из статьи «Новые данные к жизнеописанию священномученика Феодора, архиепископа
Волоколамского, основанных на протоколах допросов 1937 г.» Православная жизнь
(Orthodox life) Приложение к «Православной Руси». N 8. Август 1998.
9 Дело N 6986 Вичугского РО УНКВД по обвинению контрреволюционной группы церковников 22.10.1937 г.
10 Следственное дело Ивановского УНКВД N 5531-П, Л.51.
Автор Александр Пенкин
Ярославское историко-родословное общество