Русская линия
Седмицa.Ru Сергей Путилов11.02.2005 

В катакомбах кемализма: легко ли быть христианином в Турции?

Европейский союз решил с октября 2004 года начать переговоры с Турцией о принятии ее в свои ряды. При этом почему-то закрываются глаза на то, что в этом «демократическом» государстве каждодневно попираются права христиан…

Пещеры и катакомбы, покрывающие горный склон на севере древней Антиохии (Антакьи) были вырыты последователями Христа в эпоху римской империи, чтобы укрываться от гонений языческих властей. В наши дни там никто не живет только по одной причине — некому. Христиан в исламской Турции всего 0,1% от всего населения. А ведь еще в начале ХХ столетия их насчитывалось не менее 20%. Кемалистские законы уравняли самых мирных на земле людей, христиан, с находящимися вне закона коммунистами, исламистами и курдскими экстремистами.

Христиане Турции обязаны этим отцу современной Турции — Мустафе Кемалю Ататюрку. «Ататюрк» это фамилия, которую взял себе Мустафа Кемаль, в переводе с турецкого означающая «отец народа». И взята эта фамилия неспроста: в Турции до сих пор очень распространен хорошо знакомый всем жителям нашей страны культ личности турецкого президента. Скульптуры и статуи основателя турецкой демократии украшают все площади и общественные здания. Фото усатого человека в папахе не менее популярны у водителей автобусов и таксистов, чем фото звезд эстрады. Тот же профиль отчеканен на турецких монетах — лирах. Надо сказать, слава эта заслужена. Во время первой мировой войны генерал Кемаль остановил наступление русских войск на Кавказе и нанес поражение англичанам, поставив тем самым крест на планах последних расчленить Турцию.

Но главное, Ататюрк провел прогрессивные реформы, образующие фундамент современного турецкого государства. С «темным османским прошлым» было порвано навсегда. Подобно Петру Великому, он ввел в бывшей Османской империи европейскую одежду. Знаменитые фески — «символ невежества, фанатизма и ненависти к прогрессу» были запрещены. Кроме того, Кемаль Ататюрк боролся за освобождение «порабощенных женщин Востока». Им даже разрешили находиться на палубах паромов, которые пересекали Босфор (хотя раньше не выпускали из кают), позволили ездить в тех же отделениях трамваев и железнодорожных вагонов, что и мужчинам.

Однако все эти свободы мало коснулись христиан Турции. Они как были, так и остались приниженным меньшинством. Только если раньше это называлось «борьбой с неверными», то сейчас — «защитой светский основ конституции» Турецкой Республики.

Нет, Христианство в Турции официально не запрещено. Правящий здесь строй, получивший по имели основателя — Кемаля Ататюрка — название «кемализм», формально предполагает свободу вероисповедания. Но если сто лет назад в одном только Стамбуле проживало более ста тысяч греков-православных, то сегодня их во всей стране насчитывается не более 3000. Греческое православное население Турции на грани исчезновения. Таковы плоды планомерной ассимиляции, которую турецкое государство проводит в отношении национальных и религиозных меньшинств страны.

Немусульманские религиозные организации не могут официально приобретать какую-либо собственность. Та же, что уже имеется, в любой момент может отобрать государство. В итоге в этой «светской» стране сейчас 75 тысяч мечетей, — и лишь около 70 православных святынь. Закрыв в 1971 году теологическую школу «Халки», турецкие власти нанесли удар в самое сердце Православия. Церковь лишилась центра теологического изучения и обучения духовенства. Миссионерская деятельность в этой стране, нацелившейся на вступление в ЕС, вовсе запрещена. Вот лишь несколько фактов.

Недавно в провинции Риз за распространение Нового Завета были арестованы двое молодых христиан. Формальный повод — у них не было разрешения родителей. Здесь, оказывается, это наказуемо, причем уголовно. По данным правозащитной организации Turkish World Outreach (TWO), дело рассматривается в эрзурумском суде. В случае обнаружения вины им грозит тюремное заключение.

Время от времени полиция проводит рейды на миссионеров, изымая у них литературу и закрывая курсы по религиозному обучению. Вот еще явления того же свойства: «32-летний новообращенный в Христианство гражданин Турции Якуп Синдилли подвергся нападению и жестокому избиению за распространение Нового Завета. Он впал в кому и находится в критическом состоянии» (Crosswalk.com). Несколько месяцев назад в Анкаре закрыли христианскую школу, а семеро ее иностранных работников были депортированы. Верующие в Иисуса постоянно получают сообщения о заложенных бомбах. Телевидение и газеты нередко возбуждают антихристианские настроения. Положение христиан в «свободной» Турции немногим отличается от времен, когда они укрывались от гонений в горах близ Антиохии.

Поросшие колючим кустарником известняковые скалы изрыты множеством «нор». У одних вход высечен в форме квадрата, другие обрамлены полукругом. Некоторые настолько узки, что в них можно протиснуться только боком. Первые христиане спасались в этих местах от преследования римских властей. А затем в здешних пещерах поселились аскеты и отшельники. Кельи нередко расширялись и превращались церкви. В одной из них даже сохранились остатки колонн и истертых временем фресок. Когда в VII веке участились набеги арабов, строители отказались от украшения фасадов, чтобы не привлекать внимание незваных гостей. Поэтому при поверхностном осмотре очень трудно догадаться, что там, в глубине, спрятаны церкви, трапезные, кельи, жилища. Некоторые пещеры располагаются прямо друг над другом, как бы в несколько этажей. В момент опасности люди перебирались с нижних этажей на верхние и затягивали за собой лестницу.

Здесь же находится храм, где проповедовал тот, кому Иисус сказал: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного». Храм представляет собой грот, где может поместиться десятка два человек. Фасад, отделяющий пространство пещерного храма от внешнего мира, являет собой сложенную из известняковых блоков стену. Ее построили в девятнадцатом веке. Внутрь ведут три железных двери. Над ними в камне вырезаны ажурные розетки в виде восьмиконечных звезд и украшенного орнаментами креста. Все предельно аскетично — как внутри, так и снаружи. В древние времена это была лишь одна из множества пещер.

В 451 году в Антиохии был создан Патриархат. Значение его для православного мира было столь велико, что святитель Василий Великий писал: «что для Вселенской Церкви важнее Антиохии? Она — глава, в случае здравия сообщающая то же и всему телу». Влияние Антиохийского Престола распространялось не только на Сирию, Финикию, Палестину, Месопотамию, Киликию, Исаврию, Аравию и Кипр, но и далеко за пределы Римской империи — в Иран, Грузию, частично Армению. Если пролистать церковный календарь, то буквально на каждой неделе отмечается память кого-нибудь из антиохийских подвижников. Однако сейчас в древнем центре Восточного Православия осталось всего около 1000 христиан. И число это продолжает неуклонно уменьшаться.

* * *

Автовокзал Антакьи провожает меня оркестром. Сегодня по всей Турции молодых людей забирают в армию. Эта страна является союзником США по войне в Ираке, так что кое-кому из этих кучерявых парней, возможно, придется служить в «горячей точке». Жены и матери рыдают навзрыд. Друзья-приятели, оставшиеся «на гражданке», смотрят на новобранцев как на героев. Отцы подбадривают приунывших. Родители и молодежь, положив друг другу руки на плечи и образовав кольцо, пляшут, двигаясь по кругу. В середине хоровода усатый старик в феске свирепо стучит в барабан, а мальчишка лет десяти выдувает из свирели пронзительные звуки. Воинственное, первобытное зрелище. Наверное, так же когда-то провожали и новобранцев на войну с Россией…

В наши дни, помимо Ирака, у турецкой армии много проблем и внутри страны. Как раз накануне средиземноморские курорты Турции сотрясла серия взрывов. Ответственность на себя взяли курдские боевики. В провинции Хатай, административным центром которой является Антакья (Антиохия) довольно много курдов. Здесь начинается граница несуществующего государства Курдистан, ради создания которого боевики Оджалана пролили немало своей и чужой крови. Сейчас руководитель боевиков отсиживает пожизненный срок в тюрьме, но его сподвижники отнюдь не намерены складывать оружие. Главная цель турецкого присутствия в северном Ираке в том и состоит, чтобы не допустить образования там курдского государства. К нему сразу захотят присоединиться несколько миллионов турецких курдов, тогда распад страны станет необратимым. Вот и получается, что, хотя после Первой мировой войны курдскому народу мировым сообществом и была обещана собственная родина, тем не менее 25 миллионов курдов живут на земле своих предков, разделенные между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией.

В начале двадцатого века в Турции курдов резали вместе с христианами и армянами. Режим Саддама Хусейна травил их газом. Во время войны в Заливе президент Джордж Буш призвал иракских курдов восстать против «багдадского тирана». Когда же они восстали, надеясь на независимость, Белый дом отказался от них, и они были разгромлены саддамовской армией.

Напомним, что курдом был неустрашимый Салах ад Дин — победитель крестоносцев. А сейчас у этого народа отобраны даже фундаментальные права — говорить на родном языке и создавать свои культурные общества. Заваренный Ататюрком турецкий «плавильный котел» народов продолжает бурлить.

Записки путешественника
Антакья — Москва


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru