Русская линия
МиК — маркетинг и консалтинг Максим Лесков10.02.2005 

Каким будет православное телевидение

Идея создания Православного общероссийского телевизионного канала, озвученная недавно в отечественных средствах массовой информации, оказалась востребована обществом и, если бы не информационный шум, поднятый вокруг «антисемитской» переписки отдельных народных избранников с Генпрокуратурой РФ, могла бы стать центральной темой для серьезной, думающей и ответственной журналистики.

Что же произошло на самом деле? В небольшом городе Первоуральск Свердловской области начала выходить в эфир Православная телестудия. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия была приобретена первоуральская телекомпания «Союз», вещающая на 21-м дециметровом канале. Из 17 часов ежедневного телевещания 7 часов планируется отдавать под религиозные программы и 10 — под познавательные и просветительские.

Таким образом, Русская Православная Церковь сделала реальный шаг навстречу своей пастве и осветила своим присутствием дома православных телезрителей. Этот шаг, кажущийся весьма скромным с вершины федерального телевещания, вызвал, тем не менее, аллергический приступ у тех, кто участвует в формировании современной российской информационной политики. Угроза разрушения монополии на «передовой отряд», телеспецназ четвертой власти не на шутку встревожила закулисных кукловодов. Озвучить эту тревогу довелось директору Национального исследовательского центра телевидения и радио, эксперту Совета Европы Алексею Самохвалову и Владимиру Батурову, главному редактору информационного агентства «Телемир». Названные господа, как пишет «Благовест-инфо», в первоуральских событиях видят «угрожающую тенденцию». Владимир Батуров, в частности, считает, что «метровый канал вообще никому из религиозных организаций давать не надо, достаточно для них наличие дециметрового и кабельного телевещания». Свою позицию он объясняет тем, что религиозные программы «мало кому интересны, не востребованы широкой зрительской аудиторией», а у православных телепрограмм «низкий профессиональный уровень»[1].

Ну что же, никто и не рассчитывал на то, что в государстве, распятом десятилетиями богоборческой власти, становление нового телеканала, деятельность которого будет иметь целью возрождение православной духовности, и подчинена морально-этическим заповедям христианства, пройдет легко и гладко. Однако, попытки под тем или иным предлогом лишить православных верующих доступа к телевизионной информации, соответствующей их религиозным убеждениям, выглядят весьма неубедительным прикрытием «политики сдерживания» по отношению к Русской Православной Церкви.

На самом деле во всем мире религиозное телевидение — общепризнанно и пользуется наибольшим доверием своей аудитории. В Болгарии и Румынии, например, православные печатные издания, радио и телевидение возведены в ранг общенациональных.

Древние слова «весть», «вести», «вещание» известны со времен кирилло-мефодиевских переводов Евангелия и богослужебных книг. Русский народ получил письменность одновременно с Крещением и с пониманием того, что Евангелие и есть в переводе с греческого «Благая весть», свидетельство о Спасителе мира — информация, изменившая судьбы миллионов людей. Однако в Новое время взаимоотношения религиозного сознания и средств информации изменились и осложнились. То, что порой льется с телевизионных экранов, из радиоприемников, со страниц огромного количества газет и журналов, в большинстве своем отнюдь не направлено на укрепление религиозных, культурных, нравственных и национальных ценностей и традиций. По этой причине многие православные верующие полностью отказались от телевидения, во многих православных домах, особенно там, где есть дети, просто перестали держать телевизор. В православной среде сформировалось неприятие или игнорирование телевидения, появились принципиальные противники любой формы телевизионного вещания как априори греховного по своей сути[2].

Справедливости ради необходимо отметить, что существуют такие формы лицедейства, которые совершенно неприемлемы Церковью. Однако в последнее время все больше сторонников завоевывает понимание того, что не сами по себе техногенные информационные средства, но люди, управляющие ими. Сами же технологии — будь то книгопечатание, телевидение или Интернет — нейтральны по отношению к добру и злу. Существовал же классический русский театр, формирующий в обществе нравственные устои. Более того, многие святители, такие, как Святитель Димитрий Ростовский, или Митрополит Платон (Левшин) устраивали театры и писали для них пьесы. Во времена Митрополита Московского Платона в начале XIX века был устроен театр Московской духовной академии и семинарии в Троице-Сергиевой Лавре. Театры Ермоловой или Чехова созданы глубоко верующими людьми с благими целями развития духовности, общественной морали и этики.

Русская Православная Церковь только начинает осваивать информационное пространство. Ни традиций, ни проверенного временем опыта, ни устоявшегося стиля у наших православных телевизионщиков попросту нет. Люди, которые хотят говорить с телезрителями о церкви, о вере, о святости, сами прокладывают себе путь, самостоятельно открывают законы, которыми потом будут руководствоваться идущие следом[3].

Сегодня складываются условия, при которых искусство кино и телевидения может стать важнейшей силой спасения России и сбережения ее народа. Непременным условием этого является развитие отечественной культуры и науки на основе морально-этических ценностей православия. Одним из важнейших направлений Православного телевидения становятся духовное противодействие нравственному экстремизму, профилактика многих социальных заболеваний, угрожающих вымиранием нации, участие в формировании общенациональной идеи и стратегии дальнейшего развития России.

Нынешнее светское телевидение, как считают многие православные авторы, — вид наркомании. Но как наркоман верою во Христа избавляется от своего душевного недуга, так и телевидение способно исцелиться от греха, проводником которого оно ныне, к сожалению, служит. Православное телевидение должно формировать новую политическую элиту, новый культурный фонд, должно нести информацию и настроение созидания, возрождения России[4].

Сама идея создания отдельного общефедерального православного телевизионного канала до настоящего времени не была реализована по прозаической причине нехватки средств. Еще в 2002 году в поддержку идеи создания православного телеканала «Собор» под попечительством Русской Православной Церкви выступила группа ведущих деятелей российской культуры. Заявление о поддержке проекта подписали Валентин Распутин, Василий Белов, Валентин Сидоров, Илья Глазунов, Николай Скатов, Василий Лановой, Михаил Ножкин, Владимир Крупин, Николай Бурляев и другие деятели российской культуры. В обращении подчеркивалось, что такой канал мог бы стать очагом утверждения высших духовно-нравственных идеалов, великих традиций отечественной культуры, патриотизма. О своей поддержке этой инициативы заявил член-корреспондент РАН, директор Института мировой литературы имени М. Горького Феликс Кузнецов. По его словам, России «необходим телеканал, который бы облагораживал человеческую душу, думал о духовных и нравственных ценностях, о подлинном смысле человеческого существования», нынешнее российское телевидение «приучает людей жить по перевернутой системе ценностей, когда ценности низа замещают ценности верха, ценности человеческой души». Его мнение разделяет писатель Владимир Крупин, считающий, что России необходимо телевидение, «которое делает не граждан мира, а — патриотов отечества, которые будут спасать Россию, созидать ее».

1 февраля 2004 года в столице завершил свою работу организованный Московской Патриархией фестиваль «Православие на телевидении». Для участия в фестивале были отобраны фильмы и передачи 25 региональных и общенациональных телекомпаний. Большое внимание участников Фестиваля привлек круглый стол «Концепция православного телевидения», работой которого руководил декан миссионерского факультета Свято-Тихоновсккого института протоиерей Николай Соколов. Была отмечена необходимость программ на Центральном телевидении, полноценно освещающих духовную культуру России, ее многовековые традиции, а также рассказывающих о проблемах современной жизни с христианской точки зрения; тем более, что согласно последним социологическим исследованиям более 80% процентов граждан России относят себя к чадам Русской Православной Церкви.

С 2003 года в Донецкой области Украины вещает «Православный телеканал «Киевская Русь». Как заявила генеральный директор канала Е. Шепилова, «Это телевидение о людях и для людей». По ее словам, зрители не увидят на экране сцен насилия, крови, жестокости, цинизма, им не будут досаждать беспрерывные потоки рекламы. Наоборот, переключившись на 37-й канал, все смогут вдоволь насладиться просмотром старых добрых советских фильмов и знакомых с детства мультфильмов, красивых, умных документальных фильмов.

В России, где проживает огромное количество православных, Церковь, к сожалению, пока не имеет возможности иметь свой канал телевизионного вещания. «Ныне зерна православного телевидения рассыпаны по всем каналам», — пишет священник Александр Ионов в статье «Каким должно быть православное ТВ?». Поэтому «смоделировать православное ТВ нетрудно, надо взять все лучшее из того, что было и есть, трудно воплотить подобный проект в жизнь». По мнению священника, начинать необходимо с малого: с отдельных церковных передач и с подачи материалов с православной позиции[5].

Имеющийся опыт создания телепередач «о Православии», которые зачастую делались абсолютно посторонними этой религии людьми, свидетельствует о том, что даже при добросовестной и высокопрофессиональной проработанности, их неизбежно отличает неточность терминологии, случайные смысловые акценты, вынесение на первый план второстепенных деталей в ущерб существенному, фактические ошибки. Появившийся в начале девяностых годов среди профессионалов-телевизионщиков термин «кадиломахание» довольно точно определил тип этих передач, где форма и фактура подменяют серьезный разговор о сущности Церкви. Такое телевидение — уходящий, изживающий себя тип[6].

Продукция Православного телеканала должна быть адресована не только к воцерковленным людям, но и к светской аудитории, сомневающимся и не считающим себя убежденными атеистами телезрителям. Залог успешной реализации Православного телепроекта состоит в умелом сочетании религиозного содержания с актуальными проблемами мирской, приходской жизни. Нельзя избегать острых тем и общественно-значимых проблем.

Телеканал должен включать в себя большой выбор программ, удовлетворяющих вкусам самой широкой аудитории и несущим православный взгляд на жизнь с присущей ему совестливостью и чувством ответственности за завтрашний день: информационно-аналитические, образовательные, культурно — просветительские, спортивные, развлекательные, молодежные, детские телепередачи, публичные диспуты, художественные и анимационные фильмы. Немаловажным является также четко выверенный корпоративный стиль, соответствующее оформление телеканала, грамотная работа над мизансценами, имиджем ведущего, отбивками, заставками, музыкальным сопровождением.

С учетом изложенного, создателям Православного телевидения можно было предложить примерный тематический рубрикатор телепередач следующего содержания:

* новости и информация — «Православный календарь»

* аналитика — «Русский взгляд»

* просвещение — «Слово Пастыря»

* ток-шоу (диспут) — «Канон», «Собор»

* церковные службы (трансляция) — «Проповедь»

* оборона и безопасность — «Православное воинство»

* поиск пропавших людей — «Верю, люблю, надеюсь…»

* паломничество и туризм — «Православный Мир»

* история и современность — «Ортодокс»

* культура, искусство и творчество — «Культ Света»

* образование, воспитание, материнство и детство — «7Я (семья)»

* спорт и физическая культура — «Муромец»

*телевикторина «Знать Святую Русь»

* кино и музыка

Важным принципиальным условием осуществления любого Православного телепроекта является необходимость формирования при канале общественно-наблюдательного совета из числа авторитетных представителей Церкви, культуры, гражданского общества, бизнеса и власти.

Итак, есть ли в нашей стране силы и ресурсы, необходимые для реализации общенационального проекта Православного телевидения? «Ответ очень простой, утверждает известный телеведущий Иван Демидов. Он практически витает в воздухе, и о нем много говорится. Я абсолютно убежден, что нужно делать светский, скорее всего, рассчитанный на новое поколение, патриотический, а значит, православный телеканал. Нужно его делать, и я думаю, что мы его сделаем»[7].

Максим Лесков

Информация для размышления

1. Обзор Православных телевизионных ресурсов

u Православное телевидение производства Первоуральской телекомпании «Союз», Екатеринбургская епархия;

u Православный телеканал «Ярославия», Ярославская ГТРК;

u Православный телеканал «Киевская Русь», Украина, Донецкая область;

u Православное телевидение Orthodox Christian Communications Corporation (www.orthodox.tv);

u Православное информационное телевизионное агентство (ПИТА) Русской Православной Церкви;

u Русское православное телевидение (http://www.russtv.ru/index1.shtml);

u Телекомпания «ТОНУС», Московская область, г. Сергиев Посад;

u Румынское православное телевидение (www.romaniantv.org), автор Протоиерей Владимир Александрович Пивоваров;

u Православное информационное агентство «Благовест-инфо», Липецкая епархия;

u Телепрограммы «Мир православия», «Воздвижение», выходящие на кабельных телеканалах «Бриз» и «Черное море», Украина, Одесса.

u Еженедельная телепрограмма «Первого канала" — «Слово пастыря», с участием митрополита Смоленского и Калининградского, председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата Кириллом;

u Телепрограмма «Русский взгляд», ТРК «3 канал» (Московия);

u «Православная студия Петербурга», ТРК «Пятый канал».

2. Обзор религиозных спутниковых телеканалов[8]

Сегодня в России и странах ближнего зарубежья можно свободно принимать порядка двенадцати религиозных спутниковых телеканалов. Охвачено большинство конфессий. К сожалению, не представлено, кажется, только православие, если не считать отдельных передач на греческом и кипрском теле каналах в дни религиозных празднеств.

CNL — первый русскоязычный христианский спутниковый телеканал. Сегодня в мире проживает около 300 млн. людей, говорящих по-русски. Все они, в основном, жители стран бывшего СССР, Израиля, Германии, Греции, Чехии, Турции и многих других стран Европы и Ближнего Востока. Часть из этих людей исповедуют разные религии, атеизм, и даже язычество. Наше желание — открыть им Иисуса. Как это возможно сделать? После распада СССР, всех этих людей объединяет одно — русский язык.

Также, некоторая часть эфира будут отдана передачам на английском языке, тем самым мы достигнем многих людей из разных стран мира, на разных континентах.

TELEPACE — канал телевидения Ватикана. В рамках реалий сегодняшнего дня, вещание ватиканского телеканала идет на итальянском. Наследник апостола Петра занимает в эфире львиную долю времени.

Но если думать, что религиозное телевидение — это только богослужения и проповеди, то можно сильно ошибиться. Как и на всяком другом телеканале, здесь есть и свои программы и выпуски новостей. Конечно, последние отражают события католической жизни. Но без внимания не остаются и глобальные мировые новости — их комментируют также представители церкви.

Документалистика представляет интересные познавательные передачи об истории религии, церковной архитектуре, живописи, музыке. Те, кому это все интересно, вряд ли пропустят передачи о жизни и подвигах святых, отражении этих сюжетов в мировом искусстве.

Художественная программа заполняется прекрасными романтическими итальянскими фильмами 60−80-х годов. Как правило, в них нет насилия и секса. Они вполне «стерильны» и предлагаются к семейному просмотру. В жанре ток-шоу здесь ведутся философские беседы, в которых принимают участие видные деятели самой церкви, философы, социологи, теософы и просто прихожане. Отдельные передачи позволяют совершить своеобразное кинопутешествие в другие страны и познакомиться с деятельностью миссионеров. А также с жизнью католических общин тех стран. Непередаваемое наслаждение принесут концерты духовной музыки, которыми славится церковь любой конфессии.

SAT 2000 — неплохое дополнение к TelePace. И тоже является «рупором» Ватикана. С той лишь разницей, что посвящен он жизни людей в разных странах мира. Основное внимание, конечно, привлекает работа католических миссий. Подробно освещается их благотворительная деятельность по оказанию помощи голодающим, больным, немощным и вообще всем нуждающимся в милосердии.

В программе новостей — информация из миссионерских общин, расположенных в разных уголках земного шара. Есть замечательные программы, рассказывающие о красотах мира, сотворенного Всевышним. А культурные программы посвящают в тайны искусства лучших живописцев, композиторов и поэтов. Здесь также можно послушать и даже принять участие по телефону в ток-шоу (при обязательном владении итальянским). Каждый раз обсуждается интересная теософская тема.

Подобные ватиканские телеканалы есть и на арабском языке. Это Miracle и Sat7, идущие со спутника Eutelsat W2 (16° в.д.) в аналоговом формате. По сути, это миссионерские телеканалы, работающие на страны с исконно исламским влиянием.

EWTN — еще один католический канал. Этот всемирный канал (читается как Eternal Wold Television Network Fact Sheet) смотрят порядка 58 миллионов человек в 38 странах. Он достаточно известен во всем мире — распространяется в 1500 кабельных сетей.

Программа передач EWTN построена только на католическом материале. Это, в первую очередь, художественные телесериалы. В основном, это истории из монастырской жизни.

В программе несколько ток-шоу. Все ведущие этих программ и участники дискуссий — как правило, священнослужители или монахи и монахини. Документальную программу составляют весьма интересные и познавательные фильмы, посвященные истории распространения культуры, биографиям исторических личностей и многому другому.

Отдельно представлены обучающие программы. Они представляют собой сериалы о жизненном укладе католической семьи, традициях и правилах религиозного исповедания.

TV NIEPOKALANOW. Польский католический телеканал — TV Niepokalanow вещает со спутника — Astra, расположенного в позиции 19,2° в.д. Программа передач весьма насыщенна. Здесь есть практически все, что и на госканалах — новости и ток-шоу, концерты и кинофильмы, документалистика и «мультяшки"… Было бы удивительно, если главной темой польского католического телеканала не был Иоанн Павел II. И не потому, что он верховный Понтифик. Как известно, нынешний Папа Римский — поляк по происхождению. Здесь часто показывают документальные фильмы, рассказывающие о жизни Папы, истории папства, передают мессы, которые отправляет сам Понтифик, новости Ватикана.

Основная часть передач преследует цель религиозного воспитания. Как правило, это игровые и познавательные программы для каждого члена христианской семьи. Поэтому такой телеканал по праву мог бы занять место в меню цифрового ресивера владельца спутниковой «тарелки».

THE GOD CHANNEL Или, как его еще называют. The Christian Channel. Этот телеканал представляет конфессию евангелистов. Тех самых, которые устраивают красочные шоу во дворцах спорта и концертных залах, подходят на улицах и звонят в дверь, радостно предлагая цветные журнальчики и книжки и с восторгом сообщая о существовании Бога. Как будто мы слезли с дерева только вчера, не было тысячелетия крещения Руси и целой армии святых великомучеников и просветителей. Но в Штатах это одна из самых многочисленных конфессий. И, соответственно, для этой аудитории существует свой телеканал.

Язык вещания — английский. Программа передач этого телеканала непременно понравится тем, кто любит яркие шоу и эффектные проповеди. Такие проповеди знакомы российскому телезрителю по воскресным трансляциям на российском телевидении богослужений из Лос-Анджелеса доктора Шуллера. Их схема сходна с сеансами Кашпировского и многочисленных фирм «сетевого маркетинга», когда с собравшимися делятся своим чудесным прозрением (выздоровлением, обогащением и т. п.) «обыкновенные» сограждане, попавшие в число избранных счастливчиков. После этого идет открытие «формулы успеха», призыв присоединяться и, наконец, общая молитва и выступления певцов и музыкальных коллективов.

Трансляции начинаются в 8 часов утра по московскому времени музыкальной передачей, которая представляет собой одну из вариаций традиционной проповеди. Артисты эстрады восторгаются обретением богопознания, как они это понимают, поют песни, делятся «секретами успеха», заключающимися, естественно, в причастности к конфессии. Музыкальный стиль не ограничен какими-либо рамками. Здесь есть и джаз, и рок, и попса, и духовные песнопения.

Как жить в мире и добиваться успеха, зарабатывать много денег и т.д. — составляет содержание программ «This is Your Day», «Money Matters», «Thought for The Day», «Life in The World». Это чистой воды пропаганда американского образа жизни, философии и имиджа.

NEUAPOSTOUSHE KIRCHE — передачи немецкой лютеранской церкви. Основу здесь составляет праздничное богослужение. Проповедники просвещают прихожан, поются торжественные гимны. Потом беседы, интервью, ток-шоу с богословами. Передачи идут на немецком языке.

МТА International — аббревиатура расшифровывается как Muslim TV Ahmadiyya International. Как видно из названия, этот телеканал мусульманский. Трансляции идут в цифровом формате в пакете British Telecom со спутника Hot Bird. Язык вещания — английский. Лишь только суры Корана и проповеди произносятся на арабском — языке Пророка. Но справедливости ради надо отметить, что основную долю эфирного времени занимают ученые, богословские диспуты, посвященные канонам веры в рамках сегодняшних реалий, месту ислама в мире и культуре. Популярны на МТА Int. встречи с известными духовными учителями.

Создатели исламского телеканала распределили эфирное время между многими своими единоверцами. В определенные дни и часы здесь можно посмотреть турецкие и пуштунские, африканские и индонезийские, мавританские и… канадские программы. Ежедневно работают немецкая и индонезийская службы, по пятницам (священный день у мусульман) — бенгальская. В основном это обучающие программы. Здесь учат таким языкам, как французский, норвежский, датский, арабский, урду и даже китайский. Есть детские передачи, спортивные, информационные.

Зато пять раз в сутки — время намаза. Читаются молитвы, на экране страницы Корана, муэдзин славит Аллаха. Разумеется, во все исламские праздники транслируются репортажи из святых мест, читаются проповеди, даются рекомендации соблюдающим пост.



[3] Алексей Бакулин, «30 минут Православия»

[4] Алексей Бакулин, Там же.

[6] Сергеева Н.Н., Там же.

[8] Обзор подготовлен с использованием материалов сайта TVSAT.RU

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru