Русская линия
Русское ВоскресениеАрхимандрит Игнатий (Карагьозов)10.02.2005 

Россия — спасение всего мира
Братское единокровное отношение славян

Существует расхожее выражение, что если есть на свете чудо, то это помощь человека человеку, можно продолжить: народа народу. Такое таинственное действие несколько веков испытывал на себе болгарский народ со стороны братского русского — чудо освобождения от ненавистного турецкого ига, позже от немецкого фашизма. Но то было по мощи могучего русского народа. Теперь времена другие, хотя и не новые. Россия, да и всё постсоветское пространство сегодня находится в самом страшном из всех уз — духовном порабощении. Многие народы, славянские в частности, оказавшись наедине с остальным миром, перекинулись в другой лагерь. В НАТО вступила и Болгария. Но на ум приходит недавно сказанная В. В. Путиным на встрече с канцлером Германии Герхардом Шредером сталинская фраза: «Начальники приходят и уходят, а народы остаются». Побеседовав недавно с представителем Болгарской Православной Церкви в Москве архимандритом Игнатием не только убеждаешься в правильности этого изречения, но и заражаешься верой в Россию, в весь славянский мир, в торжество Православия.

Уже год как архимандрит Игнатий по благословению Патриарха Болгарской Православной Церкви Максима и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II представляет миссию Болгарской Православной Церкви в России.

Наша беседа состоялась в дни, когда Москву посетил Патриарх Болгарский Максим, где блаженнейшему Первосвятитетелю Болгарской Православной Церкви вручали премию Международного Фонда Единства Православных Славянских Народов. Это второй знак признания объединительной деятельности первых лиц Болгарии. Два года назад такой награды удостоился Президент Болгарии — Георгий Пырванов.

— Ваше высокопреподобие, спасибо, что согласились дать интервью, тем более, накануне такого события, которое дает повод напомнить, что вековые братские отношения между нашими народами — это не только результат исторической славянской памяти, родства языков, но и самого мощного объединяющего духовного начала — веры Православной.

— Да, именно Православие — основа не только счастливой жизни наших народов, но и их объединения, противостояния чужеродным сатанинским идеологиям. Только эту веру, передаваемую уже 2000 лет от ученика к ученику, Господь Иисус Христос завещал своим последователям — проповедникам и исповедникам Православия.

— Какие современные идеологии Вы считаете наиболее вредоносными для современного человека?

— Безусловно, это глобализация и экуменизм. Сегодня каждый православный христианин знает, что существующий термин «глобализация» используется для подготовки и создания нового мирового порядка, для пришествия в мир антихриста. Экуменизм — одна из самых опасных ересей. Священное Предание учит, что «Господь один, вера одна — православная». Все остальное, как бы оно не называлось, есть сатанинское творение, болезнь ума и самая теснейшая взаимосвязь со злыми духами. Это может быть как сознательное, так и бессознательное общение.

— В России сегодня идет процесс возрождения Православной веры, но этот процесс больше внутрицерковный. Государственные власти и официальные идеологи делают вид, что Православие — это всего лишь одна из многих национальных конфессий, а не домостроительная вера, приведшая Россию к великой значимости в мире, которую она до сих пор, Слава Богу, имеет. Так ли обстоят дела в Болгарии? Поддерживает ли государство Болгарскую Церковь?

-Господь возделывает свои народы через Православие, а без Бога ничего не будет. Поэтому главный вопрос взаимоотношения Церкви и государства — не есть проблема поддержки, как таковой. Для того, чтобы страна была крепкая, необходимо, именно, взаимодействие и единомыслие государственной и церковной власти. Сейчас в Болгарии, России, Румынии и Украине положение одинаковое: между обозначенными властными структурами есть диалог, но этого еще не достаточно.

В духовном плане тоже существует немало проблем как и в России, но и у нас и здесь, в большинстве, народ спит мертвым сном.

— Есть ли отличие духовной жизни России и Болгарии? В чем оно проявляется?

— Между Болгарской и Русской православными церквями братское единокровное отношение и, как положено, существует литургическое общение. Между тем имеются и различия, которые никак не ущемляют дух Православия, не касаются догматов Церкви. Это некоторые законы внутри церковной жизни, основанные на национальных особенностях, обычаях.

— Как вы прокомментируете членство Болгария в НАТО?

— По данным социологических исследований в Болгарии 2002 года — 92% болгар были против войны в Сербии, 85% - против вступления в НАТО. Но сильное каждодневное давление СМИ уменьшает эти проценты. До сих пор в Болгарии не любят НАТО и никогда его не воспримут нормально. И как можно нейтрально относиться к организации, которая на самый почитаемый в Православии праздник Великого Воскресения бомбила в Сербии и государственные объекты и храмы — Божьи Престолы с надписями на ракетах «С праздником Пасхи!». Люди знают какое происхождение имеет организация НАТО — это легион, армия сатаны.

— Как я понимаю, в остальном, мы, болгары и русские, сегодня живем по одним и тем же «законам». В России очень сильно влияние Запада и, к сожалению, чаще тлетворное. Вместо культурного обогащения, как того хотелось бы, мы получаем культурное растление. Почему?

— Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и Я дам вам все остальное» И культурный, и социальный, и политический, и экономический уровень жизни целиком и полностью зависит только от соблюдения нами нравственных законов, данных от Бога Отца через Бога Сына — Иисуса Христа. Нужно только открыть Евангелие. Если люди начнут смотреть в себя и осознают свои ошибки, грехи, которые легче увидеть, если следить за своими словами и мыслями, почувствуют неправду, когда начнут регулярно исповедоваться и каяться, увидят свою немощь, обратятся и возгласят к Богу — тогда общественная жизнь в наших странах станет другой, если даже мы не желаем этого осознанно.

Тем более, что наши законодатели ориентируются больше на современные американские и западные образцы, которые являются продуктом жизнедеятельности их народов, а не исходят, как положено, из Божьего законодательства. Мы должны способствовать Правительству и Патриарху, чтобы в основу закона юридического поставили Божьи заповеди. В основе культурного взращения общества всегда лежит духовность, которая в свою очередь зиждется на вере. А духовно обогатиться можно только в церкви. Церковные люди — носители настоящей духовной культуры. Храм Божий неизменно открыт. Господь всегда принимает грешников культурных и некультурных. Церковь — божественное создание и там находится Святой Дух. Кто приходит туда — тот облагораживается, умудряется и становится духовно-возвышенным.

— Ваше высокопреподобие, насколько я знаю, но именно недовольство некоторым бескультурьем отдельных церковнослужителей объясняется сегодня удаленность многих мирян от храма Божьего. Как вы это объясните?

— Еще раз подчеркну, что храм — это дом Духа Святаго, но он заполнен людьми такими же немощными и искушаемыми, как и все остальные сограждане, хотя и просвещенными верой Христовой. Поэтому все сегодняшние недостатки — это так называемые болезни роста. Когда молодой организм усиленно растет, то его внутренности начинают испытывать дискомфорт, начинают перебаливать, но со временем все становится на свои места. Настоящей болезненностью сегодняшнего церковного организма я бы назвал другие его слабости. Прежде всего, в современном православном Теле Христовом — именно так называется Православная Церковь, сегодня нет объединенных действий всех церковных приходов, не хватает действенности и решительности духовенства на борьбу с темными силами. Кроме того, в большом дефиците находится сегодня бескорыстие священников и священнослужителей: «Даром получили, даром давайте».

— Но современные СМИ если и пишут о Церкви Православной, то только в лучшем случае, когда надо показать её слабости и никак не хотят замечать её ничем не заменимые, жизненно необходимейшие для человека окормительные и просветительные функции. Тем более, что в учет никем не берутся страшные годы репрессий против учения Христова. Назовите, пожалуйста, сильные стороны Русской Православной Церкви на сегодня.

— Русская Православная Церковь, пройдя через горнило гонений — сделала невероятное для человека и возможное только Богу — сохранила чистоту веры Православной. Все остальное меркнет перед этим подвигом русского священничества, подчеркиваю, для спасения всего мира!

— Что ещё можно сделать для изменения духовной сущности современного человека?

— На мой взгляд, создание телевизионного просветительского православного канала, который показывал бы радость и красоту духовной жизни, был бы близок и понятен светским людям.

— Ваше высокопреподобие, мы до сих пор рассматривали вопросы основной составляющей жизни человека и государства — духовной. Эта неотъемлемая часть жизни должна иметь свою, присущую только ей, гармонично материализированную опору на земле в виде общественного строя. Иначе главная цель Православия — приобщение человека жизни вечной, останется только декларированной священниками в храмах, как это происходит в католическом мире. Какую форму государственности вы считаете наиболее охранительной для православной души?

— Я думаю, что не дано нам более угодного Богу строя как православная монархия. Если господин Путин примет на себя благодать — высшие духовные ценности, он будет как царь. Он так может управлять в течении многих сроков и Господь по вере народной и молитвам будет давать ему все больше и больше властных функций. Россия будет крепким государством только тогда, когда власть будет вполне православна и централизована. Как мне кажется, полноправная царская власть, может быть, будет после Путина, если он не захочет взять на себя монархическое бремя власти. Он, как помощник Господу, будет Предтечей монархии в России, но не аристократической, а народной. Не надо смотреть на аристократические родовые связи, потому, что они могут быть использованы в корыстных целях и большинство из них имеют западное происхождение, в том числе и масонское. Богоугодным царем может быть только тот, который будет поставлен от Бога. Пусть будет тот человек, в котором Господь находит мужество, решительность, смирение, кротость, любовь и рассудительность. Аминь.

— Многие граждане России до сих пор возлагают надежды на конституцию, как гаранта прочной государственности. Как вы прокомментируете это?

— Конституция создана для человека, а не человек для конституции. Если Господь захочет, то она может меняться. Конституция должна отображать божественное право и законодательство, как я уже говорил. Если она не такова, то должна корректироваться, иначе криминальные люди будут влиять и действовать отрицательно на все общество, например, через телевидение, СМИ. Гарантом прочной государственности может быть только православный царь — хозяин земли русской и держатель нравственной силы общества.

— В России в определенных кругах витает идея строя, который ставят выше монархического, схожего с государственным устройством древних евреев периода Судей. Ваше высокопреподобие, что Вы можете сказать по этому поводу?

— Общественно-политический строй должен быть согласован с Волей Божьей. Не дано нам от Него более угодного строя как православная монархия. Каждый за отступление и желание изменить его рискует и наводит Божий гнев и недовольство на весь народ. Так случилось, когда древние евреи захотели изменить по своим похотям и желаниям Богом положенный им общественный строй. Период Судей — это определенный дохристианский период времени конкретного народа — древних евреев. Нам, православным, надо сначала восстановить разрушенное, а затем положиться на Волю Божью. Сугубо молим Бога, на все будет Воля Твоя. Как Он хочет — да будет так!

— Ваше высокопреподобие, у нас говорят: «На Бога надейся, а сам не плошай», «… обыкновенного порядка нет в стране, а Вы про Бога…"Что сейчас Вы можете посоветовать русским людям, чтобы обрести хоть какую-нибудь стабильность в жизни?

— Хотим мы этого или не хотим, без Бога, которого мы, православные, называем Создателем всего сущего, в том числе и всемирного порядка, ничего не будет ни в мире, ни в стране, ни в жизни каждого из нас. Господь действует через Православную церковь. Поэтому русский Президент и русский Патриарх — самые важнейшие и почитаемые личности в современном мире. Ещё раз подчеркиваю, Господь действует через них. Они должны отстаивать государство российское от сатанинских напастей, просвещать мир, показывать мужество, решительность и откровенность, любовь к правде и Богу. И только тогда они будут иметь власть и силу.

С другой стороны, духовная ревность русских людей, глубока и чиста. От их веры, усердия, решительности Господь ставит соответствующих правителей. И если властвующие сегодня по данной им свободной воле противятся Воле Божьей, не хотят меняться к лучшему, Господь будет менять их.

— В патриотической прессе уже давно говорится и пишется о славянском единстве. Намечаются пути, принимаются программы, работающие на эту благородную идею, учреждаются награды, одной из которых вскоре будет удостоен Ваш Патриарх Максим. Известно выражение из «Фауста» Гёте: «Когда садовник садит деревцо — плод наперед известен садоводу». Что же это, по-вашему за «деревцо» такое — славянское единство?

— Славянское единство — это тот маленький саженец, взращенный самим Господом на «почве» освещенных Православной верой славянских народов, из которого должно вырасти могучее Всеславянское государство во главе с Россией. Это будет возможно только после того, как ваша держава окрепнет и утвердится и, прежде всего, в Православии.

Если это произойдет, то государство это будет самое крепкое, великое и благоденственное в мировой истории. Россия должна быть и будет центром Православия. Поэтому все православные люди русского Патриарха Вселенским, первым по достоинству. Думаю, что так считают все правдолюбивые христиане.

— Сегодня в православных кругах заговорили о всемирной миссионерской роли Русской Православной Церкви…

— Это возможно только тогда, когда Россия будет сильным православным государством.

— Ваше высокопреподобие, спасибо Вам за интересную беседу. C кажите напутное слово русским и всему славянскому миру?

— Не только русские, но и все славяне должны почитать и содействовать богоугодной взаимодеятельности. Весь мир сегодня зависит от этого. Если господин Путин испросит более крепкое мужество у Бога и в основу государственности в России поставит православную идеологию как образ жизни, только тогда Господь возвысит наше славянское сообщество.

Пусть Господь хранит нас!

Беседу вела Наталья Ваймугина


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru