Русская линия
Русский предприниматель, журнал Сергей Ильин04.02.2005 

Иерусалимский синдром

Честно скажу, написание этой статьи далось автору с немалым трудом. Профессионализм профессионализмом, но есть впечатления и переживания сокровенно личные — и поездка на Святую Землю относится именно к таким явлениям жизни

СВЯТОЙ ГРАД

Сама поездка, собственно, тоже была не из разряда легких и беззаботных. Что и неудивительно: индивидуальное паломничество никак не проходит по графе «отдых и туризм». Иерусалим — город торжественный и строгий, как и подобает святому месту. Для желающих «культурно отдохнуть» в Израиле существуют пляжи Эйлата и ночные дискотеки Тель-Авива («Нью-Йорк для бедных», как его иногда ехидно называют). Но цели были другие…
Иерусалим изумил. Этот город не похож ни на какой другой на Земле. Нет, речь идет не о внешнем облике (останками древних сооружений современного путешественника удивить все же трудно) — скорее, об атмосфере.
Что, разумеется, в первую очередь относится к Старому городу — небольшому пространству, ограниченному мощными стенами, имеющими многовековую историю. Именно в этих границах и существовало еще со времен царя Давида (от которого согласно Св. Писанию ведет свою человеческую родословную Иисус) то, что называлось просто — Город, Святой Град. Именно здесь, на Храмовой горе, стоял Второй Иерусалимский храм, в котором проповедовал Христос (на этой же горе Авраам готовился принести в жертву сына своего, Исаака). Именно по этим местам прошел Он свой последний путь к мученической смерти, и здесь же воскрес, смертию смерть поправ.
Мне посчастливилось жить в гостинице (в которой почти сто лет назад останавливался И.А. Бунин и писал здесь путевые заметки, легшие в основу его книги «Тень птицы»), расположенной прямо в Старом городе — непосредственно напротив Цитадели (Замка Давида) и в трех минутах пешего хода от Храма Гроба Господня.
Храм — пожалуй, главная святыня всех христиан мира. Здесь, на Голгофе, Он был распят на кресте. Здесь же, в часовне, находится Его могила (на фамильном кладбище Иосифа Аримафейского): «Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19:42), а в первый день недели пришедшие «…войдя, не нашли тела Господа Иисуса» (Лк. 24:3). История храма такова: Св. Елена, мать Равноапостольного императора Константина, направилась в Иерусалим в поисках Креста Животворящего, на котором Христос был распят, и Промыслом Божиим в 326 году Крест был обретен именно на этом месте. Император воздвиг здесь величественный храм, который в дальнейшем был разрушен и в XII веке восстановлен крестоносцами.
Для верующего человека приобщение к таким святыням становится настоящим потрясением. Есть даже понятие «иерусалимский синдром»: в состояние, близкое к экстатическому, впадают даже люди вполне мирские. Описать тот дух, который царит в Храме, сложно — у меня лично попросту не хватает слов. И это при том, что паломничество состоялось не в дни церковных праздников и на Святой Земле было сравнительно малолюдно. В праздники же сюда стекаются десятки тысяч христиан со всего мира, а на Пасху именно в Храме Гроба Господня каждый год происходит чудо: нисходит Благодатный Огонь.
Не менее сильное впечатление оставляет посещение Елеонской (Масличной) горы. Именно на вершине ее, на территории мусульманской мечети, расположена часовня Вознесения Христова — на том месте, где Христос вознесся на небеса. В скале остался отпечаток стопы Человека. А ниже, на той же горе, находится Гефсиманский сад, где Он последний раз проповедовал и был схвачен для осуждения и предания мученической смерти. Растущие в саду древние оливы, возможно, помнят еще Господа нашего.
С Масличной горы, близ Гефсиманского сада, открывается величественный вид на Старый город. Вечный город, отвергший Спасителя. И всплывают в памяти полные горечи слова Христа: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23:37−39).

НЕДОСТУПНЫЕ СВЯТЫНИ

Да, для отвергших Христа дом остался пуст — на долгие две тысячи лет. И остается таковым сегодня — что подтверждает вид Города с Масличной горы. Самые высокие здания — исключительно минареты: многовековое господство мусульман в Иерусалиме не исчезло. Было законодательно запрещено строить синагоги выше мечетей — ну, а в переделке в мечети христианских храмов мусульмане поднаторели изрядно: вспомним хотя бы Св. Софию в Константинополе.
И когда мы смотрим на Иерусалим с Масличной горы, над всем городом довлеет величественный золотой купол мечети Скалы, которая вместе со стоящей рядом мечетью Аль-Акса является третьей по значимости мусульманской святыней — после Мекки и Медины. По преданию, именно отсюда вознесся на небо, на своем коне, пророк Магомет. Напомним, купол воздвигнут непосредственно на месте Иерусалимского храма, в котором согласно библейскому Ветхому Завету хранился Ковчег Завета.
Увы, политическая ситуация в Израиле затрудняет паломничество. С началом очередной интифады, недоступным — или почти недоступным — для паломников оказался целый ряд христианских святынь. Еще каких-то пару лет назад любая экскурсия на Мертвое море включала в себя заезд в монастырь Св. Георгия близ Иерихона — теперь этот маршрут закрыт. И, что совсем уж прискорбно, практически невозможно посетить город, где родился Иисус, — Вифлеем. От Иерусалима это менее 10 километров, и в канун великого праздника отсутствие возможности посетить Храм Рождества Христова — повод для серьезного огорчения.

«О ДНЕ ЖЕ ТОМ И ЧАСЕ НИКТО НЕ ЗНАЕТ»

Впрочем, оставим в покое политику — и вернемся на Масличную гору. В нижней ее части (там, где гора переходит в долину Кедронскую) находится гробница Богородицы. А напротив нее — еврейское кладбище. Вот тут христианские и иудаистские предания сходятся: воскресение мертвых начнется именно здесь. Вообще пребывание в Иерусалиме сильно склоняет к апокалиптическим настроениям. Прямо под стенами Старого города простирается долина, называемая Гееной… К тому же планы и материалы для строительства Третьего храма на Храмовой горе иудеи уже давно заготовили. А что произойдет, когда строительство храма завершится, нам хорошо известно из заключительной книги Нового Завета.
Тем более — с поправкой на то, что «место занято»: именно там, где должен быть построен Третий храм, находятся мечеть Скалы и мечеть Аль-Акса. Чтобы начать строительство, придется каким-то образом уничтожить эти мусульманские святыни — после чего события могут принять такой термоядерный оборот, что апокалиптический сценарий станет реален не только для верующих (вне зависимости от конфессии), но и для сугубых атеистов. Впрочем, время, когда воссядет антихрист на троне в Храме Соломоновом, нам неизвестно: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Посему не стоит ударяться в панику и в срочном порядке распродавать свое имущество в чаянии последних дней. А вот совершить паломничество на Землю Обетованную — дело очень правильное и вполне возможное. Важно только понимать, что паломник в Израиле — необязательно свидетель Последних Дней. А лишь простой смертный, которому Бог даровал милость посетить Святую Землю.

N1 — 2 (25) январь 2005


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru