Русская линия
Седмицa.Ru Л. Гладких26.01.2005 

Отечественная педагогическая культура как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей
Доклад ст. преподавателя МГПИ Гладких Л.П. на XIII Рождественских Чтениях

Ваше Высокопреосвященство, досточтимые отцы,
Дорогие братья и сестры!

Рассматривая отечественную педагогическую культуру как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей, необходимо осветить два ее аспекта:

первый — это семейная педагогическая культура;

второй — педагогическая культура в современной системе образования на всех уровнях, а, главное на верхней ступени, где собственно и рождается эта педагогическая культура, при подготовке педагогов.

Современная педагогическая культура во многом утратила традиционный духовный характер, стала секулярной и духовный характер, стала секулярной и даже атеистической, о чем писал Александр Ельчанинов. За последнее десятилетие в пространство государственной системы образования были предприняты образовательные интервенции. Из деструктивных вмешательств псевдонаучных доктрин выделю хотя бы две:

Первая — это развращение учащихся через программу полового просвещения, которое настойчиво продолжается и сегодня без учета возрастных психологических особенностей детей, начиная с дошкольного возраста даже через телевизионную программу «Здоровье». Программа имела заметную поддержку властей. Подобное «просвещение» не снизило, а увеличило распространение заражений ВИЧ инфекцией и другими неприличными заболеваниями среди детей и молодежи.

Вторая «популярнейшая» программа толерантности, которая не способна снизить социальное напряжение через терпимость к инаковости, поскольку под прикрытием терпимости целенаправленно размываются многие нравственные понятия о семье, о взаимоотношениях полов, культивируется равнодушие к отклонениям от нравственных норм, которые во все времена обеспечивают нравственное и духовное здоровье общества.

Таким образом, программа, декларирующая свою направленность на формирование социально-психологической адаптации, формирует в жизни у молодежи т.н. «психологический иммунодефицит» — неспособность молодежи различать добро и зло и противодействовать злу во внешних и внутренних его проявлениях. Результаты те же, что и от внедрения первой программы — рост детской и молодежной преступности. То есть, как говорится в народе, «тараканов разводят те, кто зарабатывает на их уничтожении». Выступая на Городском педагогическом совете Мэр Москвы Ю.М.Лужков говорил: «Страшный удар для нашего государства — это потеря потенциала воспитания молодого человека…. по ситуации, которая складывается у нас в Москве. Среди людей молодого возраста, я имею в виду школьного возраста, у нас на 81% возросли убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — на 36%, грабежи пацанов — на 25%, разбои — на 23%. Это результат всего того, что мы потеряли в течение последних 15 лет… Среди призывников, а это сразу же после школы, в 10 раз увеличилось число сифилитиков, в 2 раза увеличилось число наркоманов и алкоголиков. Эти данные являются официальными. И они являются результирующими всех тех недостатков, упущений, которые государство в своей воспитательной работе за эти годы допустило».

Поэтому, говоря об отечественной педагогической культуре, в первую очередь, необходимо прямо сказать о нравственной и правовой ответственности и компетентности руководителей в образовании за принятие управленческих решений опасных для государства и его народа, которые первые должны уметь оценивать современные социо-культурные и социально-психологические тенденции, своевременно осмыслять социальные последствия внедряемых программ. Православная педагогическая традиция развивается на протяжении двадцати столетий и базовым ее основанием всегда была ЛЮБОВЬ к людям, поэтому проблема насилия не возникали как таковая. Осознание духовности педагогической науки расставляет иные акценты во многие педагогические понятия, используя в качестве высшего критерия для оценки образовательных проектов их духовно-нравственную направленность. Поэтому созданные институты экспертизы содержания образования и духовно-нравственного воспитания объединили ведущих отечественных ученых-педагогов, психологов и способны совершенствовать деятельность федерального экспертного совета при Министерстве образования.

Как правило, противники взаимодействия образования с Церковью ссылаются на закон, смешивая понятия «светское образование» с атеистическим, и «многонациональное государство» с многонациональным народом. Соответствующая шкала международного права ООН о делении государств на мононациональные и многонациональные говорит о том, что если титульная нация в государстве опускается ниже 67%, то это государство уже считается многонациональным. У нас титульная нация — русский народ — составляет 80%. По международному праву мы — мононациональное русское государство, каким Россия была и до революции. Поэтому, запрещение преподавать отечественную культуру беззаконно. Исторически наша культура православная. Беззаконно собирать в школе заявления родителей на право их детей изучать культуру своего государства. И родители в большинстве своем еще не задали власти главный вопрос о своем бесспорном праве выбора направления образования для своих детей. Возможно, это объясняется еще недостаточным уровнем правовой культуры в нашей стране, в том числе и тех, от кого зависит преподавание отечественной культуры как начала духовно-нравственного здоровья детей и семей.

Кризис современной семьи и семейного воспитания включает и необратимые социально-психологические изменения в обществе. Причины не только в тиражировании средствами массовой информации образцов низкопробной культуры. Хотя они, безусловно, усугубляют дальнейшее падение духовности, патриотизма, нравственности в нашем обществе. Но и разгул бескультурья в ее американизированной форме, и несформированность национальной идеи являются не причинами, а последствиями воинственного атеизма, который практически вытравил из отечественной педагогической культуры ее духовную сущность, исказив смыслы, цели и понятия.

В 20 веке не было ни одного народа, чья духовная культура и вера были попраны тоталитарным режимом своего же государства. Нарушение базового права каждого человека на духовное наследство своих предков продолжилось в нашем отечестве и тогда, когда после духовного голодания и насильственного мировоззренческого невежества на нас обрушилась интервенция различных культов и верований из-за рубежа, как давно изжитых во времени — языческих, астрологических так и вновь изобретенных (муновских, хабардистских и прочих сект). То, что нарушается национальная безопасность поняли во многих семьях не сразу. Такова современная ситуация: духовно-нравственный кризис, поразивший мир, в нашей стране усугублен социо-культурной деформацией советского периода и культурологической сшибкой постсоветского периода.

Человек — существо духовное, он стремится не только к развитию, но и к духовному становлению, предчувствует свое истинное человеческое бытие. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное — это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

Культура — это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде обитания: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки, а тут еще боевики и реклама. Происходит заметное «одичание» детей и молодежи. Норма и отклонение уже поменялись местами, особенно в ПОПКУЛЬТУРЕ. И с этого типа антикультуры, списывают свое поведение и взаимоотношения молодые. Общественная духовно-нравственная оценка будет слышна и действенна, если гражданское общество структурируется в общественные организации.

Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, кризисов в семьях, как показывает моя почти сорокалетняя профессиональная практика, имеют прежде всего духовно-нравственные истоки, даже те, которые списывают на ошибки природы. Педагогические традиции семей, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены, в то время когда сейчас половина малышей по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. Нужны программы домашнего воспитания обязательно духовно-нравственного содержания, т. е. большинство родителей увлечены интеллектуализацией малышей. Именно такие программы занятий разработаны педагогами для детей и родителей, некоторые из них будут представляться на дошкольной секции. Сегодня важнейшая задача, сравнимая с обороной сердца, души народа — это использовать и развивать отечественные педагогические традиции как оружие для защиты семьи и детей. Два министерства сокращенно называют «Минобрами»: Министерство обороны и Министерство образования, осуществляющие внешнюю и внутреннюю защиту страны.

За последние годы в различных регионах (Санкт-Петербурге, Челябинске, Смоленске, в Великом и Нижнем Новгороде, Ярославле и других) накапливается конструктивный педагогический опыт возрождения детско-родительской общинности и семейной соборности. Принципы, лежащие в основе духовно-нравственного воспитания детей в семье заключаются

— в единстве семьи на основе жертвенности и любви;

— в ответственности родителей за воспитание детей перед законом и обществом;

— в стремлении семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, отечеству;

— в участии в благотворительных программах общества;

— в соблюдении иерархичности, четкого распределения обязанностей в семье;

— в преемственности разных поколений, сохранении семейных традиций и семейных династий;

— признание свободы личности ребенка и уважение его достоинства;

— в сохранении чистоты супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребенка,

— в соответствии внутреннего уклада семьи духовным традициям народа.

Практическое содействие возрождению семейной педагогической культуры приносят:

— создание семейных клубов, семейных воскресных школ, родительских общин и объединений, в которых возможно возрождение традиционного духовно-нравственного уклада;

— организация совместных экскурсий, каникулярных поездок и трудов;

— ведение семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия преподобных Кирилла и Марии, благоверных Петра и Февронии;

привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, составление семейных родословных и фотоальбомов, семейных журналов, проведение соревнований и выставок с обязательным участием всех членов семьи (старших и младших поколений). Личный опыт и профессиональный позволяет мне утверждать, что без нашего храма, общины и воскресной школы было бы трудно создать ту целебную социальную среду, которая необходима для внуков-подростков.

В этом году это особенно значимо празднование 60-летия Победы. Празднование этого юбилея дает возможность получить действенный духовный и нравственный опыт для молодых семей и их детей. На прошлой неделе, мне, как и другим членам жюри, на выставке в детской библиотеке стало понятно, что не плакаты и приветствия, а уважение и благодарность, пережитые от соприкосновения с живым опытом, возвышает души ребят и согревает ветеранов.

Социо-кулътурные проекты взаимодействия образовательных учреждений и приходских храмов, педагогических институтов и музеев, библиотек и семейных гостиных способны в современных условиях воссоздать гуманитарную среду вокруг семьи и ребенка и заметно способствовать восстановлению их духовно-нравственного здоровья. Занятия и встречи проводятся на базах семейных центров, воскресных школ, педагогических училищ, общеобразовательных школ, вузов, детских садов.

Но в это же время, в Министерстве образования под прикрытием реформирования и сейчас происходит ликвидация управления, всегда занимавшегося дошкольным детством и семьей. Ликвидируется отлаженный государственный механизм трансляции педагогической культуры в семьи. Последствия очевидны, как и те, когда насильственно вводилось обучение детей с 6 лет — когда вопреки мнениям специалистов был запущен механизм разрушения детского здоровья в нашей стране с последующим безмерным ростом расходов на его восстановление. Кому выгодны такие реформы?

Сегодня актуально просвещение семей по вопросам духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни и взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи: восстановление отечественной культуры пестования малышей, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды:

— грудное вскармливание до года (из последних анкет о страхах беременных: оказывается мамочки бояться пополнеть после родов);

— не менее важны, чем правильное питание, колыбельные, потешки, пословицы и пальчиковые игры с малышом, которые во многих семьях вообще забыты.

Внедрение оздоровительных программ по подготовке молодых супругов к беременности, родам, уходу за малышом, православному укладу жизни семьи, годовому кругу праздников в настоящее время идет пока без какой-либо государственной поддержки, в основном в рамках общественных инициатив, и не имеет системного характера для большинства регионов.

Так необходима работа органов образования по передаче молодым педагогической культуры семей Хомяковых, Тучковых, Вентцелей, Поленовых, Трубецких и многих интереснейших благочестивых семей! Такие занятия уже апробируются. Как школа благочестия была создана для студентов и старшеклассников программа Т.А.Флоренской «Мир дома твоего», программа «Основы нравственности» Романа Янушкявичюс и Ольги Янушкявичене. Для их преподавания нужна система подготовки педагогов, с государственными сертификатами.

В средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях очень востребованы учебные курсы, посвященные отечественному, и в первую очередь святоотеческому педагогическому наследию. Потому что, воссоздав педагогическую культуру — восстановим и духовно-нравственное и телесное и социальное здоровье детей и семьи.

Теперь об отечественной культуре педагогов.

Кризисные социальные явления вызвали научный интерес к теоретическим вопросам и моделям интеграции православной педагогики для создания доброго, безопасного мира и повышения гуманитарного потенциала образования, как социального института, определяющего качество жизни. Во многих развитых странах давно введены специальные учебные предметы, посвященные знакомству с отечественной духовной и нравственной культурой. Отечественные мыслители и ученые А.А.Ухтомский, И.А.Ильин, М.М.Бахтин, В.В.Зеньковский и др. рассматривали воспитание как процесс приобщения личности к высшим ценностям отечественной духовной культуры, в которой органически осуществляется связь проблем педагогики с духом христианства. Идея В.В.Зеньковского о необходимости раскрытия внутренней связи подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с глубоким православным пониманием человека, очень актуальна для развития педагогической культуры. Но его теорию этапов духовно-нравственного развития ребенка современные педагоги не знают. Как показали исследования современные педагоги в наименьшей степени подготовлены именно по духовно-нравственному воспитанию.

Ведущие ученые (В.Г.Александрова, Б.С.Братусъ, Ф.Е.Василюк, Т.И.Петракова, В.В.Рубцов, В.И.Сластенин, В.И.Слободчиков) научно обосновали необходимость сближения психолого-педагогической науки и христианства в России. Началось оформление самостоятельного гуманитарного направления. В отличие от западной, гуманистической отечественное направление гуманитарной педагогики опирается на значительно более широкие философско-гуманитарные основания. Построению современной педагогической науки движется в направлении возвращения на новом уровне постулатов души и духа, восстановлении понимания целостности личности во всех пространствах бытия: психофизическом, социальном, социокультурном и духовном.

В современной педагогической науке освоение святоотеческого педагогического наследия является драгоценным средством восстановления отечественной педагогической культуры самих педагогов, а через них детей и семей. Оформляется гуманитарная педагогика, которая отличается от православной педагогики тем, что представляет собой стремление педагогической культуры возвыситься до православия.

Однако, как и в начале XX века, так и в начале XXI социально-экономические перемены в стране превращают современное образование в инструмент раскола и страдания. Это создание в стране школ для бедных и богатых, которое жестоко указывает детям их место в социальной лестнице, разрушается важнейшее условие душевного здоровья ребенка — чувство полноценности. Переход к платному образованию неминуемо приводит к отлучению от качественного образования и воспитания значительной части подростков. Реформирование образования — самое жестокое, потому что бьет по душе детей. Механизмом сегрегации является конвейер тестовых экзаменов, который запущен практически для всех детей от трех лет и до окончания института. Система управленческих решений, принимаемых в образовании, создала ситуацию кризиса из-за отказа от принципа единой школы с широким гуманитарным образованием. Миф о демократическом «обществе равных стартовых возможностей» маскирует расслоение и будущие социальные конфликты.

За последние двадцать лет наблюдался почти демонстративный отказ системы образования от воспитательной функции. В качестве компенсаторного механизма была создана психологическая служба, использующая, как правило, зарубежные технологии: психотерапию и тренинги, часто неэффективные, и даже неприемлемые для культурной традиции многих российских семей. Вместе с этим, в практике работы с детьми с нарушениями в развитии и поведении признано очевидным, что отечественная педагогическая культура оказалась более продуктивной по воспитанию полезных членов общества, граждан, являющихся главным богатством государства. И в настоящее время православные педагоги и психологи успешно помогают детям и семьям там, где западные методики бессильны, особенно в кризисных ситуациях потери любви, цели и смысла жизни.

Последствия безбожия и бездуховности сказываются в системе государственного образования и сейчас. Это отражается на российском педагогическом Вузе, к которому предъявляются новые по часто повышенные требования по духовно-нравственному воспитанию личности будущих педагогов. Современные педагоги, занимающиеся духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи, опираются преимущественно на работы Ушинского, Гессена, Макаренко. Но для большинства все еще остаются неизвестными труды прекрасных отечественных педагогов — Зеньковского, Рачинского, Ельчинского и др., святоотеческое наследие прп. Сергия Радонежского, Аввы Дорофея, Святителей Филарета, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Иоанна Кронштадтского. Эти работы кардинально расширяют возможности отечественной педагогической традиции для обновления воспитания и образования российской школы.

В настоящее время наметилась позитивная тенденция в деятельности ряда педагогических университетов и институтов в Рязани, Санкт-Петербурге Курске, Великом Новгороде, Ярославле, Москве и Томске в вопросах подготовки научно-педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания. Вместе с тем, процесс подготовки специалистов образования сопровождающих духовно-нравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, является направлением не только самым актуальным в образовании, но и требующим серьезной государственной поддержки.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика