Это выходящее своим фасадом на Неву на набережной лейтенанта Шмидта старинное здание известно жителям и гостям Санкт-Петербурга как одно из старейших высших военно-морских училищ, называемое ныне Военно-морским институтом. Морякам последних поколений оно больше известно как наиболее престижное и почитаемое на флоте Высшее военно-морское ордена Ленина, Краснознаменное, ордена Ушакова училище имени М.В. Фрунзе. Но, мало кто из проходящих мимо него знает, что это самое первое в истории России не только военно-морское и не только военное, но и самое первое российское техническое учебное заведение — своеобразный памятник отечественному высшему инженерно-техническому образованию.
Но начиналось все не в Санкт-Петербурге, а в Москве по воле молодого русского Царя Петра I. Допетровская Россия, пережившая трехсотлетнее татаро-монгольское иго, а затем разоренная недругами и плотно ими же блокированная, безусловно, в техническом плане отставала от быстро прогрессирующих европейских государств. Все проникающие в Россию технические новшества были, как правило, связаны с именами зарубежных специалистов. Иностранные купцы вывозили из России, главным образом, пушнину и различные товары народных промыслов. Единственно, чем могла в то время гордиться Россия — это популярные за рубежом корабельные якоря, так и получившие приставку к названию — «русские». Достижение равноправия в международной торговле и создание достаточного экономического, технического и военного уровня, требовали наличия мощной армии и флота, развития новых промышленных отраслей. А для этого требовалась многочисленная армия разнопрофильных специалистов — кораблестроителей, навигаторов, фортификаторов, артиллеристов, металлургов, экономистов и многих других для создания, обслуживания и руководства новым техническим производством. Научно-технической базы для их подготовки в России того времени не было — все образование ограничивалось приходскими школами, в которых ученики могли получить только начальные гуманитарные и богословские знания. Основными предметами в них кроме богословских были греческий и латинский языки, славянская грамматика, стихосложение и риторика. В некоторых преподавалась и математика, но ограниченная только действиями с целыми числами и дробями.
Первой попыткой создания высшей школы было открытие в 1685 году Славяно-греко-латинской академии, на которую возлагались надежды по подготовке различных государственных чиновников. Но из-за отсутствия необходимого преподавательского состава обучение в ней велось только по филологии, философии и богословию. К тому же времени относится и не совсем удачный опыт подготовки «спецов» за рубежом. Такая подготовка, во-первых, не могла быть массовой; а, во-вторых, была очень обременительна для скудной российской казны. Поэтому с 1698 года началась разработка самостоятельной подготовки технических кадров.
14января (25пон/ст) 1701 года Указ Императора Петра I официально утвердил создание в России первой государственной светской школы — «Школы математических и навигацких наук», или как чаще ее называют — просто «Навигацкой школы».
Первоначально школа размещалась в палатах Большого Хамовнического полотняного двора в подмосковном тогда еще селе Кадашеве (Замоскворечье), а в июне 1701 года была переведена в более удобное для обучения и астрономических наблюдений здание — в Сретенскую башню у северо-восточного защитного земляного вала Москвы. Эта не сохранившаяся до наших дней башня более известна в истории как «Сухаревская" — по фамилии командира размещенного в ней до Навигацкой школы стрелецкого полка стольника Л.П. Сухарева. Первоначально школу возглавил боярин Федор Головин, а затем — великий русский математик Леонтий Филиппович Магницкий (1669−1739), отдавший школе 38 лет — с ее открытия в 1701 году и до последних дней своей жизни. Перу Л.Ф. Магницкого принадлежал первый изданный в России в 1703 году для Навигацкой школы учебник по математике, на долгие годы ставший основным учебником российских школ. Среди преподавателей школы были ииностранцы, среди которых особо выделялся профессор шотландского Абердинского университета Г. Фарварсон со своими помощниками навигаторами С. Гуин и Р. Грейс.
Обучение в школе подразделялось на три ступени или отделения: «Рос-сийская школа», «Цифровая школа» (или «Цифирное отделение») и «Специальные навигацкие классы». В двух первых отделениях обучали чтению, письму и началам арифметики. В третьем отделении изучали геометрию, тригонометрию, черчение, географию, астрономию, навигацию, ведение шканечного (вахтенного) журнала и фехтование. В школу, в соответствии с Царским указом, принимались юноши от 12 до 17 лет без каких-либо сословных ограничений. Как правило, ученики из низших сословий заканчивали обучение после первой или второй ступени и направлялись писарями в Адмиралтейство или на другие низовые административные должности. Наиболее одаренным разночинцам обучение разрешалось продолжить. Дети шляхетского сословия (дворяне) право на дальнейшее обучение получали при положительной сдаче экзаменов за две первые ступени. Самые подготовленные и способные могли завершить обучение в школе через четыре года.
Царский указ предусматривал прием в школу как «добровольно хотящих», так и «иных же паче и по принуждению». Необходимость в этом выявилась уже в первый год существования школы — из 180 обучающихся в школе, «добровольцев» оказалось только 4 человека. В последующие годы наплыв «добровольцев» особо не увеличился, и Царь был вынужден издать в 1710 году новый указ, по которому все уклоняющиеся от учебы и государственной службы направлялись на каторжные или тяжелые строительные работы. Сразу же после выхода указа в школу добровольно записалось 250 человек (41 — из знати и 209 — из семей солдат гвардии), а в следующем 1711 году численность обучающихся в школе возросла до 500 человек. Этим же Царским указом было еще раз конкретизировано основное назначение школы — «…школа оная не только потребна единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству к пользе».
Первый выпуск школы состоялся в 1705 году. Все 64 выпускника были определены для службы в военных и гражданских государственных учреждениях и на Балтийский флот. Это им предстояло участвовать в первых морских сражениях флота России при Гангуте, Эзелеи Гренгаме, участвовать в северных морских экспедициях, проводить первые гидрографические работы и составлять мореходные карты возвращенных России ее морских владений. Многие из них, несмотря на установленный Царем семилетний срок производства из гардемарин в первый офицерский чин, за заслуги перед Отечеством стали мичманами флота значительно раньше.
В 1715 году старшие мореходные классы школы были переведены из Москвы в Санкт-Петербург и преобразованы в Морскую академию (или, как она еще именовалась, — Академия морской гвардии). Это было обусловлено тем, что к этому времени Санкт-Петербург взял на себя функции столичного города, и кроме этого в нем было сосредоточено почти все судостроение и базировался быстро развивающийся и по тем временам практически единственный в России Балтийский флот, там же находилось Адмиралтейство и обеспечивающие флот промышленные предприятия и мастерские.
Два младших класса остались в Москве, и до 1752 года Навигацкая школа выполняла функции подготовительного учебного заведения для дальнейшего обучения кадет в Морской академии.
Академические классы значительно отличались от навигацких. Во-первых, в Академии могли обучаться только дети знати; а, во-вторых, она стала чисто военным учебным заведением — учащиеся имели оружие и несли караульную службу. Повысились и требования к нарушителям дисциплины — так, например, «…за нехождение в школу быть битым и вычитать за каждый день втрое против получаемого жалования», «…за невозврат из отпуска ссылать на тяжелые каторжные работы».
В1727 году Академия была переведена на Васильевский остров в дом князя Долгорукова, наместо нынешней Академии художеств, а затем во дворец Миниха. В настоящее время здесь размещается Военно-морской институт.
В декабре 1752 году Навигацкая школа в Москве была закрыта, а Морская академия преобразована в Морской шляхетский корпус. По новому положению о корпусе в нем должно было обучаться 360человек «…с последующим назначением только в корабельную службу». Этим положением завершилась славная историческая миссия Навигацкой школы, за полвека подготовившей многочисленные инженерные кадры и передавшей наработку по их подготовке новым высшим учебным заведениям России. Ставший только военно-морским корпус снова был разбит на 3 класса по 120 человек: 1-й старший — гардемарины и подготовительные 2-й и 3-й — кадеты. Из общего числа 30 наиболее способных кадет отбирались для обучения артиллерийскому искусству и 30 — для обучения геодезии и гидрографии. Корпус был элитным учебным заведением. К поступающим в него и к подбору преподавательского состава предъявля-лись очень высокие требования. Так, в числе преподавателей математики и астрономии в корпусе некоторое время был М. В Ломоносов.
Шли годы, сменялись эпохи и государственные строи в России. Неоднократно менялось наименование корпуса, изменялась численность обучающихся в нем. В бурную эпоху революций на короткое время Морское училище, (как оно называлось в 1917 году) временно приостановило свою работу. Но уже в сентябре 1918 года на его базе были открыты Курсы командного состава флота, преобразованные в 1922 году в Военно-морское училище. В 1939 году училище было отнесено к разряду высших учебных заведений I категории.
Но, несмотря на все эти малые и глобальные перемены, училище не прекращало выпускать высокообразованных и квалифицированных специалистов флота, ставших впоследствии не только великими флотоводцами и мореходами, но и прославившими свои имена в науке, искусстве и во многих других отраслях общественной жизни. Среди них прославленные флотоводцы России адмиралы Ф.Ф. Ушаков, Г. А. Спиридов, Д.Н. Сенявин, П.С. Нахимов; славные и бесстрашные мореходы, оставившие свои имена на картах мира — С.И. Челюскин, С.Г. Малыгин, Д.Я. и Х.П. Лаптевы, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский и поправшие заверение Джемса Кука о недосягаемости Южной Земли первооткрыватели Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузен и М. П Лазарев.
А в Москве после закрытия Навигацкой школы полтора столетия не было никаких морских учебных заведений.
В 1940 году в Москве была открыта 1-я специальная военно-морская школа Наркомпроса РСФСР, так же, как и Навигацкая школа, которая после войны была переведена в город Ленинград. Среди выпускников этой школы — бывший Начальник Генштаба Маршал С.Ф. Ахромеев, адмирал А.П. Михайловский, командир легендарной АПЛ «Ленинский комсомол» контрадмирал Л.М.Жильцов.
Прямой наследницей Навигацкой школы Императора Петра I и 1-ой морской спецшколы Наркомпроса в современной Москве можно назвать открытую в 2000 году морскую кадетскую школу, гордо и с достоинством носящую имя своей прародительницы — «Навигацкая школа». Кадеты школы выгодно отличаются от своих сверстников не только учебой, но и своими достижениями на различных конкурсных и спортивных мероприятиях. Несмотряна большие дополнительные нагрузки, директор школы капитан Г. В. Андрианов и завуч Н.И. Науменко сумели так организовать учебный процесс кадет, что за свои пять лет школа по завершению каждого учебного года не потеряла из-за неуспеваемости ни одного человека. И на различных общекадетских строевых смотрах кадеты школы также постоянно занимают призовые места. А это уже результат настойчивости, большого служебного опыта и несвойственного каждому человеку терпения заместителей директора школы офицеров запаса полковника С.П. Кажурова и капитана 3 ранга В.И.Гоголя. Не каждому дано в короткие сроки превращать не имевших до этого никакого представления о форме и воинской службе мальчишек в кадет с вполне достаточной для их возраста строевой выправкой и с высокой, по сравнению с обычными школами, дисциплиной. Школа сделала три выпуска своих кадет, большая часть из которых по степени своей общеобразовательной подготовки достойно продолжает обучение в высших учебных заведениях, в том числе и в военных. К сожалению, сейчас выпускники школы не имеют преимуществ при поступления в военно-морские училища — ее кадеты сдают вступительные экзамены на общих основаниях. Неопределенность в возможности поступления и уравнивание кадет с обычными абитуриентами, безусловно, значительно снижают процент желающих продолжить образование в военных учебных заведениях.
25 января каждого года кадеты «Навигацкой школы» по уже сложившейся традиции производят торжественное построение и возложение цветов к памятному камню на Сухаревской площади — месту, где раньше стояла Сухаревская башня, и от которого в России взяло начало инженерно- техническое образование.
N 1/29 2005 г.