Россiя | Леонид Малаховский | 28.01.2005 |
Храм и окружающая его территория уже не раз страдали от действий злоумышленников: сразу после установки был спилен крест на месте строительства церкви, были неоднократные попытки поджога. На этот раз от пламени пострадали вход в церковь, внутренние стены, иконостас и три иконы. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, который должен был совершить торжественное богослужение в храме Саровского Чудотворца, предал анафеме совершивших злодеяние. Священнослужители подозревают в поджоге секту так называемых неоязычников, которые, по словам настоятеля храма отца Сергия, «куда пострашнее сатанистов».
Вырваться из сектантских пут
В Комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций готовятся поправки к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Часть из них связана с недавним указом главы государства о передаче земельных участков религиозным организациям, другие изменения будут касаться вопросов налогообложения, образовательной и миссионерской деятельности. По мнению экспертов, весьма вероятно, что в одной из поправок будет введена норма контроля за деятельностью религиозных организаций в соответствии с законом о противодействии экстремизму в России. Если так произойдет, представители сект и других нетрадиционных для нашей страны конфессий могут лишиться права совершать богослужения в спорткомплексах, на стадионах, в кинотеатрах.
Действующий закон, вступивший в силу в 1997 году, как отмечают и светские власти, и священнослужители, нуждается в корректировке. Впрочем, принимался он как компромиссный вариант на волне религиозной свободы после распада СССР, когда обновленная Россия стала возрождать утраченную духовную связь с традициями прошлого. По мнению Романа Силантьева, исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России, процесс возрождения можно было бы приветствовать, если бы наряду с традиционными российскими конфессиями не расцвели буйным цветом религиозные группы и секты. Причем первыми забили тревогу представители православия и иудаизма, поскольку новые «братья и сестры» использовали названия, символику и атрибутику этих религий, к которым имели весьма далекое отношение или не имели вовсе.
Главная опасность, которую несут сектанты, как утверждает господин Силантьев, заключается в их попытках расколоть Россию по «вероисповедному признаку», подорвать традиционные устои общества, личности. В сетях «истинно верующих» оказалось немало россиян, по некоторым оценкам, количество заблудших уже исчисляется миллионами. Пока не поддается точному подсчету, сколько же заблудших пытаются вырваться из сектантских пут. В Москве при храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» создан центр реабилитации жертв нетрадиционных религий. Его руководитель иерей Олег Стеняев может опираться лишь на собственную статистику. За последние годы, по его словам, секты покинули около 2 тыс. человек.
Причем в православный реабилитационный центр направляют пациентов в том числе из костелов и мечетей. Хотя он не исключает, что в ближайшие годы иудейские и исламские религиозные организации создадут собственные центры, где будут возвращать к нормальной жизни адептов, добровольно покинувших секты.
Проповедники обживают стратегические объекты
Эксперты, изучающие такое явление, как рост интереса к различным нетрадиционным религиозным группам и сектам, утверждают, что проявляется он в годы переломных политических преобразований. Если следовать логике этих исследований, то в России, пережившей за последнее десятилетие не одну подобную бурю, активность сект пошла на убыль. Как отметил священник Олег Стеняев, западные спонсоры, финансирующие деятельность зарубежных сект, признали наше государство с этой точки зрения бесперспективным и сегодня переключились, в частности, на Китай. Однако и тысяча (по некоторым данным, эта цифра от лукавого, поскольку занижена по меньшей мере в пять раз) сектантских организаций, действующих в России, способны оказать глубокое психологическое воздействие на людей.
Среди наиболее активных сект — восточные синкретические культы, которые смешивают различные религии мира. В их числе — культ корейского проповедника Муна, кришнаизм, дзен-буддизм, рейки, движение New Age, a также возникшая в Японии секта «Аум Синрикё». В России она под запретом, но это не мешает ее адептам регистрировать себя под вывесками «групп здоровья» или «групп восточных единоборств». Причем определиться в приверженности этих «групп» довольно просто: на собраниях адепты вывешивают портреты своего гуру Секо Асахары.
Весьма любопытное сообщение распространила пресс-служба Екатеринбургской епархии после встречи архиепископа Викентия с начальником Главного управления Минюста по Свердловской области Михаилом Зацепиным. Вопрос иерарха был явно неделикатным: «Как объяснить, что в Новоуральске, Лесном, Нижнем Тагиле и других городах стратегического значения активность сект чуть ли не в разы больше, чем в самом Екатеринбурге?» Вполне возможно, что он был переадресован компетентным службам области.
Не меньшую активность проявляют секты, проникая в медицинские учреждения. В частности, в Нижнем Новгороде деятельностью сайентологов заинтересовались представители УФСБ. Выяснилось, что члены Нижегородского центра «Дианетика» регулярно читали лекции персоналу одного из роддомов, хотя их программа «оздоровления» не была одобрена Минздравом и, следовательно, могла оказать отрицательное влияние на сознание медиков. Кроме того, одну из горбольниц «оккупировали» иеговисты, где они проводили «задушевные» беседы с пациентами, убеждали больных отказаться от переливания крови. По данным спецслужб, свидетели Иеговы погубили нескольких своих детей, которым по медицинским показаниям требовалось сделать подобное переливание.
Как рассказал «Россiи» профессор Федор Кондратьев, руководитель экспертного отдела Государственного центра социальной и судебной медицины Института им. Сербского, «материалом» для сект становятся люди внушаемые, подверженные стрессам, легко ранимые, попавшие в непростую житейскую ситуацию. Проповедники только на первый взгляд представляются людьми неискушенными, по большей части — это неплохие психологи, кому подвластны и гипноз, и нейролингвистические трюки. Ненавязчивое первое знакомство вряд ли сразу обозначит подлинные цели кандидату в адепты, скорее всего, напротив, он никогда не догадается, что перед ним вербовщик.
И проблема эта не только медицинская. Господин Кондратьев, в частности, рассматривает ее как геополитическую, поскольку некоторые секты привнесены нам извне. По его мнению, цель новых эрзац-религиозных движений — формирование «синдрома зависимости», чтобы жертвы не поддавались реабилитации. Это мнение поддерживает и психотерапевт Алексей Скрыпников, в свое время создавший в ВНИИ МВД России психолого-криминалистический отдел по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений. Через эту структуру прошло немало тех, кто оказался втянутым в так называемые «кровавые» секты, на практике познав, что такое жертвоприношение, ритуальные убийства и прочие атрибуты духовной агрессии.
Закон для новых «религий» не дышло
Противодействовать тоталитарным сектам можно только совместными усилиями государства, общества и Церкви. Ведь принципы религиозной свободы в России вовсе не означают, что кому-то дозволено паразитировать на веками сложившихся традициях. К тому же государственный подход к делам религиозным свидетельствует о том, что в последние годы многое сделано для совершенствования «религиозного» законодательства, над чем немало потрудилась специальная рабочая группа при кабинете министров. По данным Минюста, в России зарегистрировано почти 21 тыс. различных религиозных организаций, государство передало им более 4 тыс. памятников и 15 тыс. предметов культового назначения. Да и количество религиозных направлений, представленных в России, выросло с 20 до 59 — главным образом за счет «новых религиозных движений».
В России действующим Законом «О свободе совести и о религиозных организациях» определен 15-летний срок, в течение которого «религиозные новообразования» должны заявить о себе и только после этого получить статус конфессии. Именно этот пункт закона и подвергается сегодня нападкам со стороны сектантов. На местном уровне их представители собираются не дожидаться установленного срока, а сразу получить свободный доступ к проповеди своего вероучения на телевидении, в армии, налоговые льготы, моральное право требовать у местных и федеральных властей выделения помещений, земельных участков и т. п.
У государства в этих условиях есть лишь одна достижимая цель — общими усилиями создать такие правовые и общественные механизмы, которые бы уменьшили возможность злоупотреблений в религиозной сфере.
27.01.2005