Русская линия
Гудок Михаил Дмитрук29.01.2005 

Свет веры и знания

С 23 по 28 января в Москве проходят XIII Международные Рождественские образовательные чтения.

В них участвуют около 5 тысяч учителей и воспитателей, священнослужителей и богословов, ученых и работников культуры России и других стран. Они собрались в Кремле, чтобы общими усилиями найти решение труднейшей проблемы, стоящей перед обществом: как остановить вымирание нашего народа? Ключом к ответу должен стать девиз форума: «Школа, семья, Церковь — соработничество во имя жизни».

Вымирание в мирное время

В Слове при открытии чтений Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал:
— Катастрофическое падение численности населения не может быть объяснено лишь экономическими факторами. Безусловно, материальное благополучие — важная составляющая человеческого бытия. Церковь согласна с тем, что государству и народу надлежит созидать обеспеченную, достойную жизнь. Однако, если обратиться к истории, можно увидеть, что наше Отечество переживало и более трудные в экономическом отношении периоды. Но такого вымирания народа в мирное время не было никогда.

Патриарх назвал главные причины этой трагедии. Семьдесят лет богоотступничества привели к неизбежному крушению атеистического государства на рубеже восьмидесятых и девяностых годов прошлого века. Но вместо того чтобы возвратиться к вере предков, многие усвоили потребительскую психологию, которую им навязывают ангажированные СМИ и массовая культура. В результате традиционные основы русской жизни до сих пор не востребованы в обществе.

— Формирование идеала крепкой и благополучной семьи могло бы стать важнейшей задачей средств массовой информации, — продолжил Его Святейшество. — К прискорбию, именно они нередко сеют в душах людей, особенно молодых, семена вседозволенности, распущенности, эгоизма, стремления к наживе любой ценой. В результате растет число супружеских пар, которые в угоду сиюминутному комфорту отвергают благословенный дар чадородия.

Но из семян зла, которые посеяли СМИ, вырастает еще одна беда: развратившиеся родители бросают своих детей или делают невыносимой их жизнь в семье. Лишенные родительской любви, они вынуждены влачить жалкое полуголодное существование и быстро втягиваются в преступный мир, который навсегда коверкает их души. Патриарх заявил, что наш долг — вернуть этим детям радость родного дома; люди, принявшие благородное решение усыновить или удочерить ребенка, должны получать мощную государственную и общественную поддержку.

Прививать детям стремление к добру и верности, самоотверженности и бескорыстию, милосердию и состраданию вместе с семьей должна школа. Его Святейшество выразил надежду, что педагоги, собравшиеся на Рождественские чтения, ясно понимают: только обращение к истинным духовным ценностям может привести к возрождению народы, окормляемые Русской Провославной Церковью. Приобщить детей к этим ценностям мог бы школьный предмет «Основы православной культуры», который — Патриарх не устает это повторять — является не религиозной, а культурологической дисциплиной. Выступая за введение этого факультативного предмета, Церковь утверждает, что он приобщит детей не только к знаниям, но и к нравственным основам европейской цивилизации, что сейчас жизненно необходимо.

— Иногда слышатся призывы ввести в школьную программу «историю мировых религий», «религиоведение» или иные подобные предметы, предлагаемые в качестве альтернативы православной культуре, — сказал Его Святейшество. — Речь идет о сугубо информационных знаниях, которые не смогут посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений. Убежден, что такой набор информации не разрешит главной проблемы: острой нужды в нравственной мотивации поступков. Для того чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину, мало знать сухие исторические факты. Для этого нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетели. Нужно помнить о высшей ответственности перед Богом и людьми.

Как сказал Патриарх, не может быть любви к Отечеству без воскрешения памяти предков. Мы не должны забывать о подвиге людей, благодаря которым живем на свете и чей пример служения Родине не может не найти отклика в молодых сердцах. Нужно достойно отметить в этом году 60-летие Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне и 625 лет Куликовской битвы.

Его Святейшество подчеркнул, что судьбы России, ее будущее — в руках пастырей, педагогов, воспитателей, учителей, журналистов, людей творчества. Он сказал самые добрые слова в поддержку тех, кто находит силы отдавать свое сердце подрастающему поколению, несмотря на общую коммерциализацию жизни, экономические и социальные тяготы.

Но многие из этих людей, особенно в глубинке, оказались в крайне стесненном материальном положении. Их труд стал цениться неоправданно низко. Патриарх Алексий заявил, что Церковь обязана протянуть им руку помощи, ведь именно они, несмотря ни на что, остаются хранителями нашего культурного богатства и наших нравственных ценностей.

— В этот радостный день вновь и вновь хочется пожелать всем подвизающимся на поприще образования успехов в их многотрудном, но благородном деле, — сказал в завершение предстоятель Русской Православной Церкви. — Свет веры и свет знания, который вы несете, пусть всегда наполняет сердца юных людей.


Как бороться со злом?

Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко поднялся на трибуну и осмотрел огромный зал Кремлевского дворца. В нем были заняты все места, вплоть до последних рядов на балконах.

— Мне посчастливилось не первый год принимать участие и в открытии, и в работе традиционных Рождественских чтений, — сказал Георгий Сергеевич. — И каждый раз я вижу, что в них участвует все больше и больше людей. Самый большой зал страны сегодня заполнен практически до отказа. Верю, что скоро ни один зал нашей страны не вместит всех желающих участвовать в этих чтениях. Потому что люди сюда приходят не по разнарядке, не по указанию, а по зову сердца, по велению своей совести обсуждать самые важные, самые насущные проблемы развития государства Российского и других государств, которые тесно связаны с нами православной историей, православной культурой, нашей святой православной верой. Эти чтения являются не только важным событием в общественной жизни. Я считаю, что они носят очень важный общегосударственный характер и поэтому, естественно, вызывают интерес и находят поддержку у руководителей нашей страны.

Постоянные участники Рождественских чтений знают, что в своих выступлениях на форуме Георгий Полтавченко бывает очень краток и скуп на эмоции. И если в этот раз он говорил гораздо дольше обычного, с воодушевлением, то, значит, не все так плохо в нашем образовании. Недаром руководители всех ветвей государственной власти прислали в адрес форума телеграммы, в которых горячо поддержали педагогов и священнослужителей в их последовательной работе, направленной на решение насущных проблем.

Но если точку зрения Патриарха разделяют представители руководства страны, то почему наше руководство не употребит власть, не остановит потоки негативной информации и отходов западной культуры, которые льются на нас из всех электронных «ящиков» и со страниц «желтой прессы»? Почему не даст «зеленый свет» православному образованию и православной культуре, в которых многие видят спасение нашего общества?

Тайна сия велика. Но ее невольно приоткрыл министр образования и науки Андрей Фурсенко. Его обширный доклад на Рождественских чтениях произвел удручающее впечатление на слушателей. Андрей Александрович бросал в зал красивые лозунги, за которыми не было никаких конкретных предложений.

Например, он поведал нам, что человеческой цивилизации угрожают терроризм и экстремизм, ядерное оружие, ограниченность ресурсов, новые болезни, и закончил свою мысль очень эффектной, по его мнению, фразой, которая была произнесена с особым ударением: «Я хочу сказать, что все эти угрозы могут потрясти до основания человеческое существование».

Как же бороться с этим злом? Министр объяснил, что гражданам надо проявлять толерантность и веротерпимость, умение слушать друг друга. Конечно, надо, Андрей Александрович, и мы давно об этом знаем, но проблема в том, кто и как будет воспитывать в людях названные вами замечательные качества. Увы, министр не дал на это ответа.

Он ушел от конкретного решения проблемы, которого больше всего ждали участники Рождественских чтений: чтобы замедлить катастрофическое падение нравов подрастающего поколения, надо срочно внедрять школьный предмет «Основы православной культуры», который сможет приобщить наших детей к нравственным основам российской и европейской цивилизации. Министр образования и науки проигнорировал призыв Патриарха.

Он долго рассуждал о том, что Православная Церковь «сыграла особую роль в истории России». Следовательно, и в религиозном образовании «православию должна принадлежать исключительная роль». Наверное, в том смысле, что его надо исключить из школьной программы даже на факультативных уроках в виде культурологической дисциплины? Министр не сказал прямо, но недвусмысленно намекнул, что веру наших предков следует оформить как один из разделов «истории мировых религий» — сделать именно то, против чего выступают Патриарх и вся Православная Церковь: давать информативные знания, которые не могут посеять семена добра в детских душах.

Возгласами разочарования и недоумения провожали участники чтений спускающегося с трибуны министра.
— Иногда удивляешься, откуда такое противодействие внедрению православной культуры, — сказал Его Святейшество в конце пленарного заседания. — Ведь каждый культурный человек должен знать историю своей культуры. А она у нас — православная (эти слова вызвали бурные аплодисменты. — М.Д.). Светскость школы часто понимается как непременно атеистическое воспитание. И вот сегодня в своем выступлении Андрей Александрович сказал о подготовке преподавателей предмета, посвященного религии и культуре. Это очень важно, потому что чаще всего религиоведение начинают преподавать те, которые вчера или десять лет назад преподавали научный атеизм (бурные аплодисменты. — М.Д.).


Тайное становится явным

Почему происходят подобные недоразумения, популярно объяснил в своем докладе президент Российской академии образования Николай Никандров. Он привел любопытную статистику. В нашей стране сейчас треть детей рождаются вне брака, в то время как 20 лет назад внебрачным был один новорожденный из двадцати. По мнению Николая Дмитриевича, главная причина этой беды в том, что люди отошли от православных традиций, которые направлены на укрепление семьи. Убедиться в этом можно методом от противного: некоторые страны с сильной и непрерывной христианской традицией дают прямо противоположную статистику.

Так, в православной Греции вне брака рождается всего 4 процента детей, а в католической Италии — 9 процентов. А вот во Франции, которая со времен революции считается одной из самых безбожных стран, внебрачных детей больше, чем в России: 40 процентов. Своеобразный рекорд установила Эстония, которая в прошлом году заслужила похвалу международных рейтинговых организаций за уровень экономической свободы (4-е место по сравнению с российским 124-м): здесь рождается вне брака… более половины всех детей.

Но есть проблема еще серьезнее: до 40 процентов российских детей появляются на свет с отклонениями, половина из них — с психическими. И запас здоровья у каждого последующего поколения становится меньше, чем у предыдущего. То есть наш народ в прямом смысле слова вырождается. Таковы последствия нездорового образа жизни родителей: пьянства, курения, разврата…

По мнению президента Российской академии образования, остановить нравственное падение людей может их воцерковление. Русская Православная Церковь своим вероучением, всей деятельностью всегда укрепляла авторитет семьи, ее здоровье и счастье. Но в этой благотворной деятельности Церкви мешают массовая информация и массовая культура, которые насаждает Запад.

— В статье 55-й нашей Конституции провозглашается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, — объяснил Николай Никандров. — Но наши СМИ лучше помнят другую статью Конституции — двадцать пятую, где гарантируется свобода мысли и слова, где запрещается цензура. И, ставя коммерческие интересы выше того, что в Конституции называется защитой нравственности и здоровья (в том числе, понятно, и здоровья психического), льют на всех нас, включая детей и подростков, мутный поток насилия, порнографии и всяческого негатива… Оградить детей от духовной отравы, которой вокруг так много, мы можем только все вместе — и государство, и Церковь, и школа, и семья.

Человек начинает воспитываться в семье, поэтому она должна первой защитить его от тлетворной рыночной психологии. Но как часто сейчас повторяется вокруг: «Бери от жизни все!» Эгоист и карьерист во многих передачах и печатных изданиях — понятие вполне положительное. Но те, кто упорно призывает нас «все брать», прекрасно понимают, что означает этот лозунг. Поскольку на всех всего не хватит, он означает, по сути, призыв использовать любые средства, чтобы взять у других то, чего недостает тебе, считает президент Российской академии образования. И статистика показывает, что многие школьники в анонимных опросах говорят о своей готовности действовать ради обогащения любым способом. Это ведет нашу страну к хаосу и краху.

— Каковы же сейчас перспективы соработничества школы, семьи и Церкви в воспитании молодежи? — спросил в завершение Николай Никандров. — Считаю, что мы можем смотреть на эти вопросы с известным оптимизмом. Противники такого соработничества всегда были, есть и, думаю, будут. Но, надеюсь, будет возрастать, уже возрастает и мера понимания того, что мы можем достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, подлинного патриотического сознания ее народа только вместе… Уверен, что наш общий дом, наша Родина — Россия нам всем, собравшимся здесь, равно дорога…

Эта уверенность подтвердилась самым наглядным образом. Когда Николай Дмитриевич закончил свое выступление, зал устроил ему продолжительную овацию. Было видно, что президент Российской академии образования поставил нашему обществу точный «диагноз» и прописал «лекарство», которое наверняка приведет к выздоровлению. Надо только всем миром взяться за лечение социальных недугов.

Участники Рождественских чтений готовы спасать наших детей. А мы?

26.01.2005


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru