Победа.Ru | Роман Илющенко, Юрий Сухарев | 28.01.2005 |
Что же все-таки случилось? Почему этот апокалиптический ужас воплотился, стал кошмарной явью? Неужели эта небывалая война была неизбежна, необратима? Какие силы привели в движение маховики этого чудовищного злодейства? Человеческих ли рук вообще это дело?
Казалось бы, на эту тему написаны горы исследований, изданы сотни томов мемуарной литературы, все расставлено по полочкам и разъяснено. Агрессивные планы гитлеровской Германии пересеклись и вошли в конфликт с геополитическими интересами возглавляемого Сталиным Советского Союза. Формула Клаузевица. Теория Мальтуса. Планы мировой Закулисы… Полные ответы на эти вопросы история хранит от людей, пытающихся вникнуть лишь в сущность политических, экономических и иных вполне материальных причин, не задумываясь о сакральных, таинственных, сокрытых Божьим промыслом мотивах войны. А ведь война — это не только «продолжение политики», но и следствие, результат политики, проводимой государством. Отвечает ли эта политика задачам, возложенным на народ Творцом Вседержителем? И если нет, то наказание за отступление от Бога будет неотвратимым! Потому, что существуют духовные причины, всегда стоящие за развязыванием войн и конфликтов. Однако Человеколюбец Бог попускает свершиться очередному подготовленному людьми кровопролитию, ради не столько их наказания, сколько последующего вразумления.
Не только Вера, но и тысячелетний опыт истории показывают людям, что таков Богом предначертанный путь бытия и развития человечества. Один из авторитетнейших священнослужителей нашей церкви архимандрит Кирилл (Павлов) дает такую оценку событиям тех лет: «Вы знаете, что, как и прочие беды человечества, Отечественная война была нам попущена Богом за грехи наши. Как спасительное наказание, как средство, крайний метод воздействия на нас, чтобы остановить нас в беззаконном, пагубном пути. Мы были в авангарде богопротивного, атеистического государственного устроения. За отход от Веры, глумления над святынями, за многие наши преступления перед Богом было попущено нам это бедствие. Для того, чтобы остановить нас от полного падения во тьму, греховную пропасть вечной погибели
Заплатив многими жертвами, народ наш одолел тогда врага. Еще в начале войны стало ясно, что без Божией помощи нет никакой даже надежды, возможности противостоять настолько подготовленному врагу. Тут, как обычно и бывает, при скорбях и вспоминают про Бога, Отца нашего небесного. Что невозможно людям возможно Богу… Господь попускает беды, тупики, как малые, таки большие, чтобы остановить, вразумить нас, спасти от вечной гибели, по великой Своей Милости. Никто нас так не любит, как Он».
Несколько десятилетий победители фашизма, а затем и их потомки «опираясь на единственно верное марксистско-ленинское учение», были не в состоянии уяснить эти простые истины, когда-то очевидные для созидателей и хранителей нашего государства на протяжении девятисот лет, однако ныне, по милости Божией, уже стало возможно, в том числе с помощью данных материалистической науки, убеждать в них людей.
Другим, не менее важным уроком Великой Отечественной войны, который наконец-то, хотя бы спустя шестьдесят лет, обязаны уяснить «потомки православных» есть то, что одолеть врага и победить его без помощи Божией народ сам не мог. Это ясно доказывает сам ход событий 1941 года. Лишь обратившись в последний момент к помощи Небесных Сил, удалось в последний момент остановить победоносного врага на ближних подступах к столицам.
«Да не хвалятся неразумные в безумии своем, говоря: „Мы своим оружием избавили Русскую землю“. Не ангел, не человек, спас нас, но Сам Господь спас нас по молитвам Пречистой и всех святых», — считали на Руси в дни победы на Угре над Большой ордой хана Ахмата. «Не нам, не нам, а Имени Твоему!» — воздавали должное Христу Спасителю русские в 1812 году. Так и мы должны проникнуться неколебимой верой, что Победа, одержанная на православную Пасху 1945 года, в день Великомученика и Победоносца Георгия — покровителя воинства российского есть факт Божественной к нам милости, по молитвам праведников и заступничеству Богородицы.
Тернистым путем привел Господь свой народ, растерявший свои духовные дары и материальные плоды победы на историческое пепелище 1991 года. Потому то столь же важным для нас является и третий урок Великой Отечественной войны — если мы не осознаем всей глубины нашего падения, в том числе не пересмотрим взгляда на Великую Отечественную войну и причины Победы в ней, не принесем истинных плодов покаяния, не сделаем необходимых выводов, то будем и дальше терпеть крах во всех сферах нашей жизни.
***
Очередной юбилей Куликовской битвы дорог нам и как четверть вековой, уже, рубеж, с которого начался тот подъем национального самосознания русского народа, что привел, вскоре, к началу его воцерковления — «Второму крещению Руси» 1988−90 годов. Именно тогда, в 1980 году, впервые за годы советской власти, в массовое сознание начало проникать понимание роли Православной Церкви в деле восстановления независимости, освобождения страны от ордынского ига, а с ним стал расти и авторитет Русской Православной Церкви, признание в глазах народа ее непреходящих заслуг в истории Отечества.
Каждая новая Куликовская годовщина есть, — по словам Святейшего Патриарха, — «вдохновляющий исторический урок» для народа, учащегося стойкости и мужеству на примерах прошлого, чтобы с достоинством и терпением переносить выпавшие на его долю испытания. В условиях той небывалой духовной брани, что ныне развернулась по всей России, опыт наших богобоязненных предков, сумевших победить могучего врага, превратив страну, по сути, в один военный лагерь, в одну общину, в один большой монастырь, важен для нас как никогда.
Оказавшись перед многообразным глобалистическим вызовом, угрожающим утратой не только культурной сомобытности, но и государственной независимости; не только деградацией институтов государственности, но и полным исчезновением с лица земли народа — носителя истинной веры Христовой, православные в прошлом народы, населяющие нашу Родину должны, как и встарь, сплотиться вокруг Матери-Церкви, под знаменем Непобедимой Победы.