Доброволец (Севастополь) | Екатерина Руденко-Миних | 28.01.2005 |
Я — мать, и своему четырехлетнему сыну мне приходится объяснять многие вещи, отвечать на массу вопросов. Живя в Севастополе, где каждая улица, каждый камень дышит историей, мне приходится рассказывать о людях, мимо памятников которым мы каждый день ходим в детский сад. И что же получается?
Вот памятник Нахимову — любимому историческому персонажу моего ребенка. Его можно смело поставить в пример, воспитывая в малыше гордость за свое Отечество, рассказать о талантливом флотоводце, честном и благородном офицере, заботливом командире, который отдал жизнь, защищая Севастополь. Дальше мы проходим мимо вечного огня у монумента защитникам города 2-й обороны — тут тоже есть, что рассказать маленькому севастопольцу. А вот следующий памятник — флотским чекистам (мрачные квадратные лица, разделенные мечом), и я не нахожу слов, чтобы объективно объяснить ребенку, за какие подвиги и заслуги он воздвигнут. Неуверенность в моем голосе толкает ребенка на собственный вывод: «Мама, мне этот памятник не нравится! У этих дядь какие-то злые лица!»
Поднимаемся на Матросский бульвар со знаменитым памятником Казарскому. Малыш знает, что это первый памятник, установленный в нашем городе с момента его основания, гордится им, с трудом, но все же выговаривает «бриг «Меркурий» и может рассказать о корабле, который принес неувядаемую славу молодому Черноморскому флоту. В конце Матросского бульвара расположился памятный знак А.С. Попову, проводившему в Севастополе испытания первого в мире радио. В общих чертах объясняю ребенку принцип работы радиосвязи, ее значение для моряков и всей нашей цивилизации.
Идем дальше. Памятник Ленину. Вот и приехали! Старые советские книжки для детей о «вожде мирового пролетариата» выглядели чудесными сказками: какой он был добрый, как любил детей, про новогоднюю елку, подарки и т. д. В детском сознании рисовался образ эдакого круглогодичного Деда Мороза…
Просто сказать сыну, что это был плохой, глупый и злой человек, значит фактически принизить в его глазах значение дореволюционной России и всего Белого движения заранее. Ведь когда сын подрастет, то обязательно спросит: «Если он был такой глупый, то как смог уничтожить хорошую Россию? Если белые такие замечательные, то почему не смогли победить этого «плохого и злого?»
Мы ведь учим детей на добрых сказках, где добро обязательно побеждает зло. И приходится осторожно объяснять чаду, что это выдающийся человек, наделенный невероятной силой, своего рода, злой гений, которому удалось прийти к власти, разрушив старый, добрый уклад, основанный на вере, традициях, уважении к своим корням, своим предкам, своей истории, любви к своему Отечеству. А победил он и его сторонники обманом и жестокостью.
Возможно, кто-то мог объяснить это ребенку лучше. Но среди книг и журналов о героях Белого движения и всей антибольшевистской борьбы я не нашла ни одного материала, который можно было бы предложить ребенку.
Неужели Белое движение — это все же узкий круг избранных людей, совершенно созревших, сформировавшихся по каким-то своим внутренним принципам и пришедшим к пониманию ее как некоего совершенного. В своих статьях и материалах мы часто представляем белых воинов обреченными последними рыцарями России, окруженными ореолом романтизма. Романтика всегда манит. Но ведь у этой идеи никогда не будет продолжения, если не будет свежей поросли от корней старого, казалось почти засохшего древа. Белые воины и их прямые потомки — люди очень преклонного возраста, они — живая легенда некогда проигравших, но не сломленных патриотов Отечества, и кому, если не им подумать о том наследии, на котором они бы хотели, чтобы воспитывались наши дети.
Сейчас у поколения наших детей нет достойных примеров, на которых их можно воспитать. Вернее они есть в более ранней истории. Я с гордостью рассказываю своему сыну о русских князьях и полководцах, мореплавателях и зодчих, но все они были до революции. А потом? Придет время, и мне необходимо будет объяснить сыну, почему мы живем так плохо.
Мой сын растет, и я очень хочу, чтобы он гордился тем, что он — русский. Я знаю, что попытаюсь объяснить ему ошибки семидесятилетнего правления советской власти, тем более что для него это будет уже главой в учебнике истории. Хочу, чтобы сын понял, что победа «плохих» большевиков совсем не означает, что плох наш народ, что он обречен мечтать о сильной руке и добром хозяине, как злорадствует «цивилизованный Запад». Почему вечные спасители Европы, которую русские защищали от внешних врагов своей кровью на протяжении многих веков, сегодня пляшут под ее дудку? Какое право имеет Европа считать нас людьми второго сорта? Почему Запад диктует нам свою модель поведения? Мы живем в XXI веке, а нас по-прежнему представляют неотесанными медведями из глубинки. И в этот момент я с горечью думаю о том, что сегодняшняя мировая официальная история — это вечная насмешка над русским народом, над русским оружием, над русской порядочностью, которой я не вижу в «старой доброй Европе».
Я хочу, чтобы мой сын понял, что Белое движение боролось за все то светлое и прекрасное, что было в вековой дореволюционной нашей истории (и чего часто не было на Западе), а сегодняшние сторонники Белого дела сохраняют эту память и эти традиции, потому что большинство людей, выросших при Советах, не могут быть объективны, им всю жизнь навязывали выдуманную правду, замешанную на крови, безверии, трагедиях. Я хочу, чтобы мой сын верил, что у нашего народа есть на каких традициях и примерах возрождать Родину. Но такого понимания и такой веры не добиться, если не будет книг о Белом движении и антибольшевистской борьбе, написанных для детей.
Почему же такие книги были о Ленине и его соратниках, о командирах Гражданской войны и всевозможных «красных дьяволятах»?! И ведь писали же доступно и понятно, лгали, но лгали убедительно и захватывающе. Показывали не только лубочные образы вождей, но и сверстников юных читателей, совершавших сказочные подвиги во имя такой же сказочной цели. И образы эти обладали для наших дедушек и бабушек и родителей определенной привлекательностью. Целые поколения растили на примере мальчишей-кибальчишей, неуловимых мстителей, Макаров-следопытов и прочих персонажей советской мифологии. Дети, плакавшие над финалом фильма «Чапаев», и ходившие по нескольку раз в кино с наивной ребячьей верой: «А вдруг выплывет» — это ведь тоже было!
Как хочется, чтобы у нынешних подростков заблестели слезы в глазах при виде величия и трагедии подвига белого воина.
Уважаемые историки Белого дела, кандидаты наук, профессора, хоть на какое-то время отвлекитесь от изучения сугубо узких нюансов деятельности того или иного полка или особенностей политической программы какого-либо общественного деятеля и напишите интересные и доступные книги для детей, а еще лучше — снимите художественные и анимационные фильмы.
Вам легче, ведь вам не надо лгать! Покажите правду. У вас ведь столько примеров — образов и генералов Белого дела, и офицеров, и рядовых бойцов, и подростков — юнкеров, гимназистов, кадетов, которые с чистой душой и искренней верой шли на муки и смерть за благо Родины, образов патриотов, в том числе юношей и девушек, которые верили в Россию и боролись с большевизмом и после его победы, которые и в застенках ЧК, и в аду лагерей оставались верны этой вере.
Покажите героизм их подвига, верность идеалам чести и справедливости, преданность свой Родине, романтику борьбы, крепость дружбы и воинского братства, красоту чистой и верной любви, жестокость врагов, подлость трусости и предательства. Напишите так, чтобы юная душа тянулась к вашим положительным героям, раз и навсегда выбирала для себя правую сторону.
Эти книги и фильмы должны стать своего рода трамплином в понимании Белой идеи как таковой, чтобы дети смогли понять, почему же Белая армия потерпела поражение семьдесят с лишним лет назад, будучи нравственно правой. Эти книги должны стать первой ступенькой, после которой подросток возьмет с книжной полки «Дроздовцы в огне» и «Походы и кони», юноша или девушка заинтересуются альманахами «Белой Гвардии» и библиотечки Россиеведения, а молодой человек обратится к серьезным научным работам по истории и идеологии Белого дела, материалам о современных организациях, исповедующих Белую идею.
Вы скажете: это безумно трудно. Не спорю! Но надеюсь и верю, что вам эта миссия под силу. Ведь без первой ступеньки на эту высоту не подняться.
2005. N 1. С. 8−9.