Ни для кого не секрет, что сегодня взаимоотношения Российской Федерации и Грузии, где дислоцируется основная часть воинских частей и подразделений Группы российских войск в Закавказье, далеки от идеальных. Не секрет и то, что руководство этого независимого государства разными способами пытается выдавить со своей территории российские воинские формирования. До тех же пор, пока это не произошло, официальный Тбилиси накладывает ограничения на все, что так или иначе может сказываться на обеспечении потребностей ГРВЗ и ее личного состава. Здесь и проблема выдачи въездных виз российским военнослужащим, и ограничение числа КПП на границе, через которые они могут въехать в страну и выехать из нее. Прибавим сюда грабительские таможенные налоги и сборы, взимаемые с грузов, доставляемых для нужд группы (до 30 процентов от стоимости ввозимого груза). Не менее актуальны с регулярной периодичностью возникающие проблемы с электро- и водоснабжением российских воинских гарнизонов. Но даже все это было бы терпимо, если бы не тенденции последнего времени, подводящие наших военнослужащих под «перекрестный огонь», ведущийся, как выясняется, с обеих сторон. Ударом «ниже пояса» для закавказцев можно считать распоряжение ЦУП ВОСО МО РФ от 28 декабря 2004 года (телеграмма N НР 159/2/2387). В частности, им вводится запрет на осуществление перевозок военнослужащих воздушным транспортом по воинским перевозочным документам (ВПД) в случае, если существуют возможности использования других видов магистрального транспорта или если расстояние до точки назначения составляет менее трех тысяч километров. ГРВЗ попадает под оба условия, так как есть возможность воспользоваться автобусным транспортом и расстояние от Тбилиси до Москвы меньше указанного в телеграмме, не говоря уже о Ростове-на-Дону, Волгограде, Минеральных Водах и т. д. Мотивируется подобное решение недостаточным финансированием из федерального бюджета данного вида расходов Минобороны. Мотивировка, скажем прямо, «железобетонная». Без сомнения, одной из важнейших задач любого ведомства, организации является бережное расходование государственных финансовых средств. Вместе с тем данное решение ставит практически в безвыходное, точнее, безвыездное положение военнослужащих ГРВЗ (каких-либо оговорок по поводу особого статуса личного состава заграничного воинского объединения в нем нет), проходящих службу на территории Грузии, и даже, возможно, подвергает риску их жизнь. Но давайте все по порядку. Под магистральным транспортом, как установлено руководящими документами, понимается воздушный, железнодорожный, морской, речной и междугородний (международный) автобусный его виды. Прямого железнодорожного сообщения между Грузией и Россией не существует. Ставим минус. Через Азербайджан поездом не поедешь, так как согласно тем же руководящим документам это будет крюк и придется часть пути оплачивать из собственного кармана. Прибавим сюда такой нюанс, как отсутствие каких-либо договоренностей с железнодорожными компаниями Грузии и Азербайджана по приему к оплате за билеты воинских перевозочных документов. Снова ставим минус. Это же относится и к морскому транспорту. Из Потийского порта (единственного разрешенного грузинскими властями к использованию российскими военнослужащими) не отчалишь — ты там никому не нужен со своими проездными. По ряду причин отпадает и использование междугороднего (международного) автобусного транспорта. Во-первых, опять же никто не примет ВПД для проезда на участке Тбилиси — Владикавказ (ближайший российский город и тупиковая железнодорожная станция). К тому же распоряжением того же самого ведомства запрещается выдача аванса на дорогу при убытии к месту проведения отпуска. Опять плати из собственного и, к глубокому сожалению, довольно худого кармана (во что обойдется проезд для семьи из трех человек, если супруга в условиях заграничья, как правило, не работает, подсчитать нетрудно), а потом жди, когда тебе все твои расходы компенсируют. Отсутствие системы бронирования железнодорожных билетов для военнослужащих ГРВЗ превращает путешествие в Россию в поездку в никуда. Авось во Владикавказе повезет с билетами! Во-вторых, единственный разрешенный для проезда российским военнослужащим контрольно-пропускной пункт на российско-грузинской границе расположен на Военно-грузинской дороге, которая с ноября по апрель большую часть времени из-за схода снежных лавин, гололеда закрыта даже для легкового автотранспорта. Запрет для автобусного движения в этот период времени действует практически постоянно. В-третьих, и это самое главное, на территории Грузии и поныне тлеют два межнациональных конфликта (для сведения тех, кто не читает газет и не смотрит телевизионные новости). В зонах конфликта дислоцируются российские миротворцы. Добросовестное выполнение ими своей миссии многих, по всей видимости, сильно раздражает. Общее же отношение местных властей к российским военнослужащим далеко не самое благоприятное. Объем вылитой на россиян местными средствами массовой информации грязи не поддается описанию. Поэтому тот, кто считает, что прогулка российских военнослужащих по территории соседнего с Россией государства — это всего лишь развлекательное путешествие или легкое приключение, глубоко заблуждается. Более или менее приемлемыми, с точки зрения безопасности, для пребывания российских военнослужащих в Грузии являются крупные города — Тбилиси (регулярные рейсы российских авиакомпаний, принимающих к оплате ВПД) и Батуми, но воспользоваться авиатранспортом из-за вышеуказанного распоряжения они отныне, по всей видимости, не смогут. В связи с этим хочется задать один-единственный вопрос: Закавказье стало местом ссылки для военнослужащих, причем без права выезда? Раз уж речь зашла о льготах, предоставляемых военнослужащим на транспортные услуги, то, как мне кажется, не будет лишним напомнить определенным должностным лицам, что в течение всего времени существования ГРВЗ (12 лет) ее военнослужащие не имели возможности пользоваться такой льготой, как бесплатный проезд в городском транспорте. Тбилиси — город с миллионным населением, и транспортные расходы в нем никак не меньше, чем в Москве, Санкт-Петербурге, и т. д. До введения в действие так называемой монетизации льгот «закавказцы» были вынуждены оплачивать проезд из собственного кармана, и никого это не волновало. Может быть, кто-нибудь займется этим вопросом и позаботится о выплате компенсации и за эти годы?