Высшее образование сегодня | А. Попова | 28.01.2005 |
Сегодня курс «Отечественная история» обязателен в каждом российском вузе независимо от его профиля. В этом заключается положительная черта отечественной высшей школы — давать не только профессиональную, но и широкую гуманитарную подготовку, предусматривающую изучение, по меньшей мере, истории, философии, политологии, социологии, русского языка и культуры речи, иностранных языков.
К сожалению, многие студенты смотрят на такое образование как на излишество, а гуманитарные дисциплины называют пустыми, не заслуживающими времени и внимания. Подобную точку зрения поддерживают и некоторые работники вузов, объявляя историю и философию второстепенными предметами, призывая преподавателей гуманитарных дисциплин не мучить студентов лишними знаниями. Не случайно в последнее время проявляется устойчивая тенденция к сокращению часов на общеобразовательные предметы в высших учебных заведениях, в том числе и на историю Отечества.
Между тем изучение отечественной истории заменило почившую историю КПСС, считавшуюся когда-то основой формирования мировоззрения специалиста. История КПСС занимала достойное место в учебном плане, ее изучали целых три семестра. Затем курс был заменен политической историей, а позднее — историей Отечества. С изменением названия и, как известно, принципиального содержания курса было уменьшено время, отводимое на его изучение. Сегодня на отечественную историю на большинстве специальностей вузов выделяется всего 60 часов аудиторных занятий (включая лекции и семинары) и нередко можно услышать разговоры, что и этого времени много: курс необходимо сократить до 20- 30 часов, а то и вовсе упразднить его.
Стоит ли из-за этого волноваться? Может быть, отечественная история действительно является лишним предметом, «наследием идеологизированного прошлого»? Может быть, этот курс следует вовсе упразднить, чтобы не загружать и без того всегда занятых студентов?
Здесь нам необходимо вспомнить об одной из лучших традиций российского высшего образования — готовить не только специалистов с высшим образованием, но и воспитывать отечественную интеллигенцию. Каждый выпускник, получающий сегодня диплом о высшем образовании, с гордостью называет себя интеллигентом, забывая при этом, что в России интеллигенция традиционно выделялась на общем фоне и высокой культурой, и особой жизненной позицией, неравнодушием к судьбе страны, стремлением быть как можно полезнее своему народу и Отчизне.
Воспитание гражданской позиции невозможно без знания истории своей страны и уважения к ней. К сожалению, приходится констатировать, что у современных первокурсников дело со знанием родной истории обстоит очень и очень плохо. Каких только анекдотичных ответов не приходится выслушивать от первокурсников на экзамене по отечественной истории! Вот не самые курьезные из них: «Петр I воевал в Северной войне с Финляндией», «Значение Октябрьской революции состояло в том, что она отменила крепостное право и низложила монархию». Или: «Картина Сурикова „Утро казни боярыни Морозовой“», «Московский университет был основан Радищевым», «Андрей Рублев — художник, автор картины „Боярыня Морозова“», «А.С. Пушкин написал сказку „Кот в сапогах“», «жену Лжедмитрия звали Марина Цветаева».
Конечно, студенческие и школьные ляпсусы были и будут всегда. Однако сегодня уровень исторического незнания достиг пугающих размеров: уже не редкость, когда студент не может ответить на вопросы, ранее известные каждому, даже самому слабому школьнику. Вряд ли лет десять назад можно было представить себе, что найдутся выпускники школ, не знающие, когда была Великая Отечественная война и с кем наша страна в этой страшной войне воевала. Сегодня подобные ответы уже не удивляют. Как не удивляет и то, что имена, раньше знакомые каждому, ничего не значат для современных школьников. Так, Зоя Космодемьянская превращается в «какую-то революционерку», а Ф.Э. Дзержинский — в детского писателя. «Опусами» на историческую тему поражают даже те, кто, казалось бы, просто обязан знать свою историю на «отлично». Например, в Петербурге один экскурсовод поведал внимательным слушателям, что в императора Александра II кидала бомбы… Софья Ковалевская!
Причин происходящего много. Легче всего было бы бросить камень в школьных учителей истории — они, мол, плохо работают. Но делать этого совсем не хочется, и не только из-за корпоративной солидарности. Это было бы просто явно несправедливо. Школьные учителя делают все, что в их силах. Другой вопрос, в каких условиях они работают. Ситуация заключается не только в плохом финансировании школы, хотя и в нем, конечно, тоже. Мизерная зарплата заставляет учителей брать на себя нагрузку до 40 часов в неделю, что не может не сказаться на качестве преподавания.
К числу разрушающих логику учебно-воспитательного процесса решений, на мой взгляд, относится переход школы от линейной к концентрической системе обучения. Теперь к 10-му классу ученики должны изучить весь курс отечественной и всемирной истории с древнейших времен до наших дней. А в 10−11-х классах изучение всего курса повторяется «на более высоком уровне». В результате на каждую тему выделяется крайне мало времени. На ту же Великую Отечественную войну, которую раньше изучали целую четверть, теперь в неполной средней школе выделяется всего 3 (!) урока. Что же можно успеть за эти часы? В 10−11-х классах времени на каждую тему также оказывается совсем немного и вряд ли приходится говорить о «глубоком» изучении курса. В итоге нынешних реформ вместо одного углубленного курса с осмысленным изучением отечественной истории мы получили два, которые можно охарактеризовать расхожим выражением «галопом по Европам». Учителя недовольны сложившейся системой, но сделать ничего не могут — к их мнению не прислушиваются. Необходимо сказать и еще об одной негативной тенденции современного школьного образования: сегодня недопустимо снижены требования к учащимся. Под лозунгами демократизации, реализации права на образование каждого ученика царит обычная вседозволенность. Современному учителю запрещают ставить двойки и оставлять учеников на второй год. Как бы плохо ни занимался ученик, даже если он прогуляет все занятия, ему обязательно натянут тройку. Одно время школам разрешили выдавать аттестаты с прочерком, потом и это запретили. Ученик может весь год не появляться на занятиях, читать на уроках газеты, разгадывать кроссворды и быть уверенным, что положительная оценка ему все же будет поставлена. В результате падает уровень знаний по всем предметам, и история здесь не исключение. Школьные оценки девальвируются: случается, что у студента, не знающего, когда была Великая Отечественная война, в школе по истории была оценка четыре. Сама шкала оценок сильно деформировалась: 3 балла получают те, кто совсем не ходил на занятия, тем, кто хотя бы присутствовал на уроках, надо уже ставить 4, а для тех, кто хоть что-то делал на занятиях, предназначается оценка в 5 баллов. Впоследствии первокурсники испытывают «болезненную ломку», привыкая к вузовским требованиям.
Выделим еще одну важную причину происходящего. Роль школы в образовании и воспитании подрастающего поколения очень важна, но одна она не в состоянии выполнить эту функцию. Воспитывает и обучает не школа, не улица, не семья по отдельности, а среда — все мы вместе. В прежние времена распространению исторических знаний в существенной степени способствовала пропаганда, радио и телевидение. У советской пропаганды было много недостатков, но было и одно немаловажное достоинство — самое главное вкладывалось в сознание людей очень крепко, в том числе и важные исторические факты, на которых строилось патриотическое воспитание. Сегодня патриотическое воспитание не только в школе, но и во всем обществе в целом пущено на самотек. Что показывают сейчас по телевизору? В основном — сериалы и боевики, причем в большинстве своем зарубежные. Снимаются ли сейчас фильмы на историческую тему, например, о той же Великой Отечественной войне? Очень и очень мало. Телевидение ограничивается только повтором, безусловно, выдающихся лент: «Семнадцать мгновений весны», «Вариант „Омега“», «А зори здесь тихие». Однако и это делается главным образом в дневное время или поздно ночью. Вечером, когда у телевизоров собираются всей семьей, время отводится под те же боевики, ток-шоу и «интеллектуальные» игры. К патриотической тематике активно обращаются или перед Днем Победы, или в дни траура. Практически исчезло с экранов документальное кино, а его надо делать. И не просто новые ленты, а с учетом современных технологий: ярко, зрелищно, доступно и в то же время информативно. Исчезли и просветительские передачи на историческую тему.
Зайдите в книжные магазины. Что вы увидите на прилавках? Учебники, книги по домоводству, детективы, фантастику. Детективы и фантастика, наверное, важный пласт современной культуры, но почему с прилавков исчезла иная художественная литература? Где найти сочинения на исторические темы? Куда подевались произведения В.Г. Яна, М.А. Алданова, И.И. Лажечникова? Ведь именно на них воспитывался интерес к истории в прежнее время. Если эти книги и попадают на прилавки, то цены на них для многих оказываются недоступными. Почему те же детективы стоят сегодня 20−50 рублей, а классические произведения — 100−200 рублей? Стоимость научной исторической литературы вообще переходит в запредельные цифры. Монография в 300−500 страниц может стоить от 150 до 300 рублей. Далеко не каждый специалист при такой цене купит даже нужную ему книгу, что уж говорить про обывателей. А ведь многие ученые-историки пишут интересно, понятно, их труды представляют ценность не только для специалистов, но и для широкой аудитории.
В этой связи особо возрастает значение преподавания истории в вузе. Однако в вузовской программе число часов на отечественную историю постоянно сокращается. Что же может сделать преподаватель истории за это небольшое время, которое отвели ему сегодня? К сожалению, опять «галопом по Европам», только в еще более быстром темпе. Сложившаяся ситуация требует принятия срочных мер. Изучение истории в вузе должно быть поставлено на новую методологическую и теоретическую высоту. Необходимо не только сообщать студентам основные исторические факты, но и помогать им чувствовать логику исторического процесса, учить оценивать влияние на события разных факторов, сопоставлять различные подходы в историографии. Это не только даст более глубокие исторические познания, но и приучит студентов размышлять, анализировать. Все это невозможно при том малом числе часов, которым располагают вузовские преподаватели. Курс должен быть расширен как минимум до 80−100 часов, чтобы у преподавателя хватало времени не только напомнить студентам основные исторические события, но и организовать дискуссию в аудитории, познакомить студентов с мнениями разных историков, использовать наглядность (например, показать фрагмент кинохроники). Преподаватель в вузе должен стремиться использовать и внеаудиторные формы работы: экскурсии в музеи, проведение вечеров, поездки на места исторических событий. К сожалению, постоянно возрастающая нагрузка на преподавателей мешает им заниматься внеаудиторной работой, поэтому они должны научить студентов самих читать историческую литературу и размышлять об исторических фактах.
Это особенно важно на фоне появления в прессе вала безграмотных и амбициозных публикаций. Например, не так давно одна газета напечатала, что Куликовской битвы… не было! Об известных расчетах одного математика, увлекшегося историей, говорить не хочется. Печально только, что именно его «исторические труды» оказывают сильное влияние на умы людей, и многие обыватели принимают его сумасбродные «теории» за чистую монету. Вузовский курс истории Отечества просто обязан противостоять потоку антинаучных знаний.
Мне могут возразить: а зачем нужна история? Вуз должен давать только профессиональные знания, готовить специалистов, а история — дело школы и исторических факультетов. Ведь незнание исторических событий не повлияет на профессиональные способности, например юриста. О роли интеллигенции в нашей стране мы уже говорили. Можно также добавить, что современные студенты, в особенности юристы и управленцы, — потенциальные руководители государства. Как они будут управлять страной, если не знают ее истории? Повторение одних и тех же ошибок в таком случае неизбежно. Многие процессы в нашем Отечестве имеют глубокие исторические корни. Например, непростая ситуация на Северном Кавказе. Но длившаяся несколько десятков лет Кавказская война велась еще в XIX веке, однако никто из нынешних политиков не вспомнил уроки прошлого. Не затребован сегодня и опыт проведения судебной реформы 1864 года, несмотря на усердное реформирование судебной системы на протяжении последних десяти лет. Можно привести много примеров.
Обществу необходимо вспомнить и об основной функции истории: она не столько предостерегает от повторения ошибок, сколько является основой для мировоззрения человека. Сейчас очень много говорят о потере нравственных ориентиров, о падении духовности. Человек — существо социальное, ему недостаточно только есть, пить, одеваться. Он должен чувствовать себя членом социума, всего человеческого сообщества, осознавать, кто он в этом мире и что представляет собой его страна. Помочь ему в этом как никакая другая учебная дисциплина может отечественная история. Именно она позволяет выбрать верные нравственные ориентиры и ценности, осознать личную ответственность за судьбу страны и мира. Государственный деятель без нравственных ориентиров может стать причиной катастрофы для нации. Пренебрежение историческим знанием рано или поздно приведет к печальным последствиям.
Наверное, никто из тех, кто слышал голос Левитана, возвещавшего о капитуляции Германии 9 мая 1945 года, даже представить себе не мог, что пройдет не так уж много времени, когда его потомки будут записываться в ряды нацистской партии и ходить в черной форме со свастикой. Совсем недавно на Киевском вокзале в Москве я видела марш фашистов. Это было страшное зрелище. Мне подумалось: почему в нашей стране, пострадавшей в борьбе с нацизмом как никакая другая, это стало возможно? В 1941 году отряды добровольцев уходили защищать Москву от немецких войск, а в 1999 году по той же Москве идет колонна молодых людей со свастиками на рукавах… Придя на работу в вуз, послушав ответы студентов и абитуриентов, я все поняла. Мы плохо знаем историю, поэтому мы можем пойти за любыми лозунгами и создать свои Дахау и Бухенвальд. А все потому, что для нас эти страшные названия уже ничего не значат. Не стоит удивляться, что националистические лозунги стали так популярны в наше время. Мы с легкостью бросаем лозунг «Россия для русских», забыв, что множество других народов является коренными жителями нашей страны.
Потеря исторической памяти грозит вымиранием нации. Об этом хорошо помнили в годы Великой Отечественной войны. Даже в блокадном Ленинграде, когда казалось бы, можно было думать только о хлебе, защищались диссертации по истории, а лучшие историки ехали на фронт читать лекции по истории страны, за что получали офицерские звания. В нелегкие годы в скудном государственном бюджете все же находились средства на съемку патриотических фильмов.
Неужели сейчас нам надо оказаться на краю пропасти, чтобы вспомнить свою историю и осознать ее важность?
2004. N 9. С. 30−33.