Седмицa.Ru | Г. Балыхин | 24.01.2005 |
Позвольте сердечно поприветствовать Всех собравших на Тринадцатые Рождественские образовательные чтения. Каждый год чтения собирают все более широкий круг и церковных, и светских ученых, деятелей образования и культуры. Это показывает, что в нашей общественной жизни идеи сотрудничества, соработничества начинают оказывать все большее влияние на подходы решению такой важнейшей задачи как духовно-нравственное воспитание и развитие. Главная тема этих чтений «Школа, семья, Церковь — соработничество во имя жизни» проникнута особым нравственным смыслом.
Как руководителю федерального государственного органа управления образованием мне хотелось бы в своем выступлении коснуться тех аспектов реализации задач воспитания подрастающего поколения, которые находятся в компетенции Федерального агентства по образованию.
Как вы знаете, проводимая в стране административная реформа внесла в управление системой образования существенные перемены. Новая система федеральных органов управления образованием основана на принципах четкого разделения функций.
Полагал бы целесообразным в связи с этим в нескольких словах проинформировать Вас относительно тех полномочий, которые установлены постановлениями Правительства Российской Федерации Министерству образования и науки, Федеральному агентству по образованию и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.
В компетенцию Министерства образования и науки входит выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования, определение стратегии и приоритетных направлений развития образования и науки; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет функции надзора в этой сфере.
Функции, возлагаемые на Федеральное агентство по образованию или Рособразование, связаны с реализацией той государственной политики в области образования, той стратегии развития образования, которые вырабатываются Министерством образования и науки. В целом ядро полномочий Рособразования составляют управление государственным имуществом, оказание государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Хочу также отметить, все учреждения и организации, подведомственные раньше Министерству образования Российской Федерации, согласно постановлению Правительства Российской Федерации в настоящее время находятся в ведении Рособразования, а это — 335 вузов, 625 техникумов и колледжей, 2555 профессионально-технических училищ.
Важным условием совершенствования системы образования Российской Федерации является создание механизмов, гарантирующих определенный уровень финансово-экономической поддержки сферы образования со стороны федеральной и региональной государственной власти, муниципальных органов управления. Иными словами, задачи, которые формулируются перед системой образования, должны быть обеспечены достаточными ресурсами.
В этом аспекте особое значение приобретает выработка новых экономических механизмов, соответствующих современному этапу социально-экономической трансформации нашей страны.
Сохраняющийся и на сегодняшний день сметный порядок бюджетного финансирования учебных заведений во многом ограничивает возможности и стимулы повышения качества услуг и их предоставления.
Не случайно поэтому Министерство образования и науки Российской Федерации интенсифицирует разработку и внедрение новых механизмов финансирования образования, которые должны будут осуществляться в ходе общей бюджетной реформы.
В основу финансирования системы образования предполагается положить принцип «управления по результатам». Это означает, что любая финансируемая за счет бюджетных средств программа развития образовательной деятельности должна содержать четкий перечень индикаторов результативности.
Сложность системы, ее многофункциональный и многоцелевой характер требует использования различных финансовых механизмов, применяемых в оптимальном сочетании. Использование системы механизмов позволит не только повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на развитие образования, но и привлечь дополнительно внебюджетные источники или как принято говорить, позволит повысить инвестиционную привлекательность системы образования.
Один из механизмов, предполагаемых к внедрению, это нормативно-подушевое финансирование, которое с одной стороны, позволит обеспечить прозрачность распределения бюджетных средств, а с другой стороны, будет увязывать непосредственного потребителя образовательной услуги с объемом выделяемых на ее реализацию финансовых средств по принципу «деньги следуют за учащимся».
Эксперимент по отработке способа реализации этого механизма проводился в ряде субъектов Российской Федерации, в частности, в Самарской и Ярославской областях, в Чувашской Республике и других. Эксперимент позволит найти взвешенные пути решения как правовых, так и технологических вопросов внедрения этого механизма.
Проводимая в настоящее время реформа образования, предусматривающая введение единого государственного экзамена и использование для дифференцированного поступления в высшие учебные заведения государственных именных финансовых обязательств, предполагает также поиск и разработку новых финансовых механизмов частичной или полной компенсации затрат на обучение.
Одним из таких механизмов может стать система кредитования граждан, обучающихся на платной основе. Напомню, что создание специальной системы кредитования в виде личного социального образовательного кредита предусмотрена пунктом 6 статьи 42 Федерального закона «Об образовании». Пока что кредитованием граждан на образовательные цели занимается Сбербанк России, который разработал и утвердил еще в июле 2000 года порядок предоставления кредитов физическим лицам на оплату обучения в образовательных учреждениях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Вместе с тем для широкого распространения этого экономического механизма важно определить такую процентную ставку по кредиту, чтобы сделать его доступным даже для семей с невысоким достатком. Кроме того, возможно предусмотреть такой общий срок кредитования, например, 15 лет, который позволял бы сократить величину ежемесячных выплат по кредиту, что создало бы для лиц, закончивших образовательное учреждение, условия, позволяющие более рационально планировать свой бюджет на длительную перспективу. Внедрение этого экономического механизма требует решения и других организационных вопросов, таких как разработка вариантов схем погашения кредита, определение возможности привлечения программ долгосрочного страхования как источника накопления средств, необходимых для получения образования.
Рассматривается как возможный экономический механизм введение государственного субсидирования граждан Российской Федерации на получение высшего и среднего профессионального образования.
Предполагается, что субсидии могут предоставляться гражданам Российской Федерации, изъявившим желание отработать не менее трех лет на предприятиях или в учреждениях государственного сектора экономики или в сфере управления по направлению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, которые выступают в качестве заказчика специалиста. Необходимым условием получения субсидии является наличие договора, регулирующего отношения между гражданином, заказчиком и образовательным учреждением. Это означает, что гражданин, изъявивший желание отработать определенное количество лет на предприятиях или в учреждениях государственного сектора экономики, заключает договор с заказчиком, который направит его на работу по окончании обучения, образовательным учреждением, которое будет осуществлять соответствующую подготовку.
Важным механизмом бюджетного финансирования является использование реализуемых на принципе программно-целевого подхода среднесрочных программ развития.
В рамках среднесрочных программ в первую очередь целесообразно финансирование создания современных образовательных инфраструктур, таких как образовательные компьютерные сети, образовательные базы данных, электронные библиотеки образовательных программ, учебных и учебно-методических материалов, учебно-методические комплексы и другое.
Замечу, что образовательные учреждения Православной Церкви также могли бы стать пользователями этих ресурсов.
Уважаемые участники Рождественских чтений !
Осуществляя возложенную на Рособразование функцию государственного заказчика федеральных целевых программ, Агентство уделяет особое внимание федеральной целевой программе «Дети России», позволяющей, в том числе, укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений. Так, реализация подпрограмм «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» позволили оснастить аппаратно-программными средствами, автотранспортом и другим оборудование свыше 300 учреждений дополнительного образования детей, профинансировать более 100 массовых мероприятий, которых приняло участие свыше 200 тысяч человек. Только в 2004 году было выделено 42 млн. рублей на организацию профильных лагерей для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Более чем 8 тысяч детей участвовали в работе профильных лагерей Юных техников, Туристов-краеведов, лагерей труда и отдыха. Эти расходы федерального бюджета являются непосредственной государственной поддержкой семье и школе в плане создания условий для духовно-нравственного развития детей и подростков.
Одним из приоритетных направлений поддержки семьи является финансирование из федерального бюджета программы обеспечения жильем молодых семей. По данным экспертов Государственной Думы в 2004 году на реализацию программы было выделено 500 млн. рублей из федерального бюджета и 6,5 млдр. рублей из региональных бюджетов. В ее реализации приняли участие 27 тыс. молодых семей. Более 8 тыс. из них построили или приобрели квартиры. Почти 3,5 тысячи семей получили субсидии из федерального бюджета для погашения части затрат на приобретение жилья в связи с рождением ребенка. Казалось бы, это далекая от системы образования проблема. Но воспитательная работа среди студентов не должна ограничиваться спортивно-массовыми и досуговыми мероприятиями. Молодым студенческим семьям необходима действенная экономическая поддержка государства, которая как лакмусовая бумажка, показывает реальный интерес государства в укреплении молодой семьи, чтобы молодая семья имела достойные условия для рождения детишек. Любопытно отметить, что по итогам проведенного в 2003 году мониторинга «Положение молодой семьи в Российской Федерации» число разводов в молодых семьях стало ниже на 2,5%.
Со своей стороны, Рособразованием проведены семинары -совещания по обмену опытом в области молодежной жилищной политики с руководителями органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации и молодыми семьями. Причем если в 2001 году в них приняли участие 782 человека из 59 субъектов Российской Федерации, в 2002 году — 985 участников из 68 регионов России, в 2003 году — одна тысяча 645 участников из 75 субъектов Российской Федерации.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из актуальных задач государства и общества. Преданность Отечеству, верность гражданскому и военному долгу, самоотверженность, мужество, храбрость, стойкость, взаимовыручка традиционно считались основополагающими добродетелями в российском обществе. Хочется отметить, что это направление воспитательной деятельности семьи и школы имеет одну из богатейших традиций в Православной Церкви. Глубокие и мощные корни традиции прославления для почитания, празднования памяти, печатания житий для назидания в благочестии обусловлены не только более чем тысячелетним периодом развития религиозно-патриотических взглядов. Благодарная память потомков- это также и основа их духовно-нравственного развития.
Как Вы знаете, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, проявляющего национальную и религиозную терпимость к традициям и культуре других народов.
В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации в 2004 г. в августе состоялись Всероссийский слет юных патриотов «Равнение на Победу» и Всероссийский финал военно-спортивной игры «Победа», в которых приняли участие 67 команд из различных регионов Российской Федерации. Общее число участников составило около тысячи человек. Почетными гостями этих мероприятий были ветераны Великой Отечественной войны.
В конкурсе «Ратные страницы истории Отечества», посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, ребята проявили глубокие знания военной истории, культурного и духовного наследия России и городов-героев. Состоялась выставка-презентация, которая называлась «Расти патриотов России». Был организован дискуссионный клуб под названием «И мужество как знамя пронесем». На заседаниях клуба ребята посмотрели лучшие видеозаписи «интервью с ветераном войны», которые были подготовлены ими в качестве домашнего задания.
Важным средством духовно-нравственного воспитания патриотизма, любви к Родине, благодарности отцам и дедам явились мероприятия, посвященные Празднованию 60-летия Великой Победы. В сентябре в городе Брянске состоялось закрытие Всероссийской «Вахты Памяти — 2004» В торжественном закрытии Всероссийской «Вахты Памяти — 2004» приняли участие 86 представителей из 27 субъектов Российской Федерации. Закрытие «Вахты Памяти» дало возможность подвести итоги поисковой работы в 2004 году, обсудить вопросы, связанные с составлением Книги Памяти, с деятельностью военно-патриотических, исторических клубов, ассоциаций школьных музеев.
Одним из условий гражданского становления, военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи является увековечение памяти защитников Отечества. Поисковые отряды и объединения существуют в 25 территориях, где велись боевые действия в годы Великой Отечественной войны, и в 27 «тыловых» территориях Российской Федерации. Создан доступный для бесплатного пользования в сети Интернет единый электронный банк данных погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, в который занесено уже более 1 млн. имен павших на полях сражений.
Представляется очень важным, чтобы эти мероприятия проходили в контексте семейных ценностей. Ведь и поисковая работа, и чествование ветеранов — это не только благодарность потомков за великий ратный подвиг. Это в первую очередь восстановление и сохранение связи времен, памяти о наших дедах и отцах. Это они — те герои, которые не щадили своей жизни за Отечество, за своих дедов, отцов, матерей, за своих будущих детей, это они беззаветно сражались в защиту свободы и независимости нашей Родины.
Наверное, глубокоуважаемые участники Рождественских чтений разделят мнение, что плоды сотрудничества семьи и школы тем продуктивнее, чем выше авторитет и родительский, и учительский. Одной из важных форм поддержки авторитета учителя, является Всероссийский конкурс «Учитель года России», позволяющий в тесном общении коллег поделиться не только педагогическим мастерством, но и добром души и теплом сердец.
Финал конкурса «Учитель года России» по сложившейся традиции проходит накануне Международного дня учителя. Так случилось, что в прошедшем уже 2004 году торжественное открытие пятнадцатого Всероссийского конкурса пришлось на день Рождества Пресвятой Богородицы. Участники церемонии Открытия отметили данное совпадение как знак свыше, как доброе предзнаменование.
В целом же в конкурсе приняли участие представители учительства из 78 регионов. В финале конкурса в течение 12 дней учителя демонстрировали знания и профессиональное мастерство: было проведено 115 открытых уроков и мастер-классов, состоялись встречи с учеными, круглые столы и пресс-конференции, на которых шел разговор о том, как сделать российскую школу лучше, дойти до каждого ребенка, воспитать его способности и таланты, взрастить духовно-нравственно.
Как Вы знаете, победителем конкурса стал учитель литературы средней школы поселка Крылове Калининградской области Евгений Игоревич Славгородский.
Другой уже завоевавший признание Всероссийский конкурс -«Лидеры в образовании», также позволяет повышать престиж образовательной системы в обществе, пропагандируя ценнейший опыт руководителей образования разного уровня. В 2004 году в нем приняли участие руководители из 58 субъектов Российской Федерации. В финале, состоявшемся в Санкт-Петербурге, участвовало 30 человек. Они представили свои проекты и концепции, защищали новые идеи и планы. Конкурс показал как много действительных лидеров, ярких и сильных творческих личностей, способных повести за собой, есть среди управленцев системы образования.
В апреле 2004 года был дан старт первому Всероссийскому конкурсу «Лучшие школы России», который проходил в рамках Российского образовательного форума. Конкурс определил 10 лучших образовательных учреждений, а всего в состязании участвовали одна тысяча 177 образовательных учреждений из 77 регионов России.
Я не случайно позволил себе задержать Ваше внимание на этих мероприятиях. Внутренняя задача каждого из проводимых конкурсов — это возможность обмена опытом в форме особого праздника, это возможность сказать слово большому числу людей, это возможность работникам образования сблизиться и почувствовать себя членами большой семьи, призванной служить обретению корней и духовно-культурному родству.
Уважаемые участники Рождественских Чтений!
Прошу Вас, дорогие коллеги — участники Чтений, минутой молчания почтить память безвинно пострадавших в той трагедии. Спасибо. В этом учебном году главный для всех и каждого из нас праздник образования 1 сентября был омрачен страшной бедой — террористическим актом, совершенным мерзавцами в человеческом обличий в школе города Беслана Республики Северная Осетия — Алания. Боль и горечь не оставляют нас и сегодня!
В Рособразовании был образован антикризисный оперативный штаб по оказанию помощи пострадавшим и семьям погибших в результате террористического акта. Была открыта горячая линия Федерального агентства по образованию, по которой опытные педагоги и психологи оказывали психологическую поддержку. Кроме того, было собрано более 28 млн. рублей добровольных отчислений от образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, а также органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Поступили денежные пожертвования и от коммерческих организаций в сумме, превышающей 2 миллиона рублей. Все эти средства были направлены на нужды пострадавших в Беслане.
Была осуществлена доставка гуманитарной помощи, адресованной образовательным учреждениям Беслана, в ее составе 98 компьютеров, 6 копировальных аппаратов, 4 принтера, 15 комплектов расходных материалов для медицинских кабинетов, 265 образовательных CD-диска, 360 образовательных видеокассет, 1 медицинский стол. Были доставлены также более 125 тысяч экземпляров учебной литературы; около 3 тыс. парт различной конструкции для более чем 5 тысяч, 63 компьютерных стола, стулья для учащихся и преподавателей, 86 классных досок, оборудование для медицинских кабинетов, 52 стола обеденных стола на 208 посадочных мест, технологическое оборудование для столовых, 6 комплектов спортивного оборудования, кровати, учебно-наглядные пособия для физики, химии, биологии, астрономии и другое. Было организовано посещение в госпиталях и больницах г. Москвы пострадавших в результате теракта в Беслане; - дополнительно к региональной квоте Республики Северная Осетия-Алания выделено 65 путевок во Всероссийский Детский Центр «Орленок», а в 2005 году на базе «Орленка» планируется дополнительно оздоровить 150 детей.
По решению Правительства Российской Федерации выделено 685 млн. рублей для строительства в г. Беслане двух средних школ на 600 мест каждая, совмещённого объекта «Детский сад — художественная школа» с непрерывным циклом обучения детей (на 120 мест), детского сада — ясли (на 120 мест), а также для приобретения пяти школьных автобусов. Строительство школ должно быть закончено до 1 августа 2005 года. Это далеко не полный перечень той материально-финансовой помощи, которая была оказана школам и семьям Беслана. Но самое главное, что почувствовали и поняли все мы — семья и школа — единый организм и, как сказано святым апостолом Павлом: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12,26).
В своем послании участникам XX Международного конгресса «Семья на пороге тысячелетия» Патриарх Московский и всея Руси Алексий писал: «Уже сегодня мы слышим голоса, предрекающие некую „эволюцию“ семьи, которая в ее традиционном виде будто бы устарела. Нам говорят, что будущее — за многообразием форм совместной жизни, подчас не возлагающей на „партнеров“ длительных обязательств (не говоря уж об обязательствах пожизненных). Эти защитники прав почему-то совсем не думают о правах ребенка. Между тем всякий человек, рожденный и воспитанный в „традиционной“ семье, по своему опыту знает, что каждому мальчику, каждой девочке нужны папа и мама, которые любят их и любят друг друга, которые никогда друг друга не бросят, которые готовы жертвовать собою ради них. Поэтому я хотел бы предложить во всех раздумьях о будущем семьи исходить из признания первостепенного значения прав ребенка». Представляется, что признание первостепенного значения прав ребенка — та стержневая идея, которая определяет не только будущее семьи, но и составляет основу деятельности школы, и является общим фундаментом сотрудничества для светских и церковных соработников.
Желаю участникам Рождественских чтений продуктивной работы. Пусть дискуссии будут открытыми и доброжелательными. Выражаю уверенность, что объединение всех сил российского общества во имя идеалов добра определит нравственное лицо нашей Родины.
====================
Доклад епископа Нижнего Дуная Кассиана (Румынская Православная Церковь) «Религиозное воспитание как решающий фактор в формировании личности юного христианина сегодня»
1. Христологический аспект воспитания.
Мы приветствуем инициативу Московской Патриархии организовать международные духовные дискуссии на тему религиозного христианского воспитания. Эта инициатива внесет значительный вклад в осознание необходимости скорейшего возвращения к чистым источникам проповеди Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, истинного Учителя.
С самого начала нужно обратить внимание, в связи с воспитанием вообще и с христианским воспитанием в частности, на роль воспитателя как пример достойный подражания, а также на роль преподаваемых знаний, которые должны соответствовать конечной цели обучения и знания — улучшение жизни человека, не только в духовном, но и в социальном плане. Как христиане, мы не можем отделять сферу духовного, того, что от Бога, от сферы человеческого, того, что получено из человеческого опыта. Все больше и больше великих людей, особенно из научной и технической сферы, говорят о присутствии духа в начале любого ответственного и продолжительного действия из жизни человечества. Тем более христиане, богословы, священнослужители или верующие исследователи, должны своей жизнью являть пример другим, чтобы вместе с педагогическими методами они смогли бы свидетельствовать о пользе духовных методов, которые дал нам сам Бог, через Свою Церковь. Все эти люди должны стать педагогами, в духовном плане, начиная с семьи — первой «домашней» школы и продолжив в школе, а потом в Церкви. Церковь — единственное богочеловеческое учреждение, которое может осмыслить разные социально-культурные и научные направления, сопоставляя их с данными святого Откровения. Образец истинного воспитателя и универсального Учителя — это Спаситель, который делается служителем для всех, чтобы их приобрести для правды, жизни, мира и спасения.
Для нас, христиан, путеводитель к совершенству — Сам Совершенный, потому что Он и Бог в Троице и Человек, родившийся из Приснодевы Марии. Так что мы следуем Богу и Человеку Иисусу Христу, Который ведет нас к совершенству. Это — воспитание воспитаний, урок уроков и учение учений, икона икон и тайна тайн, как нас наставил и Св. Афанасий Великий: «Бог сделался человеком, чтобы обожить его». За короткое время, уделенное нашему докладу представляем вам некоторые конкретные мысли о христианском воспитании в целом и о религиозном воспитании в Румынии.
2. Церковь — источник образования
Так как мы все знаем, Господь начал Свою деятельность с призвания учеников, которые должны были бы следовать Ему и в свое время возвестить миру новое учение Евангелия. Так мы понимаем лучше школу Господа, школу вечной жизни, которая начинается в нашем мире и ведет к вечности. Ученики говорят Господу: «Научи нас молиться». Эта и есть цель апостольства: принятие Евангелия и его проповедь через общение с Богом.
Так сделали свв. Апостолы, так наставил нас наш общий Апостол — Андрей: «мы нашли Мессию, что значит Христос», показал Его Петру и с тех пор, бесконечно, мы показываем Его друг другу, чтобы Он наставил нас на путь общения со Святой Троицей.
Апостольской школе последовала святоотеческая. Святые Отцы являются вместе с тем «величайшими учителями мира», как Св. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, которые сияют как солнце на благодатном небе Православия. После Христа, Святые делаются примерами в христианском воспитании.
Можно привести как пример для общения между нашими разными по языку и культуре Церквями исихастов молдавских монастырей: Св. Василия из Пояна Мэрулуй и Св. Паисия Величковского, которые оба были славянами и которые воссияли на афонской, а потом на румынской земле. Они оставили нам «Добротолюбие». Это чудесное творение стало в последствии очень известным на Руси и на Балканах, вдохновив многих святых: Преп. Амвросия Оптинского, Преп. Феофана Затворника, Преп. Серафима Саровского и др., а также православных писателей и мыслителей, одним из которых был Ф.М.Достоевский, а потом В. Лосский, о.Г.Флоровский и др.
3. Румынская Церковь и её роль в православном воспитании.
Благодаря таким духовным православным подвижникам, какими были Св. Иоанн Касиян и Св. Герман из Дакии, Христианство в дальнейшем распространялось по румынской земле. Первым учебником стало Евангелие, а первым учителем священнослужитель. Но о воспитании можно говорить только применительно к средневековью, когда, после организации румынских государств, стали постоянными и церковные центры. В основном образованными людьми были клирики, а первые школы возникали при монастырях. Богослужебные книги стали учебниками, до XIX-го века, когда начали создавать школы университетского уровня.
Нужно подчеркнуть, что после падения Константинополя общение между православными велось через исихастское движение, которое воссоединило Святую Гору, греческий, славянский и румынский мир. Так, св. Ефтимий из Тырново общался со св. Никодимом из Румынского государства (Валахия), так же и сербы с румынами, а преп. Паисий Величковский свидетельствует об этих связях изданием на славянском языке «Добротолюбия». Также, особую роль имел в этом плане Ясский Собор, который одобрил Православное Учение веры св. Петра Могилы, Киевского митрополита.
В Румынии Церковь сначала играла главную роль в образовании национального языка благодаря переводу Библии в 1688 г., а потом всех богослужебных книг. Ивирийский митрополит Антим, недавно канонизированный, имел особенное влияние на развитие переводческой деятельности богослужебных книг на язык народа еще с XVII века.
Первые педагоги и философы, которые основали школы университетского уровня в Бухаресте и Яссах были богословами или сыновьями священников, а секуляризация затронула румынскую школу только к концу XIX-го века. В междувоенный период были попытки серьезно противостоять секуляризации и материализму, но, к сожалению, последний господствовал в стране почти пол столетия.
Несмотря на тяжелые коммунистические времена, Румынская Церковь смогла все-таки воспрепятствовать закрытию шести Духовных семинарий и двух Богословских академий. В эти тяжелые времена почти все храмы оставались открытыми, что и поддерживало связь народа с Церковью. Почти все румыны принимали крещение, хотя порой это приходилось скрывать.
После 1989 одно из первых мероприятий Священного Синода было открытие всех Духовных семинарий, которые были закрыты коммунистами, и возобновление преподавания религии в светских школах. Процесс приспособления к новой ситуации еще длится, и результаты будут видны спустя годы.
Нужно подчеркнуть, что Церковь смогла своими силами, из клира и богословов предоставить учителей для своих учебных заведениях и для светских школ, сначала без специальной педагогической подготовки, а потом уже профессиональных преподавателей.
Так же и для государства стало ясно, что это полезно для морально-духовного возрождения народа. Так что, в Конституции (32 ст., пункт 7) было написано: «Государство обеспечивает свободу религиозного образования», а в Законе об Образовании N84/1995 (9 ст., пункт 1) говорится о месте религии среди других обязательных предметов: «Кадровые планирования начального образования, в гимназии и в лицее включают Религию как школьный предмет…»; 41 статья того же закона запрещает «сектантский прозелитизм в рамках образования».
Также, благодаря плодотворному сотрудничеству между Церковью и государством все учителя церковных и светских школ имеют зарплату из государственного бюджета. Надо подчеркнуть особенную роль «протокола» между Патриархией и Министерством Образования, в силу которого Церковь имеет право разрабатывать школьную программу и учебники и назначать учителей. Во всем учитывается мнение местного епископа в связи с решениями о религиозном образовании.
Эта важная сторона вопроса отражает ту истину, что сотрудничество и диалог между верой и культурой, между наукой и верой идет на благо человека. Так воспринимал это и святитель Филарет Московский: «Вера в Христа не противостоит истинному познанию, потому что вера не сплетается с неведением».
В Румынии подготовка педагогов осуществляется на базе изучения двух специальностей, в семинариях и в факультетах. Таким образом, для будущих учителей религии имеются следующие секции: «Богословие и Румынский язык и литература», «Богословие и Иностранные языки», «Богословие и Педагогика», «Богословие и История», «Богословие и Социальное Служение». В этих секциях студенты имеют возможность изучать и светские науки.
В Румынии теми же правами пользуются все законные культы. Православная Церковь в Румынии насчитывает 87% населения и к сегодняшнему дню имеет 40 Духовных Семинарий и 14 Богословских факультетов, где учатся будущие священники и учителя религии.
Для обучения церковных песнопевцев и социальных служителей есть специальные школы.
Таким образом мы можем сделать следующие выводы.
1. Религиозное воспитание в светских школах — великий дар Божий для Церкви, для исполнения своей миссии в мире.
2. Древний опыт Церкви и миссионерская зрелость способствовали воспитанию через сохранение религиозности народа.
3. Церковь сделала богословское образование более открытым для мира, чтобы сделать возможным диалог между верой и культурой.
4. Церковь еще раз осознала свою роль духовной матери народа, подчеркивая роль христианского воспитания в защите здоровой и моральной жизни, которой все больше и больше грозит секуляризация.
5. Церковь вновь занимает свое место в обществе через ее социальных служителей.
6. Церковь понимает, что необходимо защищать верующих от угрозы отдаления от религиозного самосознания перед «импортными» культами и религиями.
7. Через религиозное воспитание в школах, детям дается шанс участия в диалоге с современным миром в континентальном и глобальном плане, через свидетельство о мирной и уравновешенной вере перед всеми фанатичными угрозами, тревожащими мир и покой всех тех, которые хотят гармонии и братства, в подлинной христианской солидарности.